Автор:
Ивасык Наталья Николаевна
Место работы:
учитель начальных классов СОШ № 13 г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Семинар на тему: «Современный урок с позиции личностно-ориентированного образования».
Открытый урок по теме: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть, 2 класс программа «Школа 2100»
Тема урока: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки) 1 часть.
Презентация
Цель урока:
Познакомить с отрывками сказки Антуана де Сент–Экзюпери «Маленький принц», биографией автора. Вырабатывать умение прогнозировать содержание текста по названию, ключевым словам. Учить участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного, читать осознанно текст про себя. Развивать навык осознанного правильного чтения, умение связно высказывать свои мысли. Осуществлять межпредметные связи с уроком окружающего мира, расширять кругозор, любознательность. Воспитывать культуру взаимоотношений между взрослыми и детьми, прививать любви к чтению, воспитывать чувство дружбы.
Оборудование: презентация по уроку, таблицы, рисунки, книга для чтения во 2 классе «Маленькая дверь в большой мир» часть 2, Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев – Москва Баласс 2002 г., тетрадь по литературному чтению 2 класс к учебнику «Маленькая дверь в большой мир», Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев – Москва Баласс 2002 г, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка- Москва, изд «АЗЪ» 1996 г., аудиозапись песни Н. Королевой «Маленькая страна»
Методы и формы проведения урока:
Беседа, индивидуальная и групповая работа.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
Звезды, окно, мальчик, мечта, ночь. Д
- Прочтение скороговорки.
- Проворонила ворона вороненка. Д
- Работа с текстом произведения до чтения.
Откройте учебники на с. 105.
1) Прочитайте, правильно расставляя ударение имя автора произведения.
Судя по фамилии, вы не могли бы предположить в какой стране жил автор? (Во Франции) – слайд № 1 карта Франции
2) Биографическое сообщение, подготовленное ребенком.
Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 году — во французском городе Лионе, в семье провинциального дворянина (графа). (Слайд 2)
В возрасте четырёх лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекся техникой и машинами. (Слайд 3)
В семье его называли “Король Солнце” из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана “Звездочет”, потому что нос его был, вздернут к небу. (Слайд 4)
Сент-Экзюпери был профессиональным летчиком, поэтому его главные книги появились из опыта работы почтовым пилотом во Франции, Африке, Америке. (Слайд 5)
Незадолго до гибели Сент-Экзюпери написал свою самую известную книгу - сказку «Маленький принц», в которой затрагивает вечные вопросы человечества: добра и зла, жизни и смерти, любви и красоты, бесконечного одиночества среди большого и не всегда доброго мира. (Слайд 6)
Всю жизнь он сохранял связь со своим детством, он всегда оставался восторженным, любознательным. Погиб во время второй мировой войны, при выполнении боевого задания.. (Слайд 7)
3)Прочитайте название произведения. Ответы детей.
Кто герой произведения?
Какой он? (маленький)
Как вы думаете, автор в своем произведении говорит о возрасте или о росте?
Какое произведение по жанру будем читать? (Сказку)
Какие черты присущи сказкам?
Какая это сказка? (авторская)
Будем читать в полном объеме сказку?
Выставка книг.
-Расскажите, что вы видите на иллюстрации?
- Как могут быть связаны самолет и Маленький принц? (Предположения детей.)
Давайте прочитаем на доске ключевые слова к этой сказке
Летчик, пустыня Сахара, сломался мотор самолета, необыкновенный малыш. Д
- Так, что же произошло?
- Где поломался самолет? Где находится пустыня Сахара? (Слайд № 9) Карта Африки.
3. Сообщение темы урока.
(Слайд № 10.)
Живет на свете уже много- много лет удивительная, мудрая сказка Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц», А удивительна она тем, что ставит перед нами, маленькими читателями трудные вопросы, на которые мы попытаемся найти ответы.
4. Работа над материалом урока.
