Уважаемая Татьяна Фёдоровна! В Вашем уроке есть много интересных находок, во всяком случае для меня. Например, это таблица (в виде эллипсов) по периодизации гражданской войны; схема по ученической рефлексии (хотелось бы увидеть ее заполненной), удачно подобранные поэтические эпиграфы.
И всё же на мой взгляд в уроке очень много моментов, которые я бы посчитал некорректными и не стал бы их использовать .
Вот, например, варианты ответов , которые Вы предлагаете обвести ученикам, если они им ближе. Какова цель подобного задания? Любой ответ – в сущности верный , если смотреть на него с точки зрения разных политических воззрений. А ВЕДЬ – ЭТО ОДНА ИЗ САМЫХ СЕРЬЁЗНЫХ ПРИЧИН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ – различное понимание будущности страны после свержения царя.
Например :
гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам – позиция коммунистов;
национализация всей земли конфискация помещичьих земель - либералов;
гражданскую войну вызвали иностранные империалисты – патриотов-националистов;
национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений - либералов;
гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим - коммунистов;
создание однопартийной системы, установление диктатуры пролетариата – либералов
Думается, что в 11 классе можно было бы более глубоко поразмышлять с ребятами над вопросами «А можно было бы избежать гражданской войны? Если да, то в какой момент это стало уже невозможным? Каков был состав белого движения? Кто это – зелёные? Насколько долговременной была «политика военного коммунизма»? Насколько эффективной?»
В ходе урока Вы предлагаете детям прочитать в общей сложности 18 страниц школьного учебника – а ведь кроме этого надо ещё и вникнуть в Ваш текст. Какая уж после этого совместная рефлексия - успеть бы!
Надеюсь, что моя критика будет воспринята правильно.
Комментарий был изменен с момента создания (wdwech1, вт, 24/03/2009 - 20:04).
национализация всей земли конфискация помещичьих земель - либералов;
гражданскую войну вызвали иностранные империалисты – патриотов-националистов;
национализация промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений - либералов;
гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим - коммунистов;
создание однопартийной системы, установление диктатуры пролетариата – либералов