Место работы:
учитель истории высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменская области
Разработка урока истории в 11 классе «Гражданская война в России»
Предмет: История.
Класс: 11.
Тема урока: «Гражданская война в России».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: карты, атласы, схемы, таблицы.
Эпиграфы:
И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глаз:
«Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных правда с нами».
(М. Волошин.)
Было время безумных действий,
Время диких стихийных сил.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь ха тех и за других.
(С. Есенин.)
Белым был – красным стал,
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал смерть победила.
(М. Цветаева.)
Ход урока
УЭ-1. Интегрирующая цель урока
- Урок с элементами модульного обучения.
- Каждый учебный элемент содержит алгоритм действий для учащихся.
Учащиеся должны усвоить:
- Определение гражданской войны. Причины, этапы, участники.
- Определение интервенции. Начало интервенции.
- Май – ноябрь 1918 года.
- Ноябрь 1918 года – весна 1919 года.
- Весна 1919 года – весна 1920 года.
- Окончание гражданской войны.
- Причины победы большевиков.
Научиться:
- Рационально использовать своё время.
- Осуществлять контроль и самоконтроль.
- Уметь соотносить результат работы с поставленными целями.
- Уметь устанавливать причины событий, работать с картой, делать выводы.
УЭ-№2. Входной контроль
- Входной контроль обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся.
- Обсуждение задания в группе (в паре).
− Каковы были причины гражданской войны? Обведите кружком номера утверждений, с которыми вы согласны:
1) несоответствие целей по преобразованию общества с методами их достижения;
2) гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам;
3) национализация всей земли конфискация помещичьих земель;
4) гражданскую войну вызвали иностранные империалисты;
5) национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений;
6) гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;
7) создание однопартийной системы, установление диктатуры пролетариата.
УЭ-№3. Этап усвоения нового материала
- Таблица позволяет проверить понимание материала.
Цель: Изучить вариант выхода России из империалистической войны, процесс складывания однопартийной системы – лево-эссеровский мятеж.
Используйте стр. 161-164.
История коалиции большевиков и левых эсеров
№
п/п
|
Основные
политические события
|
Позиция
левых эсеров
|
1
|
Разгон учредительного собрания (январь 1918 года)
|
|
2
|
Заключение сепаратного мира с Германией (март 1918 года)
|
|
3
|
Введение чрезвычайных мер в деревне (май – июнь 1918 года)
|
|
4
|
Убийство немецкого посла Мирбаха (6 июля 1918 года)
|
|
УЭ-№4
- Самостоятельная работа учащихся с учебником, текстом учителя заканчивается заполнением таблицы – это позволяет выявить пробелы и трудности в усвоении материала.
Цель: Изучить несколько точек зрения на начало и периодизацию гражданской войны. Кольцо фронтов в 1918 году и определение интервенции.
Прочтите стр. 165-168.
Прочтите текст, предложенный учителем.
Заполните предложенные таблицы.
Текст учителя
Гражданская война – период острых классовых столкновений, и начинается она с октября 1917 года, а заканчивается осенью 1922 года, когда белая армия была разгромлена на Дальнем Востоке.
Гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил – начинается с середины 1918 года и продолжается до конца 1920 года, хотя военные действия продолжались и после 1920 года.
Гражданская война – это противостояние классов и общественных групп, в отличие от обычных войн, она не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.
Большинство историков выделяют четыре этапа гражданской войны:
I этап – май 1918 года;
II этап – ноябрь 1918 года – весна 1919 года;
III этап – весна 1919 года – весна 1920 года;
IV этап – апрель – ноябрь 1920 года.
Интервенция – насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны или во взаимоотношения с третьими странами.
Таблица №1
Таблица №2
Перечислите особенности гражданской войны и интервенции на каждом этапе, заполнив таблицу:
Год |
Гражданская война
|
Интервенция
|
1918
|
|
|
1919
|
|
|
1920
|
|
|
УЭ-№5
- Работа с картой, атласами, схемами завершается проверкой понимания материала – тестом.
- Элементы дискуссии оживляют урок.
Цель: Изучить военные действия: разгром Колчака, Деникина, Врангеля, войну с Польшей. Дополнить таблицу (19-20 гг.), УЭ-№4. Ответить на контрольные вопросы. Составить краткие записи – схемы военных действий.
Прочтите текст, стр. 168-170 (выборочно), стр. 171-174 и составьте записи схемы.
Выполните задания до конца УЭ-№4 (19-20 гг.).
Выполните задания.
Задания
1) К какому году гражданской войны относятся ниже перечисленные события? Поставьте соответствующие буквы на линии времени.
а) Мятеж чешского корпуса;
б) установление «красного террора»;
в) разгром армии Врангеля;
г) разгром армии Колчака;
д) советско-польская война;
е) разгром армии Деникина;
ж) принятие первой Советской Конституции;
з) разгром армии Юденича.
2) Установите соответствие между правой и левой колонками (соедините стрелками).
3) Какая мысль объединяет эти стихотворные строки: «И здесь и там между рядами…»?
УЭ-№6
- После выполнения самостоятельной работы обсуждается правильное выполнение тестовых заданий.
Цель: Изучить политику военного коммунизма. Итоги гражданской войны.
Прочтите стр. 179-180, повторите стр. 173-174.
Ответьте на вопросы и выполни задания.
Задания
I. «Военный коммунизм» был экономической политикой Советской власти в годы гражданской войны, выражением «мобилизационной модели» развития общества.
1) Отметьте особенности, характеризующие экономику времен гражданской войны:
а) трудовая повинность;
б) разрешение аренды земли и найма рабочей силы;
в) продразверстка;
г) продналог;
д) запрещение аренды земли и найма рабочей силы;
е) свобода торговли;
ж) оплата труда в денежной форме по количеству и качеству;
з) натурализация заработной платы;
и) концентрация производства и централизация управления;
к) бесплатные услуги (свет, тепло, транспорт, почта);
л) частная собственность на мелкое производство;
м) национализация производства;
н) карточная система распределения;
о) уравнительное распределение;
п) разрешение иностранных концессий.
2) Запишите основные мероприятия «военного коммунизма», касающиеся производства, труда, распределения, обмена, управления производством:
а) производства – …;
б) труда – …;
в) распределения – …;
г) обмена – …;
д) управления –… .
3) Отметьте, о чем свидетельствовала политика «военного коммунизма»:
а) об усилении рыночных начал в экономике;
б) о преобладании командной экономики;
в) о развитии традиционной экономики.
II. Какая из оценок гражданской войны наиболее верна?
1) Какая из оценок гражданской войны наиболее верна:
а) это столкновение нескольких сил: красных, белых и «зеленых» (крестьянское движение);
б) это трагедия народа;
в) это героическая страница истории?
2) Как зеленые, крестьяне, относились к двум другим силам? Отметьте ответ, с которым вы согласны, или закончите свой:
а) сочувствовали красным, давшим им мир и землю;
б) боролись с красными, запретившими торговлю хлебом;
в) «наплевать, наплевать – надоело воевать»;
г) боролись как с красными, так и с белыми, которые одинаково грабили и убивали крестьян;
д) соблюдали дружелюбный нейтралитет;
е) в конце войны, желая стабильности, поддержали сильнейших, сохранивших власть в столице, т.е. красных.
3) Почему крестьяне не выступили самостоятельной силой (кроме Махно в Гуляй-поле) и поддерживали то белых, то красных?
4) Кто, по вашему мнению, победил в гражданской войне? Отметьте аргументы, которые вы считает верными:
а) победили красные, так как Советская власть, диктатура пролетариата, сохранилась и даже укрепилась;
б) победили белые, так как властью были сделаны уступки (экономические и политические) свергнутым эксплуататорским классом;
в) победили зеленые, т.к. после войны Советская власть была вынуждена под влиянием их требований перейти от продразверстки к продналогу.
III. Какое влияние оказала гражданская война на политическое развитие России?
1) Отметьте понятия, которыми можно охарактеризовать советское государство в 1920-21 годах:
многопартийность / однопартийность;
демократия / диктатура;
открытость общества / закрытость общества.
2) Определите причины победы большевиков, обсуди в группе (с товарищем):
а) попытка реставрации помещичьего землевладения оттолкнула крестьян от Белого движения;
б) население национальных окраин поддержало большевиков, поверив декларации «о правах наций на самоопределение» и другим обращениям к нерусским народам;
в) большевики сумели создать массовую дисциплинированную армию на основе всеобщей воинской повинности, мобилизовать все ресурсы страны, превратив её в единый военный лагерь.
УЭ-№7. Рефлексия
- Рефлексия строится на принципе общения. Атмосфера свободного обмена мнениями способствует активному формированию у учащихся механизма критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки.
