Автор:
Рыженко Иван Сергеевич, Мещерякова Ольга Викторовна
Место работы:
Рыженко Иван Сергеевич, психолог МОУ СОШ №4 г. Комсомольска-на-Амуре; Мещерякова Ольга Викторовна, классный руководитель 3В класса МОУ СОШ №4 г. Комсомольска-на-Амуре
Тема родительского собрания: Агрессивное поведение детей
Класс
начальные классы (1-4)
Интернет-среда
блог 3В класса "Почемучки", гугл-документы, онлайн-анкета
Время проведения
20 - 27 марта 2010 года
Автор-разработчик (группа авторов)
Рыженко Иван Сергеевич, психолог МОУ СОШ №4 г. Комсомольска-на-Амуре;
Мещерякова Ольга Викторовна, классный руководитель 3В класса МОУ СОШ №4 г. Комсомольска-на-Амуре
Цели родительского собрания
Выработка стратегии организации взаимодействия родителей с ребенком демонстрирующим агрессивное поведение
Задачи:
- Формирование представлений об агрессивном поведении, о средствах конструктивного выражения негативных эмоций;
- Выработка навыков практического использования средств и методов преодоления негативных проявлений агрессивного поведения;
- Получение положительного опыта сетевого взаимодействия;
Участники родительского собрания
родители учащихся младших классов, классный руководитель, школьный психолог
Подготовительная работа
изучение актуальных запросов (со слов классного руководителя), подготовка брошюры для оповещения родителей, подбор Интернет-ресурсов
Оборудование
компьютер с доступом в Интернет
Ход собрания
Вступительная часть
- Вводная часть, формулирование темы, позитивный настрой на работу (акцентирование внимания на плюсах не стандартной формы организации взаимодействия);
- Анкетирование - выявление ожиданий родителей; внутренне формулирование проблемы; Отвечая на вопросы анкеты, участники анализируют, соотносят, оценивают и "примеряют", заявленную к обсуждению проблему, в отношению к своему ребенку.
Основная часть
- Онлайн-тестирование, обобщение и трансформация, собственных наблюдений родителей, в представления о степени выраженности проблемы у ребенка; Отвечая на вопросы теста, участники анализируют собственные наблюдения. Сверка результатов теста с собственными представлениями дает возможность участникам осознать наличие проблемы (или ее отсутствия). Подчеркивание факта анонимности результата способствует повышению достоверности ответов, результата.
- Знакомство с теорией вопроса, формулирование собственных представлений и отношения к проблеме; Работая с постом блога, на данном этапе, собственные представления родителей о проблем сверяются с авторитетным источником информации, формируется позиция. Ответ на вопросы с использованием системы комментирования позволяет участникам выразить свою позицию - точку "отсчета" дальнейшей внутренней работы
- Формирование представлений о способах преодоления негативных проявлений агрессивного поведения;
- "Я-высказывания" и "Активного слушания" как средства нормализации детско-родительский взаимоотношений; Работая в гугл-документе, участникам знакомятся с понятием "Я-высказывания" и "Активного слушания", как средства профилактики семейных конфликтных ситуаций. Заполнение таблицы позволяет "опробовать" использование этого приема, сравнить с "привычными".
- Обучения навыкам контроля негативных эмоций и способам их конструктивного выражения; Ознакомление с практически-применимыми упражнениям. Актуализация собственных подобных средств. Выработка стратегии обучения собственного ребенка подобным средствам. Деятельность осуществляется через систему комментариев к посту блога (вербализация).
Заключительная часть
- Анализ проблемных ситуаций как средство выработки стратегии поведения родителей во взаимоотношениях с ребенком демонстрирующим агрессивное поведение; Работая гугл-документе родители предлагают варианты своего поведения с опорой на материал собрания, что позволяет присвоить и закрепить знания. Анализирую проблемные ситуации от частного к общему родители формируют представления о стратегии своего дальнейшего взаимодействия с ребенком.
- Анкетирование - получение обратной связи;
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
- Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?
- дети. Из книги «Шпаргалка для взрослых.Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»
- Родительское собрание «Как в семье не воспитать агрессивного ребенка»
- Родительское собрание в группе продленного дня "Агрессивность детей"
- Н. Болсуновская "Надо ли учить детей давать сдачи..." пост блога "Блог школьного психолога"
- Т. Краснощекова "Виды агрессии", презентация из блога "Психолог консультант"
Памятки и инструкции для осуществления эффективной деятельности в Интернет-среде
Собрание строилось с расчетом на неподготовленную аудиторию, в первые знакомящуюся с дистанционным собранием, исходя из этого было сделано все возможное чтобы максимально облегчить "вхождение". Работа не требует не регистрации на каких бо то ни было сервисом не специальных навыков. Необходимые пояснения-инструкции даны курсивом по тексту собрания.
Критерии и способы определения эффективности родительского собрания
1. "Посещаемость" собрания (количество родителей принявших участие в собрании от общего числа родителей класса. Оценивается по кол-ву родителей ответивших на входную анкету.
2. Активность родителей в подготовке и проведении собрания (на основе анализа количества комментариев, наличия вклада в общую деятельность). Можно предложить следующую градацию - 1 родитель принявший участие в собрании - не менее одного поста.
3. Удовлетворенность участников процессом и результатами родительского собрания (оценивается на основе результатов рефлексии и обратной связи - ответы на вопросы рефлексии, анкеты). Можно предложить оценивать по схеме 1 родитель принявший участие в собрании - 1 положительный отзыв.
4. Продуктивность осуществленной деятельности. Оценивается по наличию запросов от родителей на дальнейшее сотрудничество по схеме 1 родитель принявший участие в собрании - 1 запрос.
5. Повышение педагогической и информационно-коммуникационной культуры родителей. Можно оценивать по отзывам родителей (результатам обратной связи) - возникали ли "технические" проблемы, предложенные инструкции были доступны. исчерпывающи. Можно предложить оценивать по схеме 1 родитель принявший участие в собрании - 1 положительный отзыв.
Самоанализ автора (группы авторов)
Представленное собрание - первый опыт - пробный шар. Пожалуй его главной целью стало не только решение заявленной проблемы а еще и показать родителям что такая форма сотрудничества эффективна и доступна. Уже сейчас до его проведения можно сказать что мы отмечаем как удачные находки - "плюсы", так и "минусы", которые снижают эго эффективность.
К "плюсам" можно отнести:
- Легкость размещения материала на платформе блога и гугл-документов;
- Реализованы возможности активного включения родителей в работу (система комментариев, акетирование, тестирование, совместная работа);
- Минимальные требования к ИКТ компетентности родительской аудитории;
- Возможность для глубокой психологической работы - личностного роста.
К "минусам" мы отнесем:
- избыточность текстовой информации, без "оживления" визуальным рядом;
- невозможность охватить все компоненты понятия "агрессивное поведение детей", так как иначе это может привести к непомерному "раздутию" объемов собрания;
Предполагаем что выбранные нами методы и формы позволят достичь намеченной цели и реализовать поставленные задачи. Практика покажет :)
Способы решения проблем
Основное средство решении проблемы в рамках данного собрания -в внутренняя психологическая работа и "практическая" отработка и закрепление сложившейся стратегии взаимодействия.
Использование Интернет
На собрании интернет выступает в качестве средства доступа к материалам собрания. Средства комментирования в блоге исопльзуются для организации обсуждения, создания копилки полезностей. Гугл-документы - для организации совместной деятельности. Блог выступает основной площадкой родительского собрания, в нем размещены основные материалы.
Примечание
Это конкретное собрание является "пробным шаром" и от его результатов зависит что и как мы будем делать. Если обратная связь по итогам собрания покажет что родители удовлетворены результатами работы и готовы сформулировать запрос для продолжения работы, мы планируем провести очное собрание с использованием интернет технологий (ведь доступ в Интернет из дома есть только у 30% родителей школы). По мимо этого предполагаем, что родители испытывающие потребность обратятся за очной консультацией.
|