Место работы:
Учитель музыки в МОУ СОШ№1 г.Астрахани. Высшая категория. Финалист городского конкурса "Учитель года 2009".
Музыка крупным планом
В киноискусстве нашей страны существуют фильмы, покорившие не одно поколение зрителей. Среди них культовые кинокартины «17 мгновений весны» и «Ирония судьбы». Слушателям и зрителям стали близки певцы, исполнявшие песни за кадром, режиссёры, снимавшие эти фильмы и артисты, игравшие в них. Однако, трудно представить себе эти фильмы без музыки Микаэла Таривердиева. В собрании его сочинений есть произведения разных жанров: это и инструментальная музыка, и песни на стихи известных поэтов. Композитор с его яркой, творческой индивидуальностью создавал музыкальные произведения, которые воистину несут в себе душевный заряд эпохи. Его музыка вошла в нашу жизнь и прочно заняла место в сердцах многочисленных слушателей. Методическое обоснование выбора темы урока: урок проводится в 6 классе в рамках "Темы любви в музыке" по программе учителя-методиста гимназии№3 г.Астрахани Леухиной Н.А. Но, безусловно, данный урок выходит за пределы темы, он шире по смысловой наполненности. Он построен согласно художественно-педагогической драматургии, предусматривает наличие активного диалога между учителем и учащимися.
Цель: познакомить с творчеством Микаэла Таривердиева, на примере музыки к фильму 17 мгновений весны показать, что произведения этого композитора всегда с нами.
Тип урока: Комбинированный урок
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, гитара, диск с записью произведений.
Исполнительский репертуар: «Песня о далёкой Родине».
Материал для слушания: «Мгновения», «Дороги»,
«Песня о далёкой Родине».
Видеоряд: фрагмент из фильма «17 мгновений весны»,
видеофильм о Микаэле Таривердиеве.
Музыкальный эпиграф: «Мгновения» музыка М.Таривердиева,
слова Р.Рождественского.
После того, как музыка отзвучит, учитель задаёт вопрос: «Знакомо ли вам это
произведение?»
Учащиеся: Это песня « Мгновения».
Учитель: А где вы слышали эту песню?
Учащиеся: В телесериале «17 мгновений весны».
Учитель: А можете ли вы назвать авторов песни?
(Дети затрудняются с ответом, поэтому учитель сообщает авторов текста и музыки).
Учитель: Поскольку мы сегодня будем говорить о судьбе его музыки в кинофильмах, тема нашего урока будет звучать так:
«Музыкальные мгновения Микаэла Таривердиева ».
Таривердиев писал музыку для многих фильмов, в том числе для сериала «17 мгновений весны». Его музыку можно считать действующим лицом
в этом фильме, она стала вровень со словом, действием, ситуацией. Знакомясь с творчеством М.Таривердиева, перелистаем страницы его биографии.
М.Таривердиев родился в Тбилиси. В их доме всегда звучала музыка. Когда мальчику было 6 лет, родители купили пианино и оно стало предметом его обожания. Он мечтал стать музыкантом. Так оно и вышло. Таривердиев закончил музыкальное училище, затем музыкально - педагогический институт в Москве.
Фрагмент видеофильма о М.Таривердиеве.
После просмотра учитель спрашивает учащихся: Какую роль играет музыка
в кино?
«Сейчас я наиграю вам мелодию (учитель иcполняет тему «Дороги»).
Знакома ли вам эта мелодия? Вспомните, из какого она фильма?»
После ответов детей учитель предлагает послушать эту тему в записи.
После прослушивания учащиеся дают название данной мелодии.
… «Путешествие»
… «Дальняя прогулка».
Учитель просит объяснить название данного музыкального фрагмента, предложенное детьми.
Учащиеся:…Мелодия движется вперёд.
…Стремление к цели.
Учитель: А какое это движение?
Учащиеся:…Спокойное, плавное.
…Медленное, неторопливое.
После ответов учащихся учитель сообщает название прослушанной мелодии
«Дороги» и обращает внимание на светлый лиризм, безмятежный покой, радость отдохновения.
(После беседы учащиеся смотрят фрагмент фильма).
Учитель: Можно ли обойтись без музыки в этом эпизоде?
Учащиеся:… Здесь нет слов, остановилась машина.
…Музыка передаёт спокойное состояние героя. Он устал и для него это отдых.
…Он грустно вспоминает Родину.
…Герою тревожно, придётся возвращаться к врагам.
Учитель: А помните ли вы безмолвный эпизод встречи героя с женой, когда на протяжении 5 минут звучит музыка? Давайте обратимся к этому эпизоду в фильме. Постарайтесь услышать, какие чувства передаёт эта музыка?
(Фрагмент фильма).
Учащиеся:…Нежность, тоска.
…Желание подойти к жене, обнять её после долгой разлуки.
…Волнение, тревога, страх, он больше её никогда не увидит.
После паузы учитель исполняет «Песню о далёкой Родине» и спрашивает: «Знакома ли вам эта песня и как она называется?»
Учащиеся:… «Тоска по Родине».
… «Воспоминание».
… «Песня о Родине».
После определения названия песни учитель приступает к её разучиванию.
При работе над песней необходимо обратить внимание на многообразие
интонаций: боли, тоски, волнения, ностальгии.
Учитель спрашивает детей: «Почему в песне мы ощущаем такую боль?»
Учащиеся:… Человек находится далеко от Родины.
…Его окружают враги.
…Он всё время вспоминает Родину.
Учитель: Эту песню можно назвать сердцем фильма, его музыкальным смыслом.
Для героя фильма Родина была далёкой и значила очень много.
Родина…А как вы понимаете это слово? Что оно для вас значит?
Учащиеся: … Родина- это школа, в которой мы учимся;
…Это наш город Астрахань;
…Великая русская река Волга;
…Это семья, в которой мы живём;
…Дети, живущие в разных уголках страны тоже любят свою малую Родину;
…У всех нас одна Родина – Россия.
Учитель: Мы с вами посмотрели фрагменты фильма, послушали и
исполнили музыку Таривердиева. Итак, какую роль играет музыка в кино?
Учащиеся: …Она помогает понять чувства героя, его душевное состояние.
…Музыка рассказала о том, как трудно человеку жить без Родины.
Мы с вами убедились, что музыка играет в фильме главную роль.
С нами согласен исполнитель роли Штирлица, народный артист
Вячеслав Тихонов, который как-то сказал: «Какое огромное богатство музыка! И какое богатство музыка Таривердиева в фильмах!».
|