Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Выпуски журнала
|
- Октябрь 2013, Том 2013, № 59
- Сентябрь 2013, Том 2013, № 58
- Май 2013, Том 2013, № 55
- Апрель 2013, Том 2013, № 54
- Март 2013, Том 2013, № 53
- Февраль 2013, Том 2013, № 52
- Январь 2013, Том 2013, № 51
- Декабрь 2012, Том 2012, № 50
- Ноябрь 2012, Том 2012, № 49
- Октябрь 2012, Том 2012, № 48
|
|
|
Гультяева Л. И. Изучение темы «Защита информации» в 10 классе с помощью УМК Семакина И.Г. и др.
|
|
|
|
Автор:
Гультяева Людмила Ивановна
Место работы:
учитель информатики и ИКТ, руководитель районного ресурсного центра г. Невеля Псковской области
Изучение темы «Защита информации» в 10 классе с помощью УМК Семакина И.Г. и др.
Аннотация
Предмет «Информатика и ИКТ» изучается в нашей гимназии с использованием УМК Семакина И.Г. и др. [1], [2], [3] в старшей, основной школе и УМК Босовой Л.Л. В программе общеобразовательного курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (базовый уровень) для 10 – 11 классов Семакина И.Г. и Хеннера Е.К. [4] на изучение темы «Информационные процессы в системах» отводится 11 часов. В основе данного материала лежат знания учащихся, полученные в основной школе и связанные с понятиями систем, информационных процессов, кибернетических моделей процесса управления. Помимо этого, учащиеся получают новые знания о передаче, автоматической обработки информации, поиске данных. Завершается же данная тема двумя уроками, посвященными защите информации. Рассмотрим данные уроки подробнее.
Думаю, что не нужно долго говорить о важности данного материала в наше время. В нашем обществе есть проблемы в отношении к таким вещам как интеллектуальная собственность, личная информация, защита информации и т.п. На этих уроках учащимся необходимо четко объяснить необходимость соблюдения авторских прав, вопросы, связанные с применением мер защиты информации.
Конспект 1 урока по теме «Защита информации»
Цели урока
- Обучающая – сформировать у учащихся понятия цифровой и защищаемой информации, виды угроз для информации и методы ее защиты, криптографии
- Развивающая – способствовать развитию познавательной деятельности учащихся, умению анализировать полученную информацию
- Воспитывающая – способствовать формированию недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией
Обеспечение урока
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 246 с.: ил.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина– 3-е изд., испр.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 120 с.: ил.
- Презентация «Защита информации». Урок 1 (Приложение 1)
- Презентация «Первые криптографические машины» (Приложение 2)
- Авторский сайт «Развитие криптографии в России» (http://ruskrypto.narod.ru/)
- LCD – проектор
План урока
- Организационный момент. Мотивация изучения данной темы.
- Изучение новых понятий по теме урока.
- Выполнение практической работы 2.3. из практикума.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
- На экране слайд 2 презентации к уроку. Обсуждение данного слайда, выяснение необходимости защиты информации, имеющейся у человека (беседа с учащимися).
- Изучение новых понятий происходит с помощью слайдов 3-5. На каждом слайде размещены основные определения, которые необходимо записать учащимся в тетрадь. При рассказе о науке криптографии можно использовать сайт «Развитие криптографии в России» (материалы данного сайта можно использовать при изучении темы «Передача информации», сообщение о В.А. Котельникове) и слайды 6-8. О первых криптографических машинах учащийся делает сообщение по презентации.
- Практическая работа «Шифрование данных» (слайд 9-10) [2, с.36]. Объясняется шифр Цезаря и выполняется задание в тетради.
- Домашнее задание: повторить §§5-12 [1] (подготовка к контрольной работе), задание №9 к §12 [1, с.66]
- Подведение итогов урока, отвечая на вопросы 1,2,5 к §12 [1, с.65] . Выставление оценок.
Конспект 2 урока по теме «Защита информации»
Цели урока
- Обучающая – обобщить знания учащихся по теме «Информационные процессы в системах», провести контроль полученных знаний в виде теста
- Развивающая – способствовать развитию умения обобщать полученные знания, создавать условия закрепления практических навыков работы с компьютером
- Воспитывающая – формировать у учащихся потребность сознательного усвоения учебного материала
Обеспечение урока
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 246 с.: ил.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина– 3-е изд., испр.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 120 с.: ил.
- Презентация «Защита информации». Урок 2 (Приложение 3)
- Файл электронных таблиц vigener.xls (Приложение 4)
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5–7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 (Приложение 5)
- Тест по теме «Информационные процессы в системах» из 19 вопросов для тестовой оболочки MyTest [6] (Приложение 6) и формате .doc (Приложение 7)
- LCD – проектор
План урока
- Организационный момент. Проверка домашнего задания.
- Выполнение практической работы 2.3. из практикума (продолжение)
- Повторение темы «Информационные процессы в системах»
- Итоговое контрольное тестирование (20 минут)
Ход урока
- Проверка домашнего задания. Повторение основных понятий, связанных с шифрованием данных (криптография, шифры).
- Практическая работа «Шифрование данных» (слайд 2-5) [2, с.36]. Объясняется шифр Виженера на примере готового файла электронных таблиц (заранее приготовлен из-за недостатка времени на уроке) [3, с.40] . Учащиеся работают за компьютерами и выполняют задание (слайд 6).
- Повторение темы «Информационные процессы в системах» осуществляется с помощью следующих вопросов: что такое система? Какие бывают информационные процессы в системах? Как происходит передача информации? Что такое алгоритм и как происходит автоматическая обработка информации? При повторении можно использовать плакаты Л.Л.Босовой [5] (слайд 7).
- Итоговое контрольное тестирование (20 минут)
Используемые ресурсы
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 246 с.: ил.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина– 3-е изд., испр.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 120 с.: ил.
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 102 с.: ил.
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/programma_semakin_10-11.doc
- http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html
- http://mytest.klyaksa.net/
Приложения
|
» Тэги к этому документу:
|
|
|
|
|
|
|
Редактор журнала
|
Екатерина Викторовна Якушина
|
|
|