Автор:
Любимова Ольга Валентиновна
Место работы:
Учитель начальных классов Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 1 и 2 вида (для глухих и слабослышащих детей)
Сценарий общешкольного мероприятия «Край, в котором мы живём»
Ведущий:
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас.
Хлебосольством и радушьем
Знаменит наш Курский край.
Здесь для вас и песни русские,
И медовый каравай.
-Сегодня мы предлагаем вам отправиться в занимательное путешествие по нашей Родине - Курскому краю. На чём бы вы хотели путешествовать? (самолёт, поезд, автобус…)
-Мы приготовили для вас сказочный «ковёр-самолёт».
(под музыку вносят ковёр-самолёт)
1 чтец
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых слайд 2
Рядом с мамой мы идём.
2 чтец
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
3 чтец
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Край, в котором мы живём.
(чтецы рассаживаются на ковре и под музыку имитируют полёт, держась за руки)
Ведущий
-Курская область расположена в центре России. Территория области почти 30 000 квадратных километров. Она граничит с Орловской, Липецкой, Брянской, Сумской, Белгородской, Воронежской областями. слайд 3
-Наше путешествие не только в пространстве, но и во времени. Мы пролетаем над древним Курским краем, этот край не спутать ни с каким иным. На Курской земле люди живут уже с древних времён. Первые жители обитали в землянках, одевались в звериные шкуры, охотились на мамонтов. слайд 4
-Позже стали заниматься рыболовством, скотоводством, земледелием. В далёком прошлом Курский край назывался Посемьем (от названия реки Сейм). Здесь произрастали густые леса, в которых было много дичи. Сюда приходили охотиться местные жители и даже приезжали из других мест. слайд 5
-Отправимся и мы в тот лес слайд 6
(дети рассаживаются на ковре и «улетают»)
Ведущий комментирует сценку:
-Решил поохотиться и рыльский князь. Он разбил лагерь на берегу реки и дружина разошлась по лесу. Три дня охотники ходили по лесу, но им не везло. Усталые, они пробирались в кустах по-над речкой.
Дети:
-А как речка-то называется? (спрашивает у местной старушки)
-Тускарь.
-Что за прозвище такое?
-Татарское, по- русски означает «разбить лагерь».
-Ишь ты, не зря князь здесь лагерь разбил.
-Вот тут передохнём и пойдём в лагерь.
Ведущий:
-И тут один охотник замер от удивления. В могучих корнях дерева он увидел какую-то доску. Это была икона Божией Матери! Богородица! Она лежала ликом вниз. Первое чудо произошло тут же. В том месте, где лежала икона, вдруг забил ключ. Это было 8 сентября 1 295 года. слайд 7
-Впоследствии здесь был учреждён мужской монастырь. В честь иконы в Курске был построен Знаменский собор. слайд 8
-Икона «Знамение» Божией Матери Курская Коренная помогала всем людям в мирное время, а в годы войны помогала курянам одерживать победы над врагом, а затем восстанавливать свой город.
Моя родимая сторонка! Такой до боли край родной!
Звенишь во мне ты песней звонкой, живёшь со мной одной судьбой.
Такой загадочный, чудесный, с прекрасной чистою душой
И с трелью соловья, и с песней о нашей Курской Коренной.
(звучит песня «Коренная») слайды 9-14
Ведущий
-Наше путешествие продолжается.
(усаживает других детей, желающих полетать на ковре)
- Мы пролетаем леса, поля, реки. Природа Курского края богата и разнообразна. Насчитывается 265 видов птиц, среди которых самой знаменитой является маленькая серая птичка.
Трели, песни разлились среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пение,
Голосистый (соловей) слайд 15
(прослушивание записи с пением соловья)
Ведущий:
-В лесах и степях Курской области обитают 59 видов животных. Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в лесу.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка) слайд 16
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (заяц) слайд 17
На собаку он похож. Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть. На овцу готов напасть. (волк) слайд 18
Недотрога, весь в иголках, он живёт в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери, но к нему не входят звери. (ёж) слайд 19
Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой. Хвост пушистый и большой. (лиса) слайд 20
Ведущий:
-Кто из вас знает, какие реки протекают в Курской области?
(Сейм, Псёл, Оскол, Тим, Кшень, Тускарь) слайд 21
-На территории нашей области более 700 прудов и водохранилищ. В водоёмах водятся 32 вида рыб: окунь, плотва, карась, карп, сом, щука, пескарь). Сейчас мы с вами отправимся на рыбалку.
(игра «Рыболов») слайд 22
Ведущий:
-Поиграли, теперь полетели дальше. (рассаживает детей на ковре)
- Пролетаем деревни и города. В курской области 10 городов и много деревень. Назовите, какие вы знаете, в каких вы живёте?
(работа по карте с фотографиями детей)
-Издавна Курская земля славилась своими талантами, Многие знаменитые люди родились на нашей земле. Это писатели, композиторы, актёры. И даже наш президент Д.А.Медведев родом из Курской области. слайд 23
(выставка книг Курских писателей)
-А теперь отправимся в полёт и приземлимся в главном городе области – Курске.
(последний полёт на ковре)
-Сначала Курск был маленькой крепостью, городищем, в котором было 3-4 десятка хижин полуземлянок. Крепость была защищена валом, рвом и частоколом. Своё название город получил от названия реки Кур. слайд 24
У нашего города есть герб, на котором нарисованы 3 куропатки. Давным-давно в наших лесах водилось очень много куропаток. Эта птица бесконечно предана тому месту, где родилась. И мы должны, как и наши предки, быть верными своему краю и охранять его. Есть пословица: «И лягушка на своём болоте поёт». Какие ещё пословицы о своём крае вы знаете?
(конкурс «Собери пословицу») слайд 25
Человек без Родины, что соловей без песни.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Всякому мила своя сторона.
Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.
-Сегодня наш древний Курск молодеет. Строятся новые дома, появляются новые улицы. Сейчас мы проверим, как вы знаете свой город.
(конкурс «Угадай – назови» по фотографиям) слайды 26-31
-Курск вместе со всей страной пережил страшные годы войны. Наш город был разрушен, шли кровопролитные бои. В память о подвиге советских солдат созданы мемориальные комплексы, музеи и памятники. Курску присвоено почётное звание «Город воинской славы»
4 чтец
Мой Курск, ты славный и чудесный, всегда красивый, молодой.
России-матушке известен своею Курскою дугой.
5 чтец
Город шумных садов и аллей и радушных прекрасных людей,
Обелисков, одетых в гранит память подвиг солдатский хранит.
6 чтец
По погибшим здесь колокол бьёт, божья мать в Коренную зовёт.
Легендарный наш край дорогой, мы, куряне, навеки с тобой.
7 чтец
Мой Курск, мой добрый чудный город! Ты разделил судьбу мою.
Так будь всегда красив и молод! Ты слышишь, о тебе пою.
(жестовая песня о Курске) слайд 32
Ведущий:
-Ты мне дорог, мой край, устоявший от гроз.
Я люблю твои дали степные.
Всю Россию родную люблю я до слёз,
А мой Курск – это трижды Россия.
Наш праздник подошёл к концу. Любите наш край, нашу малую родину, храните её и гордитесь тем, что мы – куряне.
(угощение караваем)
План-конспект открытого урока математики в 5 классе по программе I вида (школа глухих)
(в рамках предметной недели «Край, в котором мы живём»)
Тема урока: «Действия с многозначными числами»
Цель: закреплять вычислительные умения в действиях с многозначными числами.
