Проблема оценивания волнует многих педагогов, психологов, родителей.
Многие из вас уже имеют опыт различных форм оценивания, поделитесь своими размышлениями по этому поводу , выскажите мнение об изученных материалах по данной теме, приведите примеры из личного опыта.
Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы оценивания. (из "Письма МО России" от 03.06.203 года). А недостатки в отметочном обучении были. Это:
- не формируется у учащихся оценочная самостоятельность;
- затрудняется индивидуализация обучения;
- является малоинформативной;
- часто имеет травмирующий характер.
Я могу с уверенностью сказать, что эти недостатки я испытала и на себе, поэтому не хочется подвергать этому и своих учеников. Я попробовала для каждого ученика создать "Портфель достижений ученика". Это занимало у меня большое количество времени, но результат радовал не только учеников, меня, но и родителей. С "Портфелем" родители знакомились на родительских собраниях, так как они хранились и пополнялись в классе. В "Портфель" входило:
Нина Владимировна, Ваш опыт позволит Вам безболезненно перейти на новые стандарты, а вот работа с родителями по разъяснению системы оценивания учебных достижений потребует значительных усилий школы.
Существует проблема в оценивании результатов творческой учебной деятельности, которые предъявляются в виде : сочинения, презентации, рисунка, поделки. Мало того, что здесь могут столкнуться мнения «оценщиков»: учитель, ученик, родитель – но ведь сложность оценивания еще в том, что этот процесс должен учитывать знания и умения ученика, которые в дальнейшем обеспечат ему успешность в жизни.
Система оценивания уровня достижений ученика должна претерпеть изменения. Оценивать нужно не только учебные достижения, но и умение ученика решать проблемы, которые ставит перед ним школьная жизнь. Система оценивания сегодня зачастую тормозит развитие учащихся, сужает их возможности, не раскрывает потенциальные способности.
Школьная система оценивания должна позволять:
- давать ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
- использовать ее как форму поощрения, но не наказания.
- отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся,
- ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков.
Галина Петровна,знание роли новой системы оценивания позволит Вам избежать негативных явлений в организации учебного процесса. Удач в творческом поиске.
В практике не сталкивалась с безотметочной системой оценивания, но из предложенных материалов для себя выделила много достоинств. Конечно же любая отметка должна иметь словесную оценку. Сначала учитель сам анализирует работу учащихся, затем постепенно приучая детей самостоятельно давать оценку и одноклассникам, и самому себе. И как подтверждение словесного анализа в конечном итоге выступает сама отметка. Такой метод я считаю достаточно справедливым. Но конечно же не для маленьких первоклашек, как раз таки для них, наверное, лучше безотметочное оценивание.
Наша школа до 2010 года работала по системе - 1 и 2 класс без отметок. Мы тоже выдумывли звездочки и плюсики, разноцветные медали. Но у детей и их родителей звучал один вопрос - а что из них пятерка? В прошлом году на Совете школы было принято решение оставить безотметочное обучение только в 1 классе. Было много споров, но в основном учителя начальной школы были согласны. А знаете почему? Наша область третий год пишет мониторинг по итогам 3 класса - школьный и 4 класса - областной. А там нет принципов гуманности, дифференциации, особого подхода к ребенку и отметке каждому. Лично нашим учителям показалось не мало, когда дети выдали результаты хуже общеобластных. И педагогам пришлось забыть особенности каждого, а сравниваться со всеми. Поэтому ЗУН оказался важнее, а значит и система оценивания! На практике у нашего образования слова часто расходятся с делом. А педагог всегда виновен!
С уважением, Елена Викторовна. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем Конфуций
Елена Викторовна, но " звездочки и плюсики" -те же баллы,т. е. родители и дети переведут их в баллы. Речь же идет о системе оценивания,которая не противоречит принципам развивающего обучения. Мы заявляем о том , что обеспечиваем развитие личности каждого ребенка и речевого развития в том числе на каждом уроке. При существующей системе проблемным является организация диалога,сотрудничества, взаимодействия и т. д. , что необходимо в исследовательской, проектной и др. деятельности учащихся . Пока ориентируемся на письмо о системе оценивания в начальных классах за подписью Леонтьевой М. Р.( до перехода на новые стандарты).
В уставе нашей школы прописано, что учащиеся 1-2 класса учатся без отметок. Но уже в первом классе на первом родительском собрании родители начинают просить, ввести какую-то систему, чтобы они понимали как успевает их ребенок. И никакие словесные формулировки их не устраивают, поэтому в журналы мы ничего не ставим, а в тетрадях и дневниках второклассников появляются оценки. Трудности в оценивании конечно возникают, невсегда школьная оценка объективна, но полностью к безотметочному обучению ни учителя, ни ученики не готовы. Для многих учеников отметка является стимулом, они еще не могут учиться просто ради знаний, быть может в 10-11 классе они уже осознанно учатся, а малыши радуются пятеркам и огарчаются тройкам и двойкам. "Портфельчик достижений" мы тоже вели, но в него в основном помещали творческие работы, грамоты, полученные за участие в конкурсах и выставках, письменные работы, которые выполнялись на отдельных листах. Такая форма, конечно, тоже имет место быть.
Необходимо индивидуально подходить к учащимся, включая и оценивание уровня их достижений. Этого не позволяют делать отметочные нормативы. Если для одного ребёнка пять ошибок в диктанте - показатель неудовлетворительной грамотности, то для другого - это успешное достижение. Я, как учитель, испытываю трудности в оценке выполнения детьми разноуровневых заданий. Любая шкала при оценивании работы условная. Учителю трудно учесть при выставлении отметки различный уровень способностей, состояние психики, физическое здоровье и т. д.
Безотметочная система обучения -это-система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности. Из-за скрытности критериев по отметке очень часто нельзя судить об уровне знаний. Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся, возможность сравнивать сегодняшние достижения учащихся с их же успехами некоторые время назад. Работая по безотметочной системе обучение решается ряд задач, одной из которых является определение критериев оценки, средств и форм контроля как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов. Безотметочное обучение позволяет фиксировать индивидуальные успехи каждого ребёнка. Оцениваться должны только достижения учащегося, предъявленные самими детьми для оценки. Ученики должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий; оцениваться должна прежде всего динамика успешности учащихся, относительно самих себя. Основная задача при безотметочном обучении-обращать внимание школьников на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания, закреплять в учениках веру в своих силах, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая самостоятельность и чувство свободного выбора. При обучении без отметки исключается её травмирующий характер, что даёт возможность сберечь психическое здоровье ребёнка, создавать условия для развития у него потребности познания. Безотметочное обучение предусматривает многоуровневое обучение, формирование взвешенной самооценки, взаимооценки, прививает навыки коллективной работы, приучает и даёт стимул к самообразованию и саморазвитию.
Уважаемые коллеги!
Проблема оценивания волнует многих педагогов, психологов, родителей.
Многие из вас уже имеют опыт различных форм оценивания, поделитесь своими размышлениями по этому поводу , выскажите мнение об изученных материалах по данной теме, приведите примеры из личного опыта.
С уважением, Антонина Александровна