Автор:
Киселева Любовь Алексеевна
Место работы:
МОУ Доволенская СОШ 2, Новосибирской области, учитель математики Сайт-портфолио учителя математики: http://kis-lyubow.narod2.ru Сайт-портфолио педагога дополнительного образования: http://kiselewa-lyub.narod2.ru Персональная страница на сайте Новосибирской открытой образовательной сети: http://www.edu54.ru/user/510
Тема "Упрощение выражений". Разработка урока математики в 5-м классе
Оборудование:
- Корзиночки (изготовленные из картона);
- Грибы (рисунки - мухоморы, лисички, подосиновики, белые грибы);
- Рабочие тетради по математике;
- Цветные карандаши;
- Опорные листы для учащихся. (Приложение 1)
- Рисунки для самостоятельной работы в виде игры «Художник»; (Приложение 2)
Цель:
- формирование умений выражения вида 3а + 7а и 26b – 12b заменять произведениями числового и буквенного множителей, применять это преобразование при нахождении значений выражений и при решении уравнений;
- развитие познавательной активности, мышления; привитие интереса к предмету;
- воспитание самостоятельности, нравственности по отношению к природе.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Цель.
Учитель. Кто из вас любит ходить в лес? (Ответы детей) В какое время года? (Ответы детей) Внимательно послушайте и скажите, о каком лесе говорится в этом стихотворении?
Лес, точно терем расписной
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки, елочки темнеют
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. (Ответ: осенний)
Вот и мы с вами тоже отправимся в лес, но не просто так, а за знаниями, в гости к хозяину леса – Лесовику.
Лесовик. (Заходит ученик переодетый в лесовика) Здравствуйте! Любовь Алексеевна спросила разрешения пройтись по лесу. Что ж, пожалуйста. Но прежде, вы должны сдать небольшой экзамен, проверочку такую махонькую. Ведь прежде, чем приступить к изучению нового материала, нужно проверить – на сколько вами усвоен предыдущий. Тот, кто покажет прочные знания, смело может прогуливаться по моему лесу, бродить по тропкам. И еще, каждому дам корзинку. Что в нее собирают?... Молодцы. Вот и вы будете собирать в нее свои знания в виде грибов. На полянках у меня их ой-ой-ой сколько. Собирай, не ленись. Да только это грибки непростые. (Загадывает загадки и достает из своей корзины грибы)
- Стоит в лесу под кустиком и листиком прикрыт. Это ребята ……(белый гриб) - на «5».
- Под осиною растет. Кто этот гриб мне назовет? (подосиновик) – на «4».
- А это вот сестричка называется …(лисичка) - на «3».
- А это, что за прокурор? Ядовитый ….(мухомор) – на «2».
Учитель. Спасибо Лесовик. А теперь нам необходимо сделать небольшую проверку. Предыдущая тема «Распределительный закон умножения» Вам было домашнее задание - повторить.
II. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
Задание |
Ответ
|
1. Напишите распределительный закон умножения относительно сложения для чисел а, b и с.
|
a (b + c) = ab + ac
|
2. . Напишите распределительный закон умножения относительно вычитания для чисел а, в и с.
|
a (b - c) = ab - ac
|
3. Запишите выражение 69*12 + 31*12. Найдите его значение, применяя распределительный закон умножения.
|
69*12 + 31*12 = (69 +31)*12 = 100*12 = 1200
|
4. Запишите выражение 251*7 – 151* 7. Найдите его значение, применяя распределительный закон умножения.
|
251*7 – 151* 7 = (251 – 151)*7 = 100*7 = 700
|
5. Запишите выражение 2*(17 + х). Перепишите его иначе, применив распределительный закон.
|
2*(17 + х) = 2*17 + 2*x = 34+2x
|
6. Запишите выражение 7а + 7*13. Перепишите его иначе, применив распределительный закон.
|
7а + 7*13 = 7(a + 13)
|
Взаимопроверка: ученики меняются тетрадями, и производится проверка карандашом. Если 6 правильных ответов – оценка «5», 5 правильных ответов – «4», 3-4 – «3».
Лесовик. Молодцы. Вот вам обещанные корзиночки и грибки за знания. Отправляйтесь дальше и помните о правилах поведения в лесу. Кто знает как нужно себя вести? (Ответы детей). Правильно: ведите себя тихо, птиц и зверей не пугайте. Они у меня смирные к тишине приучены. Веток не ломайте. Как - никак, а деревья-то живые. Стонут бедные, плачут, когда им больно делают. Грибы с корнями не вырывайте. Осторожненько срезайте ножами. А ножами у вас будут знания. В добрый путь! Я всегда рядышком буду.
Учитель. Чтобы попасть в лес нужно изучить тему «Упрощение выражений».
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
(На доске записаны выражения 3a + 7a и 26b – 12b)
Учитель. Выражения вида 3a + 7a и 26b – 12b можно упростить, используя распределительный закон умножения.
3a + 7a = (3+7)а =10а
26b – 12b = (26 – 12) b= 14 b
В простых случаях можно писать сразу:
3a + 7а=10а (3a да 7а – это 10а)
26b – 12b= 14 b (26b да 12b - это 14 b).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Учитель. Вот и первая наша поляна. Вы должны « Представить в виде произведения выражения». (Трое учащихся одновременно выходят к доске и выполняют задания различного уровня. Остальные по выбору в тетрадях).
Оценивание:
- на «3». Выставляется «3», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-хошибках оценка снижается на 1 балл и выставляется «2».
- на «4» . Выставляется «4», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-х ошибках оценка снижается на 1 балл и ставится «3», более двух - «2».
- на «5». Выставляется «5», если выполнено правильно 5 из 6. При 2-х ошибках ставится «4». Если же допущены 3 ошибки, то – «3». Более трех – «2».
Учитель. Молодцы! На второй поляне нужно «Найти значение выражения». Каждый из вас должен выбрать грибок с заданием. (Задание на обратной стороне грибка. Учащиеся выбирают задания в зависимости от сложности и самостоятельно решают его)
На оценку «3» - гриб ЛИСИЧКА: 27b + 73b, если b = 8
На оценку «4» - гриб ПОДБЕРЕЗОВИК: y + 17y + 12y, если y = 7
На оценку «5» - БЕЛЫЙ гриб: 48k – 28k + 30, если k = 4
Лесовик. Ох-ох. Чявой-то я устал. Косточки бы поразмять. (Делает разминку вместе с ребятами)
Учитель. Все выходим По-порядку: раз, два, три, четыре!
Дружно делаем зарядку: раз, два, три, четыре!
Руки выше, ноги шире.
Влево, вправо поворот,
Наклон назад, наклон вперед.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята, ну, а если надоест,
То пойдем все косолапо, как медведи ходят в лес.
Вы в малинник загляните.
Там медведь!
Да не бегите!
Мишка ягоду сорвал, в рот отправил, прожевал.
А за нею семь и восемь. Тихо сядем, лень отбросим.
- Отдохнули?
- Да!
Ну вот, продолжаем наш урок.
Лесовик. Ох, хорошо! Здорово! Последняя поляна осталась «Уравнения». Посмотрим, как вы с этим заданием справитесь, как правила знаете, как применяете…Кто смелый?
(Учащиеся выполняют по очереди у доски с комментарием, остальные в тетради)
а) 4х + 4х = 424; (на «3»)
б) 4х + 5х + х = 120; (на «4»)
в) 6а + 3а – 2 = 79 (на «5»)
(Учитель и Лесовик оценивают задание)
Учитель. Хорошо. А теперь давайте сделаем Лесовику подарок. У каждого на столе есть рисунок, карандаши и листочки с самостоятельной работой. Поиграем в игру «Художник». С правилами игры вы знакомы. Только выберите задания по силам: на «5», на «4» или на «3». Удачи!
(По окончании учитель показывает дубликат (Приложение 3), и учащиеся самостоятельно оценивают свою работу. У учащихся выполнявшим работу на оценки «3» и «4» допускается по одной ошибке. Если допущено по 2 ошибки, то оценка снижается на 1 балл. У учащихся выполнявших работу на «5»- ошибки не допускаются, если сделана 1-2 ошибки, ставится «4», если 3 ошибки, то – «3»).
Как можно назвать получившийся рисунок-картину? (Ответы детей)
Лесовик. А, что похож. Спасибо, удружили. Таким гостям я всегда рад. Заходите еще. И помните о правилах поведения в лесу. До свидания!
Учитель. Давайте с ним попрощаемся и скажем «До скорой встречи».
V. ИТОГ УРОКА.
Учитель. Подошел к концу наш урок. Посмотрим, что за грибочки вы получили и выведем оценочки. (Выставление оценок). Лесовик подарил вам корзиночки, в них домашнее задание.
Приложения
|