- Чтение посвящения учителем
- Кому посвятил свою книгу автор? (Своему другу в детском возрасте)
Перечитайте это посвящение про себя, подчеркните фразу, которая вас заставляет задуматься. (… Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит). Д
- как звали друга автора (Леон Верт).
Ребята посмотрите внимательно на иллюстрации, которые сделал к своей сказке сам Экзюпери. Как вы думаете, кого изобразил маленький мальчик на своих рисунках (Предположения детей).(Слайд 11)
Сей час в группах попробуйте внутри удава нарисовать любое другое животное .
- Работа в группах (Звучит мелодия маленькая страна.) Защита рисунка.
Ребята эта работа помогла нам почувствовать прекрасные мгновения страны детства
- Чтение про себя 1 части. (Смотреть по времени, можно пропустить)
а) словарная работа. (Словарь С.И. Ожегова.) Д
- Девственные леса – нетронутые человеком (Слайды 12, 13, 14, 15, 16,17,18.)
- Диво – удивительную
- Джунгли – густые труднопроходимые заросли болотистых местах тропических стран.
- Совет – посоветовали
- Интерес – интересоваться
- Толковать – растолковывать – объяснять
- Бридж, гольф – игра в мяч
- Здравомыслящим – толково рассуждать.
- Что это за интересные рисунки, как вы поняли?
4) Чтение вслух по абзацам с комментариями по ходу чтения.
1-й абзац.
От чьего лица ведется рассказ (От лица героя, возможно главного)
2-й абзац.
- Что удивило шестилетнего мальчика?
3-й абзац.
Что нарисовал мальчик, легко ли догадаться?
4-й и 5-й абзац.
-Что увидели в рисунке взрослые? А что это было?
6-й абзац.
Словарная работа по ходу чтения: блестящая карьера, утратил веру в себя.
- почему взрослые дали такой совет мальчику?
-Как вы думаете, правы они? К чему это привело?
- Какой вывод сделал наш герой? (Взрослые никогда ничего не понимают сами.)
- согласны ли вы с ним?
7-8-й абзацы.
- Кем же стал герой сказки? Где побывал? Чему научился?
9-й абзац.
- Изменилось ли его мнение о людях?
- Как понимаете слова: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко»
10-й абзац.
- Что помогло летчику распознать особенных взрослых? Удалось ли таких найти?
- Как он вел себя с ними?
- Каким выглядел в их глазах?
- Как вы думаете, легко ли было жить нашему герою в таком положении? Почему?
5) Вопросы после чтения 1 части.
- Причисляет ли себя герой сказки к миру взрослых людей, став взрослым? Найдите в тексте подтверждение. (Нет, не принадлежит он миру взрослых. Для него взрослые – они. Он взрослый «ребенок» со своим «детским» внутренним миром).
- Одиноко ли летчику?
- Что бы вы ему посоветовали, что бы жизнь стала радостнее? (Завести друзей)
6) Работа в тетради с 45. № 1
Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- как вы понимаете смысл пословиц?
5. Итог урока.
- Узнали ли мы что – нибудь о маленьком принце?
- Что вы узнали из 1 части? (… Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит). Д
Чтение стихотворения на доске, объяснении его смысла.
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам
Глазами к нам тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам
Прикладывайтесь к родникам, -
Ничто не повториться.
6 домашнее задание:
Прочитать 1, 2 часть, т с 45 № 2.
Литература
- Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир» Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. – Москва Баласс 2002 г.
- Книга для чтения во 2 классе «Маленькая дверь в большой мир» часть 2, Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев – Москва Баласс 2002 г.
- Тетрадь по литературному чтению 2 класс к учебнику «Маленькая дверь в большой мир», Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев – Москва Баласс 2002 г
- С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка- Москва, изд «АЗЪ» 1996 г.
- Зарубежная детская литература, составитель С.И. Чернявская – Москва «Просвещение» 1982г.
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - Москва изд «РОСМЕН» 1999г.
- Тридцать три Егорки, составитель Г. Науменко,- Москва, изд «Детская литература», 1989г.
- Интернет ресурсы
|