Задачи:
1. Закреплять названия и последовательность чисел в пределах миллиона
2. Совершенствовать вычислительные навыки, умения по решению задач и уравнений
3. Развивать внимание, логическое мышление;
4. Воспитывать любовь к родному краю, развивать кругозор
Оборудование: компьютер с программой PowerPoint и тренажёром, презентация, чертеж к записи условия задачи, таблички с образцами высказываний, карточки для этапа рефлексии.
План урока
1.Оргмомент;
2. Речевая зарядка;
3. Устный счёт;
4. Игра «Узнай город»;
5.«Задача-путешествие»;
6.Игра «Собираем урожай»;
7.Площадь Курской области;
8.Население области (решение уравнения);
9.Итог урока, рефлексия.
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Ребята, поздоровайтесь.
Саша, как ты слышишь?
Ира, какой сейчас урок?
Женя, спроси у Артура, что мы делаем на уроке математики?
|
Здравствуйте! Доброе утро!
Я слышу хорошо.
Сейчас урок математики.
Артур, что мы делаем на уроке математики?
Женя, на уроке математики мы решаем задачи, примеры, уравнения, считаем устно, играем.
|
Будем хорошо говорить.
(дежурные звуки ж-ш)
Прочитайте зашифрованные слова.
(модели артикуляции звуков)
|
Дети читают с доски:
Посмотри, как хорош,
Край, в котором ты живёшь!
Учащиеся расшифровывают запись: НАШ КРАЙ
|
О крае родном мы много узнаем,
Если всё правильно мы посчитаем.
|
Дети устно считают записанные на карточках примеры, ответы прикрепляются к доске:
300 - 290 277 * 10 6 000 : 10
20 000 + 9 800 11 534 * 100
|
В области нашей есть города,
Сколько их? Ты узнаешь всегда.
Двузначное число найди,
И легко ответишь ты.
Количество населения этих городов разное (числа появляются на слайде)
Назовите города от самого большого до самого малочисленного.
|
Учащиеся находят число 10 из ответов на доске.
Игра «Узнай город»
На слайдах изображения гербов городов Курской области: Курск, Рыльск, Курчатов, Фатеж, Щигры, Льгов, Обоянь, Суджа, Дмитриев, Железногорск.
Дети узнают по гербам города и называют в заданном порядке.
|
До главного города нашей страны
Ехали долго в автобусе мы.
Из чисел трёхзначное мы выбираем,
И до Москвы расстояние узнаем.
|
Из ответов находят число 700.
(слайд с изображением Московского кремля)
|
Любишь купаться, плавать, нырять?
Любишь на море ты отдыхать?
Как же добраться? Как же доехать?
Как расстояние нам сосчитать?
|
Решение задачи в тетрадях по условию на слайде:
От Курска до Москвы 700 километров, а до Чёрного моря на 160 километров больше. Сколько километров от Курска до Чёрного моря?
|
Физминутка:
На эти числа посмотри
И отхлопай: раз, два, три!
|
Учитель в быстром темпе показывает числа, дети хлопают определённое количество раз.
|
Наш специальный интернат
Из сёл и деревень собрал ребят.
Четырёхзначное нужно число,
Чтобы узнать, сколько есть сёл.
|
Из чисел на доске выбирается четырёхзначное и называют его.
|
Потрудились в сёлах люди,
Был богатый урожай.
Молоко, зерно и сахар.
Сколько собрано, узнай.
|
На слайде соответствующие картинки и разрядный состав чисел. Дети должны составить и назвать число.
|
Нашу область не окинешь взглядом,
Широки раздольные поля.
Пятизначное число найдите,
Площадь области определите.
|
Находят и называют пятизначное число.
|
Нас, курян, уж больше миллиона,
Семизначное число людей.
По сравнению с прошедшим годом
Стало больше маленьких детей.
|
На слайде уравнение, которое нужно решить и узнать, сколько новых курян появилось.
|
Закончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно и дружно трудились,
И на уроке вы не ленились.
|
Слайд с отметками.
– Выбери себе отметку!
|
|