Автор:
Бурдина Марина Анатольевна
Место работы:
учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.
Строение сложноподчиненного предложения (разработка урока русского языка в 9 классе)
Предмет: русский язык.
Класс: 9.
Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный союз.
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее и на уроке).
Формы: индивидуальная; работа в парах.
Оборудование: таблицы-схемы строения сложноподчиненного предложения.
Оформление доски: запись темы урока; таблицы-схемы; предварительно записанные 4 предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, простое осложненное).
Педагогические цели:
- Познакомить со строением сложноподчиненного предложения.
- Сформировать умение находить главное и придаточное (ые) предложения.
- Сформировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
- Развивать логическое мышление и языковое чутье.
- Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
- Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Технологическая карта урока
Цели
на каждом
этапе |
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Педагогические
приемы
|
Система
ожидаемых
умений
|
Этап урока:
ВЫЗОВ
|
1. Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу
|
Объяснение цели предстоящей работы
|
Учащиеся индивидуально заполняют первую колонку таблицы «З-Х-У» записями о первоначальных знаниях о сложноподчиненном предложении
|
Составление таблицы «З-Х-У»
|
Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках
|
2. Активизация деятельности учащихся
|
Заслушивание ответов учащихся, проверка первой колонки таблицы
|
Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе, по необходимости дополняют записи первой колонки ответами одноклассников
|
Фронтальный опрос
|
Развитие коммуникативных навыков.
|
3. Мотивация к дальнейшей деятельности.
|
Постановка новой познавательной задачи: предлагается заполнить вторую колонку таблицы, определить цели урока
|
Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы (что бы хотели узнать нового о строении сложноподчиненного предложения), определяют цели урока
|
Составление таблицы «З-Х-У», определение целей урока
|
Умение самостоятельно ставить новые задачи, определять цели урока.
|
Этап урока:
ОСМЫСЛЕНИЕ
|
1. Формирование собственной позиции
|
Учитель предлагает выделить среди четырех записанных на доске предложений сложноподчиненное, аргументируя свой ответ
|
Учащиеся находят сложноподчиненное предложение, составляют алгоритм нахождения сложноподчиненного предложения сначала индивидуально, потом в парах
|
Работа в парах. Составление алгоритма ответа
|
Умение слышать чужое мнение. Умение составлять алгоритм
|
2. Пробуждение интереса к получению новой информации
|
Учитель предлагает обратиться к приложению №1 и, проанализировав предложения, установить логическую закономерность в строении сложноподчиненных предложений
1 ряд №1,5,6,9;
2 ряд №7,8,9,11;
3 ряд №2,3,4,12;
индивидуальное задание №3,14,15,16
|
Учащиеся, проанализировав предложения, называют три возможные схемы строения сложноподчиненного предложения, делают вывод, что у сложноподчиненного предложения может быть более одного придаточного, выбирают на доске таблицу-схему, которая соответствует предложенным предложениям
|
Сопоставление опорных записей
|
Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации. Умение отслеживать материал. Умение делать выводы
|
3. Получение новой информации
|
Учитель предлагает прочитать параграф 205(учебник «Русский язык. Теория.5-9» под редакцией В.В. Бабайцевой) с использованием приема «инсерт»
|
Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «инсерт», делают записи в тетради.
Учащиеся озвучивают новую информацию вслух
|
«Инсерт» (маркировка текста)
|
Умение работать с научным текстом. Умение отслеживать материал. Активизация внимания
|
|
Учитель предлагает оформить полученные знания в третью колонку таблицы «З-Х-У»
|
|
|
|
4. Размышление
|
Учитель просит учащихся обратиться к приложению №2 и распределить предложения в 2 колонки: предложения с вводными конструкциями и сложноподчиненные предложения
|
Учащиеся выполняют задание и записывают в таблицу новый вывод, полученный экспериментальным путем.
Учащиеся выполняют упражнение
|
Сопоставление записей. Фронтальный опрос. Взаимопроверка
|
Умение делать выводы, расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, строить схемы
|
5. Закрепление полученных знаний
|
Учитель просит выполнить упражнение №67 (учебник «Русский язык. Практика.9» под редакцией Ю.С. Пичугова)
|
|
|
|
Этап урока:
РЕФЛЕКСИЯ
|
1. Целостно обобщить полученную информацию
|
Учитель просит подготовить по таблице «З-Х-У» сообщение о сложноподчиненном предложении
|
Учащиеся готовят монологические ответы по теме, дополняют записи в таблице
|
Взаимопроверка
|
Умение целостно обобщать и систематизировать информацию
|
|
Учитель предлагает выполнить В7 тестовой части сборника ЕГЭ. Русский язык. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Г. Егораевой. М.: изд. «Экзамен», 2009 г.
|
|
|
Умение находить сложноподчиненное предложение или части сложноподчиненного предложения в тестовых заданиях ГИА
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1. На каникулах, в самом начале лета, мы отправились в экспедицию, которая давно была запланирована нами.
2. Отец вернулся из экспедиции в тот день, когда началась война, и сразу ушел на фронт.
3. Крутые склоны гор, что поднимались справа, были опасны для восхождения.
4. Книга, что дала мне хозяйка, потрясла меня.
5. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы, окружающей нас.
6. Я не знал, когда мы сможем встретиться вновь.
7. Когда Архип проснулся, он увидел Дубровского и низко поклонился ему.
8. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
9. Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.
10. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы жажды познания.
11. Пока он говорил, Щавинский внимательно наблюдал за ним.
12. Начальник отряда, когда мы готовились выехать на стройку, договаривался с мастером об условиях работы.
13. Марья Дмитриевна не много больше мужа занималась Лизой, хотя она и хвасталась перед Лаврецким, что одна воспитала детей своих.
14. Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть.
15. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится.
16. Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
1. Глеб, насколько я знал, учился в брянской гимназии.
2. Мой старший брат, когда учился в институте, стал печататься в журнале « Юность».
3. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.
4. Несмотря на то что солнце уже поднялось, в степи было тихо, пасмурно.
5. Это обстоятельство, как мне тогда показалось, должно было осложнить наш дальнейший путь.
Самоанализ урока
«СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», 9 класс
Урок по теме «Строение сложноподчиненного предложения» открывает раздел «Сложноподчиненное предложение». На занятии по данной теме у учащихся формировались умения: отличать сложноподчиненное предложение от других видов сложного предложения, находить главное и придаточное предложения, расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, строить схемы предложений, аргументировать свою точку зрения. Данные умения и навыки стали базовыми при изучении данной темы.
На уроке реализовывались познавательная цель: познакомить со строением сложноподчиненного предложения; развивающие цели: развивать логическое мышление и языковое чутье, развивать критическое мышление через чтение информационных источников; воспитательные цели: развивать дух толерантности, воспитывать умение слушать и слышать чужое мнение.
Урок по данной теме проводился в классе с хорошими способностями. Отличительной особенностью большинства коллектива является инициативность, стремление к самостоятельной работе, умение работать с учебной литературой, поэтому при выборе стратегии и приемов урока учитель ориентировался на учебные возможности класса. Данный урок проводился в технологии критического мышления и соответствует структуре урока в данной технологии (вызов- осмысление- рефлексия).
На этапе вызова учителем ставилась следующая задача: актуализация имеющихся знаний, пробуждение личного интереса к получению новой информации, активизация деятельности учащихся. Для решения данной задачи использовалась следующая стратегия: «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ» (заполнение колонок «ЗНАЮ», «ХОЧУ УЗНАТЬ»), позволяющая ученикам вспомнить и систематизировать уже полученные знания по данной теме, высказывать свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться, активно участвовать в учебном процессе. Роль учителя на данном этапе состояла в том, чтобы стимулировать деятельность учеников, давать возможность фиксировать услышанную информацию.
На этапе осмысления ставились задачи получить новую информацию, сформировать собственную позицию по заданной теме, сформировать уверенность в ценности своих идей, с уважением выслушивать различные мнения. Для успешной реализации поставленных задач использовались стратегия «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ» (заполнение последней колонки), прием «инсерт», прием прогнозирования, позволяющие устанавливать причинно- следственные связи между блоками информации, работать с научным текстом, систематизировать полученный материал в виде опорных записей, активизировать внимание.
На этапе рефлексии учащиеся закрепляли полученные знания. Задача данного этапа – целостно обобщить материал. Для этого использовалась работа с тестовыми заданиями ГИА, позволяющая понять значимость изучаемого материала, заслушивались монологические ответы учащихся по теме, развивающие коммуникативные навыки учащихся.
Цели и задачи урока достигнуты. Стратегия, использованная на уроке, ориентирована на развитие навыков вдумчивой самостоятельной работы с учебной литературой, познавательного интереса у учащихся, на умение самостоятельно ставить цели и поэтапно их достигать.
|