Цель: Умение давать самооценку.
В тетради заполните схему, определив свою оценку на сегодняшнем уроке в 10-ти бальной системе.
Ответьте на вопросы.
Вопросы
а) Как Я работал:
глубоки знания – 9-10 баллов;
частично усвоил материал – 7-8 баллов;
мало что понял – 4-5 баллов?
б) Как МЫ работали:
четко, согласовано – 9-10 балов;
нарушали ритм – 7-8 баллов;
неорганизованно – 4-5 балл?
в) ДЕЛО:
тема изучена глубоко – 9-10 баллов;
тема изучена частично – 7-8 баллов;
затруднения в новом способе получения знаний – 4-5 баллов?
|
На: Силина Т.Ф. Разработка урока истории в 11 классе «Гражданска
Спасибо. Хороший урок. Качественный.
Десяк Лариса
На: Силина Т.Ф. Разработка урока истории в 11 классе «Гражданска
Очень интересный урок! Немало проблемных заданий. Для создания более эмоциональной атмосферы на уроке при изучении данной темы иллюстрировал фотографии трагедии в Беслане и демонстрировал эпизоды кинофильма "Тихий Дон".
С уважением, Монахов А.А.
На: Силина Т.Ф. Разработка урока истории в 11 классе «Гражданска
национализация всей земли конфискация помещичьих земель - либералов;
гражданскую войну вызвали иностранные империалисты – патриотов-националистов;
национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений - либералов;
гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим - коммунистов;
создание однопартийной системы, установление диктатуры пролетариата – либералов
На: Силина Т.Ф. Разработка урока истории в 11 классе «Гражданска
"Гражданская война еще не закончилась"- так называлась презентация одной из групп 11 класса Владимирской школы на семинаре по гражданской войне, на котором мне посчастливилось побывать у очень уважаемой мною коллеги и друга. Наши современные дети пришли к столь правильному, но печальному выводу, изучив мнения историков, одноклассников, родителей, учителей. Прочитав представленный здесь конспект, я вслед за детьми невольно повторила, что гражданская война еще не закончилась.
Хочется поблагодарить коллегу - Силину Т.Ф. за смелость - представить конспект на столь сложную и неоднозначную тему. В уроке есть много положительный моментов, заданий и форм работы,автор пытается сделать, казалось бы, невозможное - такой большой объем материала дать в один урок. Хочется все же спросить :
В данном конспекте непонятно - по какому учебнику работают дети, уровень 11 класса предполагает проблемно-теоретическое изложение и изучение материала, урок, на мой взгляд излишне схематичен, хотя материал уже изучался в 9 классе. Некоторые варианты ответов вызывают недоумение: гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам; и другие...
, и похожи на не совсем корректные варианты ответов из ЕГЭ. В уроке не видно Человека, что вряд ли сделает тему интересной детям. Из него тихо и незаметно "ушла" история, а осталась - схема. Подчеркиваю, что это мое субьективное мнение. Возможно, это недостаток модульной технологии по которой вынужден работать учитель - автор конспекта.
Еще мне совсем не нравится то, как равнодушно рассматривается вопрос о причинах победы большевиков. В 11 классе, да и ранее,мы говорим о том, что "русские победить русских не могут". Можно еще говорить по этому поводу, но...
Хочется предложить задания и мнения из другого источника, с которыми многие, наверное, работают на уроках по гражданской войне.
большевистской диктатуры
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294
На: Силина Т.Ф. Разработка урока истории в 11 классе «Гражданска
Хотела бы напомнить коллегам, что модульный урок предполагает 2 часа учебного занятия. Поэтому и круг вопросов, изучаемых на занятии не мал. Приятна четкость урока и изложения материала. На мой взгяд, не хватает эмоциональности. В начале урока замечательные эпиграфы, а возврат к ним только единожды. В учебном элементе 3, после обсуждения в паре, общая беседа могла бы привести к некоему итогу. Ведь вариантов ответов уч-ся может быть несколько. А где они ошиблись? Гд верен их выбор? Понравился УЭ -4. Для этой части урока он хорош. Есть ряд вопросов по корректности теста УЭ 6.
Тем не менее, это замечательный опыт модульного урока. И, видно, что разрабатывал его человек с большим опытом работы. Спасибо вам, Татьяна Федоровна за публикацию.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково