Официальный сайт avufa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Онучкина М.В. Система работы по дифференциации согласной буквы Й и гласных букв второго ряда (Я, Е, Ё, Ю, И)

Автор: 
Марина Викторовна Онучкина
Место работы: 
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад V вида (№89)», Республика Татарстан.
Контакты: 

 

Система работы по дифференциации согласной буквы Й и гласных букв второго ряда (Я, Е, Ё, Ю, И)

 

Презентация

 

Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих учащихся возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.

 

Различные виды диcграфий – явление нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.

 

Дисграфические ошибки, которые встречаются в письменных работах учащихся речевой школы, носят стойкий характер и отличаются полиморфностью. У многих детей присутствуют смешанные формы дисграфии. В связи с этим коррекционная работа должна включать различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что будет способствовать нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и преодолению дисграфических ошибок.
В процессе коррекции нарушений устной и письменной речи нами было отмечено, что дети, обучающиеся и воспитывающиеся в условиях двуязычия, испытывают особые затруднения в различении звука и буквы «Й» и йотированных гласных (Я, Е, Ё, Ю, И).

 

Для детей с тяжелыми нарушениями речи требуются специально подобранные задания и упражнения, позволяющие восполнить пробелы и создать основу для овладения правильным произнесением, чтением и письмом слов, содержащих букву «Й» и йотированные гласные. В связи с этим возникла необходимость разработки системы занятий, отвечающих данным требованиям.

С учетом достижений и практического опыта таких исследователей, как  Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева, Т.П.Бессонова, Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Л.Н. Козырева, а также, собственных наблюдений, был систематизирован речевой материал для курса обучения дифференциации звука и буквы «Й» и йотированных гласных, способствующего комплексному воздействию на все стороны речевой системы.

 

Каждая тема курса включает упражнения:
- для совершенствования произносительных навыков и навыков чтения и письма,
- звуковой и слоговой анализ и синтез,
- трансформационные, словообразовательные упражнения,
- составление словосочетаний и предложений,
- для развития высших психических функций и процессов (внимание, память, мышление).

 

Занятия по дифференциации звука и буквы «Й» и йотированных гласных следует проводить с младшими школьниками с момента выявления нарушения. С пропедевтической целью подгрупповые занятия проводятся с первоклассниками в четвертой четверти или в первой четверти второго класса.

При этом необходимо руководствоваться принципом взаимосвязи логопедической работы с коррекцией нарушенных психических функций и использовать специальные упражнения по их коррекции.

Количество занятий в рамках каждой темы определяет учитель-логопед на основе анализа структуры дефекта, уровня подготовленности и возраста детей.
Структура занятий включает следующие этапы.

  • Повторение ранее изученного материала
  • Постановка цели (введение в тему)
  • Тренировочные упражнения
  • Подведение итога занятия

 

В начале занятия целесообразно включить упражнения для развития мелкой моторики с музыкальным сопровождением, упражнения для развития слуховой памяти и словесно-логического мышления. Полезно повторить особенности артикуляции сравниваемых звуков, а также включить упражнения на закрепление правильного произношения оппозиционных звуков на доступном для учащихся речевом материале (уровень слога, слова или фразы). Такие упражнения занимают немного времени, но позволяют наряду с основными задачами работать над темпом, ритмом, просодической организацией речи.

 

Постановка цели предусматривает анализ языкового материала, повышающий познавательную активность учащихся.

 

Тренировочные упражнения подобраны с учетом принципа повторяемости и постепенного усложнения речевого материала, содержат смыслоразличительные задания. Смена видов деятельности предупреждает утомляемость и стимулирует познавательную активность учащихся. Желательны упражнения на профилактику оптической дисграфии, умение быстро находить правильные и ошибочные изображения букв или слов. Нахождение и исправление ошибок в написании приучает ребенка ответственно относиться к собственной графической продукции, формирует орфографическую зоркость, что очень значимо для учащихся с речевой патологией.

 

Работу со словом или словосочетанием необходимо сопровождать толкованием или уточнением лексических значений, так как в условиях двуязычия ребенок, как правило, путает сходные по акустическим признакам лексемы. Особое внимание следует уделять омонимичным и многозначным словам и конструкциям.
Четкой дифференциации сходных по акустическим признакам понятий способствуют упражнения на группировку, сопоставление, выбор картинок или слов, раскрашивание, зарисовка или штриховка предметов. Подобные задания стимулируют развитие словесно-логического и образного мышления, тренируют графомоторные навыки.

Физкультминутка состоит из музыкально-ритмических упражнений или упражнений на координацию речи и движений,  упражнений на снятие статического напряжения мышц шейного отдела, а также упражнений для снятия утомления глаз и подчинена теме занятия.
Подведение итога занятия также решает коррекционные задачи, обучая детей учебному высказыванию с использованием ориентировочных карточек.

 

  • Ориентировочные карточки для подведения итога занятия или его части.

Сегодня на занятии я…

  • Внимательно слушал и правильно выполнял все задания;
  • Удачно подбирал слова в словосочетаниях;
  • Чётко проговаривал окончания;
  • Старался читать без ошибок целыми словами;

Подробно пересказал текст.

В течение урока я…

  • вначале думал, потом говорил;
  • внимательно слушал ответы других;
  • внимательно слушал вопросы и давал правильные ответы;
  • правильно строил предложения;
  • старался писать красиво, грамотно, не допустил ни одной ошибки;

моя речь была правильной.

2. Ориентировочная карточка для построения развернутого ответа на вопрос.


Описание артикуляции изучаемого звука.
Определить:
  1. Положение губ
  2. Положение зубов
  3. Положение языка
  4. Участие голоса
  5. Характер воздушной струи

 

Завершается изучение курса «Дифференциация звука и буквы «Й» и йотированных гласных» проведением итоговой контрольной работы в форме теста, состоящего из заданий, аналогичных проведенным на обучающих занятиях. Тест может быть выполнен как на бумажном, так и на электронном носителе.
Ниже представлен перечень тем занятий.

  • Практическое овладение правильным произнесением и обозначением на письме звука [Й].
  • Практическое овладение дифференциацией согласного звука и буквы «Й» и гласного звука и буквы «И».
  • Практическое овладение дифференциацией согласного звука [Й] и сочетания [ЙА] и соответствующих букв.
  • Практическое овладение дифференциацией согласного звука [Й] и сочетания [ЙЭ] и соответствующих букв.
  • Практическое овладение дифференциацией согласного звука [Й] и сочетания [ЙО] и соответствующих букв.
  • Практическое овладение дифференциацией согласного звука [Й] и сочетания [ЙУ] и соответствующих букв.
  • Обобщение знаний, проверка и контроль усвоения навыка дифференциации звука и буквы «Й» и йотированных гласных.

 

Каждый ребенок, приходящий в школу, любит и хочет работать в тетради. Надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты его радовали. Необходимо хвалить ребенка за самые маленькие достижения, ведь только положительные эмоции будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью. Для реализации данной цели мы предлагаем ребенку тетрадь на печатной основе, способствующую, помимо прочего, увеличению объема выполненной на занятии работы, совершенствованию графомоторных навыков, повышению учебной мотивации, а также преодолению специфических для каждого ребенка проблем.
Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль над ходом двигательного акта письма.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн