Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Зольникова Т.Н. Мониторинг качества знаний учащихся по информатике

Автор: 
Зольникова Татьяна Николаевна
Место работы: 
учитель информатики МОУ СОШ № 2 г. Амурска
Контакты: 

Мониторинг качества знаний учащихся по информатике
через использование тестовых заданий

 

Мониторинг – слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Только знание того, идём мы вперёд или стоим на месте, даёт возможность грамотно проводить работу по коррекции образовательного процесса.

 

Мониторинг качества знаний учащихся, конечно же, необходим. Необходим хотя бы потому, что в современном обществе никакая профессиональная деятельность (в т.ч. педагогическая) не может считаться таковой, если отсутствует простой и чёткий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.
Объектом мониторинга может быть не только качество знаний, но и всё что угодно, например: здоровье, климат, экологическое состояние, и пр. Можно выделить две основные особенности объектов мониторинга.

 

Первая из них – это их динамичность. Все объекты, изучение или обследование которых осуществляется с применением мониторинга находятся в постоянном изменении, развитии (и качество знаний учащихся не исключение!).

 

Вторая особенность – это наличие или возможность опасности, возникающей в процессе функционирования объекта мониторинга.

 

Таким образом, задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, в широком понимании этого слова, для эффективного функционирования объекта. Причем не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.

 

Чтобы осуществлять мониторинг качества знаний, необходимо иметь конкретные данные об этом «качестве». Получить их можно, как известно с помощью различных систем контроля и учёта знаний.

 

Как известно, под педагогическим контролем понимают систему научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. Более узкое определение гласит, что педагогический контроль - это выявление, измерение и оценка знаний, умений и навыков учащихся. Различают текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный контроль. В школе распространены такие методы диагностики учебных достижений учащихся, как экзамены и зачеты, письменный и устный опрос, контрольные работы, рефераты. Все они имеют достоинство и недостатки. Так, опрос прост и универсален, активизирует знание, развивает речь, но не дает возможности проверить знания всех одновременно. Экзамен позволяет определить уровень знаний учащихся в целом, но многие из них испытывают чувство страха и неуверенности и поэтому не могут реализовать свои возможности. Традиционные методы контроля зачастую субъективны, у каждого экзаменатора есть свои специфические требования: одни ценят — логичность ответа, другие — его основательность, третьи — оригинальность в суждении. Да и критерии оценки у каждого учителя разные, что делает отметки несопоставимыми между собой. Чтобы объективно оценить знания учащихся, необходимо их измерить. Можно определить основные подходы к измерению уровня знаний, сформировав образ знания, подобрав задания и оценив их выполнение. Основные направления совершенствования контроля, таким образом, связано с переходом к объективным методам измерения знаний. Наилучшим и наиболее корректным из известных сегодня методов измерения знаний обучаемых, на мой взгляд, является педагогический тест.

 

По определению, тест – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Несмотря на то, что ведется много споров по поводу использования тестов для контроля и оценки качества знаний, на мой взгляд, именно тестовый контроль подходит для оценки учителем работы учащихся с материалом раздела, особенно теоретическим.

 

Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест – разминка, контрольное тестирование, аттестационное тестирование и т.д. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.

 

Тесты позволяют:

  1. эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени;
  2. качественно оценить знания учащихся;
  3. освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ;
  4. повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков;
  5. в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи);
  6. вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала;
  7. применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми,
  8. повышение мотивационной стороны обучения,
  9. использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке),
  10. большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся),
  11. возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).

 

Кроме того, систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время может быть использовано для выполнения практических работ на компьютере, а также для закрепления полученных практических навыков с помощью различных тренажеров.

Опыт показывает, что и сами учащиеся предпочитают тестирование другим методам контроля знаний, считая его наиболее объективным.

Тест – это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: валидность, определенность, стандартизированность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. Разработка тестовых заданий, конструирование тестов – сложный процесс, требующий высоко профессионального уровня, тщательной экспериментальной проверки качества разработанных тестов.

Валидность тестов отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.п.), для оценки которого он предназначен. Не обладающие валидностью тесты не пригодны для практического использования.
Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задаче.
Стандартизированность – единая процедура проведения тестирования и подведение его итогов.
Надежность теста – это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможности влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.)
Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.

При составлении тестовых заданий должны учитываться также следующие требования:

  1. строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;
  2. простота – каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;
  3. однозначность – формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.

При выборе критериев оценки тестовых заданий также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

  1. информационные навыки (узнает, вспоминает),
  2. понимание (объясняет, показывает),
  3. применение (демонстрирует),
  4. анализ (обдумывает, обсуждает),
  5. синтез (комбинирует, моделирует),
  6. сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).

Это позволяет определить уровень сложности теста.

Недостатки:

Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Таким образом видно, что техника составления тестов очень сложна и требует очень глубокой подготовки. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов. Рядовому учителю, на мой взгляд, с задачей разработки качественного теста очень сложно справиться. Поэтому, в своей работе я использую готовые тесты, которые беру из различных источников, т.к. они разработаны целыми коллективами научных сотрудников. Сама составляю небольшие тестовые задания в соответствии со своими задачами (применяемые мною на закрепление или при опросе).

Практически каждый урок я начинаю с короткого тестирования. (показ примеров собственных интерактивных тестовых заданий )

С помощью тестовых заданий определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для дальнейшего обучения. Именно на этом можно основывать индивидуальную работу с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости.

Для того, чтобы повысить качество знаний учащихся (на что, собственно направлена вся деятельность учителя!) необходима регулярная работа, т.е. мониторинг должен быть не от случая к случаю, а постоянное наблюдение с целью предотвращения нежелательных последствий и своевременного корректирования учебного процесса.

Скачать тесты

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1-2.М., 2002 год
  2. Самылкина Н. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2003 год

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн