Автор:
Королева Екатерина Сергеевна
Место работы:
учитель ОИиВТ и экономики 1 квалификационной категории, город Курган, МОУ «Гимназия №57» http://englles.ucoz.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Метод проектов в отечественной педагогике используется достаточно длительное время. Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения данной образовательной технологии. В моей педагогической практике использование метода проектов направлено на формирование успешной социализации личности.
Под социализацией личности понимается процесс активного нахождения человеком своего места в жизни. Сущность социализации можно определить и таким образом: “это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны усвоение индивидом (ребенком) социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны – это процесс активного включения в социальную среду. То есть через свою активность ребенок приспосабливается к определенным занятиям, получает навыки, участвует в обмене опытом [6].
Ключевым фактором формирования успешной социализации личности является информационно-коммуникативная компетенция учащегося. Поэтому при реализации какого-либо социально-образовательного проекта предполагается не только стимулирование развития личностного потенциала ребенка, но и создание условий становления информационно-коммуникативной компетенции.
«Проектирование курса «Путешествие в страну Экономика» для учащихся начальной школы» – один из таких социально-образовательных проектов, в рамках которого обучающиеся приобретают умения, являющимися предпосылкой успешной самореализации личности.
Cконструирована новая форма педагогической деятельности. Группа учащихся управленческого профиля под руководством учителя – координатора (руководителя) исследует актуальность экономического воспитания в начальной школе, разрабатывает образовательную программу курса занятий по экономике «Путешествие в страну Экономика» с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Новизна заключается в том, что старшеклассники не только проектируют образовательную программу, отбирают содержание курса, разрабатывают информационное обеспечение занятий. Очень ценно то, что авторы выступают в роли тьюторов для учащихся начальных классов, самостоятельно организуя и реализуя образовательную программу.
Проект разработан в соответствии с концепцией Программы развития «Школа творческой самореализации» МОУ «Гимназия №57» города Кургана и направлен на решение стратегических задач, обозначенных в программе, а также является составной частью инновационной площадки гимназии «Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении».
Цель проекта
Создание условий для формирования в гимназии новой формы образовательной деятельности (ученик – тьютор), способствующей реализации и совершенствованию информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи проекта
2. Формирование информационно-коммуникационной грамотности: умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.
3. Совершенствование технических знаний и навыков: умение отсканировать документ, преобразовать его из изображения в текст, внести заданные исправления, разместить в Интернете и распечатать; создать и обработать графические объекты, анимационные ролики, кроссворды в среде Excel; мультимедийные презентации.
4. Воспитание значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности; самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
5. Развитие исследовательских и творческих способностей личности.
Данный Проект является комплексным. Возникающие перед авторами практические задачи или проблемы требуют интеграции таких предметных областей, как: экономика, информационные технологии, педагогика, психология.
Средства реализации Проекта
1. Проведение открытых уроков и образовательных мероприятий:
(уроки экономики, информатики для учащихся старших классов).
(занятия кружка «Клуб любителей информатики», уроки курса «Путешествие в страну Экономика» в 3А классе, мастер-классы).
Представление педагогического опыта на семинаре руководителей гимназий и лицеев города Кургана «Эвристическое обучение как технология творческой самореализации учащихся и предпосылка их жизненного успеха» 31 января 2008 года; на методическом объединении учителей информатики города Кургана «Внеклассная работа по информатике» апрель 2008 уч. г.
Проведено анкетирование, опросы родителей о значимости образовательной программы по экономике в начальной школе. Получены положительные отзывы:
«В нашей гимназии для детей начальных классов проводится актуальный в современных условиях реформ кружок, связанный с экономическими вопросами. Каждый школьник, маленький гражданин своей страны, должен ориентироваться в постоянно изменяющемся мире экономики. Здорово, когда ребёнок знает, что такое экономика, бюджет, налоги, займы, ссуда и др. Все эти и многие другие понятия детям простым и интересным языком, с помощью занимательных примеров объясняют в ходе проведения занятий по экономике» (Попова Е.А, представитель родительского комитета).
Полные результаты опроса представлены в исследовательской работе учениц 11У класса Феоктистовой Алены и Петровой Лилии.
В программе предусмотрены эвристические задания для совместного выполнения с родителями, например, по теме «Наши семьи» – задания «Семейные праздники», «Семейные традиции», «Семейные обязанности». Ребята представляли проекты, выполненные в форме фотоальбома, фото-экскурсии, праздничного семейного календаря, интересных историй в картинках.
По материалам разработок к уроку «Наши семьи» было проведено родительское собрание в 3А классе.
Ресурсное обеспечение Проекта
Включает в себя основные типы ресурсов:
-
методическая литература;
-
художественная литература (описания различных ситуаций, которые могут с успехом быть использованы при проведении занятий);
-
компьютерные модели (приложение «Информационное обеспечение уроков курса «Путешествие в страну Экономика»»);
-
ресурсы Интернет (www.econachala.narod.ru www.besh.websib.ru, www.economicus.ru и др.);
Например, использовались мультфильмы, созданные автором Интернет-ресурса www.econachala.narod.ru, по темам уроков курса «Путешествие в страну Экономика».
-
статистика (результаты анкетирования, опроса обучающихся, родителей);
-
контролирующие, развивающие задания, тесты, задачи, деловые игры и т.д. (приложение «Конспекты уроков»).
-
схемы, карты, изображения (рисунки, работы обучающихся, например, карта страны Экономики, микрорайон гимназии №57);
-
мультимедийные презентации к урокам и образовательным мероприятиям.
Современное образование характеризуется переходом от установленных норм «ребенок – субъект воспитания» к системе саморазвития личности, как помощи ребенку в самостоятельном решении своих жизненных проблем. Учась в школе, дети должны овладеть умениями, которые будут помогать успешной самореализации личности, ее социализации. Сегодня от выпускника требуется умение использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. «Цель современного образования – формирование ключевых компетенций – останется на словах, если не будут созданы механизмы их формирования [7]».
Представленный социально-образовательный проект успешно (как было выявлено на практике) позволяет реализовать данную цель.
Литература
-
Векслер С.И. Современные требования к уроку: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 128 с.
-
Гузеев А. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. – 128 с.
-
Достижения молодых: методическое пособие «Наш город». – Волгоград, 2005.
-
Ермакова И.В., Протасевич Т.А.Начала экономики. – М.: Вита-Пресс, 2002.
-
Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000.
-
Образовательная система «Школа 21002» - качественное образование для всех. Сборник материалов/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Балласс, 2006. – 320 с.
-
Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика – 3: пособие для учителя. – М.: Вита Пресс, 2002.
-
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации в помощь учителю экономки: 2-3 (2-4) классы. – М.,1998.
-
Ушакова Н.Н. Ценностные аспекты урока. – Курган: ИПК и ПРО, 2005. – 24 с.
- Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008 – 321 с.
- www.econachala.narod.ru
www.besh.websib.ru
www.economicus.ru
|
На: Королева Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМ
На: Королева Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМ
В своей работе придерживаюсь классификации ключевых образовательных компетенций Хуторского А.В. Можете ознакомиться, размещаю ссылку: Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
Согласно данной классификации:
информационная компетенция позволяет формировать при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем и др.) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; а также обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, образовательных областях и окружающем мире;
коммуникативная компетенция формирует умение находить способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Вы спрашиваете: Чем информационно-коммуникативная компетенция отличается от ТРАДИЦИОННОЙ ИКТ (информационно-коммуникационной)?
Отвечаю: ИКТ - это технология (как раз таки информационно-коммуникационная). А компетентность - информационно-коммуникаТИВНАЯ.
На: Королева Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМ
Я потрясен :)