Автор:
Королева Екатерина Сергеевна
Место работы:
учитель ОИиВТ и экономики 1 квалификационной категории, город Курган, МОУ «Гимназия №57» http://englles.ucoz.ru
Требования к функциональной грамотности в области информационных технологий руководителей исследований учащихся
Современный мир выдвигает новые требования к системе образования. Стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь».
Наши выпускники, желая стать в дальнейшем профессионалами, должны обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями, понимать возможности их использования, работать и решать проблемы в команде.
В школе формировать новые качества учащихся – инициативность, инновационность, мобильность – позволяет научно-исследовательская работа.
Для этого в нашем учебном заведении создана единая развивающая среда. И эта среда не может быть полноценной без освоения информационного пространства.
Проанализировав свою работу в качестве руководителя исследований учащихся, я выделила основные модели взаимодействия ученика и учителя с информационными технологиями в рамках научно-исследовательской деятельности.
1 – организация исследовательской деятельности в учебном заведении
Каждый, наверное, сталкивался на данном этапе с определенными трудностями:
- как начать экспериментальную деятельность в школе?
- где искать материалы?
- как грамотно формулировать темы исследовательских работ?
Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, не выходя из дома на странице «Научные консультации» ОЦ «Эйдос» (eidos.ru). Это квалифицированная помощь и поддержка специалистов 7 кафедр по таким направлениям, как:
- Выбор темы исследования
- Структура и оглавление исследования
- Методологические элементы (актуальность, проблема, цель, задачи и др.)
- Подготовка выступления к защите
- Официальный отзыв, рецензия
- Тьюторство – сопровождение исследовательской деятельности и др.
Все это, несомненно, делает более весомой, солидной исследовательскую работу.
Также можно использовать следующие Интернет-источники:
www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. На данном сайте публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы.
www.1553.ru – сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской».
Публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».
www.educom.ru – методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях г. Москвы (приложения: список литературы по методу проекта, исследовательскому методу и Интернет-ресурсы).
2 – сбор информации
На данном этапе необходимо вести работу, направленную на то, чтобы ребята, занимающиеся исследованием, могли свободно пользоваться ресурсами мировой сети, грамотно составлять запросы в поисковых системах для отбора информации. Руководителю можно заранее подобрать адреса сетевых Интернет-сообществ для онлайн-консультаций с ведущими специалистами.
3 – обработка данных
Необходимо найти оптимальный способ представления информации, оформить исследовательскую работу или проект средствами компьютера.
Рекомендую обращаться в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов. В составе коллекции можно просмотреть и использовать в дальнейшем разнообразные тематические и предметные коллекции, а также учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Для исследовательской работы ценно, что в коллекции есть теоретический материал по статистике, можно наглядно посмотреть, как оформляются материалы исследования.
4 – консультационная работа
Хочется отметить высокую роль при формировании исследовательских качеств личности сетевых консультаций. Можно организовывать подготовительную работу на первых этапах исследования как сетевое взаимодействие. С помощью систем ICQ, электронной почты высылаются задания, рецензии на выполненные задания.
В нашей гимназии есть родители, которые не просто хотят развивать своего ребенка, но и принимать в этом активное участие. Работа с ними строится в двух направлениях: во-первых, необходимо познакомить родителей с методикой построения исследовательской работы, с этой целью можно предложить поработать с модулями дистанционной программы; во-вторых, рекомендуется воспользоваться цифровыми образовательными ресурсами, скачать и установить приложения на домашний компьютер, показать ребенку интерактивные лабораторные работы по демонстрации определенных процессов, а потом уже привлекать к реальному эксперименту.
5 – использование в исследовательской работе готовых приложений
и создание собственных
Очевидно, что любая исследовательская работа более конкурентна, если включает в себя определенный продукт творческой деятельности. Это может быть база данных, локальное учебное приложение, публикуем данное приложение в сети – получаем информационный портал по определенной тематике; флэш-игры, презентации, фильмы, графические приложения.
Главное – найти сильную сторону в ученике, узнать его интересы, увлечения. Иногда нужно работать не один и не два месяца, чтобы со стороны учащегося появилась определенная степень доверия.
При использовании готовых приложений необходимо не забывать о соблюдении авторских прав. Рекомендую использовать такие приложения как ДубльГИС и GOOGLE MAPS (карты районов, рельефы участков, промышленные объекты и т.д.).
У младших школьников нашей гимназии очень популярен проект, созданный учащимися информационно-технологического профиля «Виртуальная экскурсия по городу Кургану» с использованием данных технологий.
6 – оформление работы (тезисов)
У любой конференции – определенные правила оформления работ. Соблюдение данных требований необходимо проверить руководителю, чтобы не потерять определенное количество баллов при защите работы. В научном обществе учащихся нашей гимназии продуман единый стиль оформления титульного листа исследования.
7 – создание презентации для защиты
В этом году все основные требования к презентации для защиты исследовательской работы систематизированы, представлены на сайте ИМЦ. Главное, чтобы презентация помогла набрать дополнительное количество баллов на защите, была создана в помощь выступающему, а не для того, чтобы испортить впечатление от работы. Необходимо соблюдать простые требования:
- деловой стиль презентации – не должен отвлекать от содержания; необходимо выдержать этот стиль на всех слайдах; текст теряется на фотографиях, картинках, цвет текста необходимо подбирать под цвет фона слайдов, соблюдая эргономические требования;
- титульный лист – должен содержать информацию: тема, авторы, руководитель, школа;
- содержание работы по главам;
- цели и задачи;
- не повторять на слайдах то, о чем рассказывает докладчик;
- по минимуму использовать эффекты анимации, чтобы не задерживался ход выступления загрузкой содержимого, один стиль анимации;
- все используемые графические материалы, необходимо оптимизировать;
- не использовать фразу на последнем слайде «спасибо за внимание», завершить основными выводами.
8 – дальнейшее продвижение исследовательской работы
Ни в коем случае нельзя останавливаться с защитой исследовательских работ только на уровне города, области. Можно отметить несколько путей дальнейшего продвижения:
- Участие в Ученических конференциях Научной школы «Эйдос».
- Публикация статьи в Интернет-журнале "Эйдос".
- Публикация статьи в сборнике Научной школы.
- Itdrom.com – Интернет-конференция «Планета IT».
- Российский открытый конкурс исследовательских и творческих работ «Юность, наука, культура».
- www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
Под воздействием новых информационных технологий и всемирной компьютерной сети привычная замкнутая образовательная среда: «ученик – учитель – родитель – средства обучения» меняется на систему «ученик – Интернет – учитель – родитель».
Поэтому желаю всем, чтобы ваша функциональная грамотность в области информационных технологий позволяла динамично, в режиме онлайн, корректировать, видоизменять и дополнять процесс исследовательской работы.
|