Место работы, должность:
Адоптированная программа курса по физической культуре
Оздоровительный час учащихся 1-4 классов. Цель: Воспитать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.
Задачи: Повышать физиологическую активность систем организма, содействовать оптимизации умственной и физической работоспособности.
Повышать физическую подготовленность и развитие основных физических качеств.
Обучить комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующий направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма.
Развитие интереса у учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
Пояснительная записка
Растет ребенок. Все хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основы этих качеств закладываются в детстве. Только тот, кто активно занимается физическими упражнениями, может укрепить и сохранить свое здоровье на долгие годы. Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье. Предлагаемая программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение следующихзадач:
Повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
Повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, скорости;
Обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, развитие интереса к самостоятельным занятиям
физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.Разработанная программа характеризуется:
Направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений;
Направленностью на включение в содержание уроков учебного материала с учетом индивидуального физического развития и подготовленности учащихся; состояния их здоровья.
Создания оптимальных условий для оздоровления организма детей. Организация мониторинга физического развития каждого ребенка с учетом возрастных особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие).
Формирование теоретических знаний о здоровом образе жизни. Формирование практических навыков, способствующих развитию правильной осанки у детей. Обучению необходимым видам дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения являются ведущими в проведении любой формы лечебной физической культуры. Они способствуют быстрейшему устранению нарушений функций дыхательной системы, улучшению окислительно восстановительных процессов в организме, повышению адаптации к физическим и умственным нагрузкам, общему оздоровлению и гармоничному развитию детского организма.
Для коррекции нарушений физического развития используются физические упражнения, которые способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил. Корригирующие упражнения предупреждают и уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации, они оказывают сочетательное воздействие на различные мышечные группы - одновременно укрепляют одни и расслабляют другие.
Пальчиковая гимнастика имеет особое развивающее воздействие и является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, которое способствует улучшению артикуляционной моторики, повышающей работоспособность коры головного мозга, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук. но и губ, снимают умственную усталость.
Упражнения для тренировки зрительного анализатора улучшают кровообращения мышц глаз, способствуют снятию утомлению, развитию координации сложных движений глаз, укрепляют мышцы век и глаз.
Подвижные, спортивные игры оказывают благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. они способствуют развитию внимания, сообразительности, воспитанию дружбы, товарищества, развитию силы, ловкости, быстроты, выносливости.
Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Речевые игры способствуют развитию координации, общей и мелкой стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух.
Формы и методы раскрытия содержания программы
Программа рассчитана в 1классе на 33 часа, а в 2-4 классе на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность урока в 1 классе 35 минут, 2-4 классе 40минут. При проведении урока используется традиционная схема: водная часть (разминка), основная часть и заключительная (восстановление). Основными методами, используемыми на уроках по данной программе, являются: объяснение, показ упражнений, индивидуально- дифференцированная работа с учащимися и игровые методы, повышающий интерес к занятиям. Форма проведения занятий - с классом. Количество детей в классе 9-11 человек.
Форма контроля
Врачебный контроль и самоконтроль является неотъемлемой частью выполнения программы. Врачебные наблюдения, проводимые в процессе занятий, направлены на изучение построения занятий, состоянию здоровья занимающихся, их физическому развитию, определению границ приспособленности организма к физическим нагрузкам.
Самоконтроль. Самостоятельное систематическое наблюдение занимающихся за изменением своего здоровья. Наблюдения сигнализируют об изменениях, происходящих в организме под влиянием систематических занятий. В качестве показателей самоконтроля используются субъективные и объективные признаки изменения организма. К субъективным относится: самочувствие, сон, аппетит, а к объективным: частота сердечным сокращений, динамика роста, и массы тела, силы кисти, измерение окружности груди и т. д.
Результативность программы
Для определения результативности занятий проводится сравнительное тестирование обучающихся в начале и в конце учебного года. Учащиеся выполняют тесты, которые определяют их физическое развитие.
Условия реализации программы
Состояние материально - технической базы школы - интернат позволяют проводить занятия. Для проведения учебного процесса школа располагает спортивной площадкой на территории школы, спортивным залом, специально оборудованным залом ЛФК: с ковровым покрытием, зеркалами, гимнастической стенкой, гимнастической скамейкой, «сухим» бассейном с две тысячи цветных пластмассовых шариков, мягким модуль который состоит из 12 предметов. Кабинет оборудован всем необходимом инвентарем.
№
|
Раздел программы
|
Класс
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Основы знаний
|
В процессе уроков
|
2
|
Упражнения оздоровительной и корригирующей гимнастики
|
На каждом уроке
|
3
|
Упражнения для развития и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата учащихся
|
8
|
9
|
9
|
9
|
4
|
Дыхательные упражнения
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Упражнения для тренировки и профилактики зрительного анализатора
|
2
|
2
|
2
|
2
|
6
|
Упражнения для коррекции моторики рук и пальцев
|
2
|
2
|
2
|
2
|
7
|
Игры (творческие, подвижные, спортивные)
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
Основы самомассажа
|
2
|
2
|
2
|
2
|
9
|
Психорегуляция
|
1
|
1
|
1
|
1
|
10
|
Упражнения для развития гибкости
|
3
|
3
|
3
|
3
|
11
|
Ходьба и смешанные передвижения
|
1
|
1
|
1
|
1
|
12
|
Метание
|
1
|
1
|
1
|
1
|
ИТОГО:
|
33
|
34
|
34
|
34
|
содержание программы
Основы знаний - в просе урока. Дыхательные упражнения - 5 часов.
Упражнения, игровые задания и игры с элементами дыхательной гимнастики, комплексы дыхательной гимнастики по системе Б\п-ейко и Стрельниковой, звукотерапия.
Игры(творческие, подвижные, спортивные) - 8 часов.
Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, спортивные игры (баскетбол, пионербол, футбол, лапта).
Упражнения для развития и профилактики заболеваний опорно- двигательного аппарата учащихся- 9 часов.
Корригирующие упражнения для укрепления и развития мышц спины и брюшного пресса, корригирующие упражнения для развития стоп, профилактика плоскостопия, упражнения для развития координационных способностей детей.
Упражнения для тренировки и профилактики зрительного анализатора - 2 часа.
Упражнения для тренировки и профилактики зрения, упражнения улучшающие кровообращения и расслабления мышц глаз, упражнения для укрепления мышц век и глаз.
Упражнения для коррекции моторики рук и пальцев- 2 часа.
Упражнения с мячом для игры в настольный теннис и ракеткой, упражнения с массажным мячом, пальчиковая гимнастика.
Упражнения оздоровительной и корригирующий гимнастики - на каждом уроке.
Упражнения для укрепления мышц туловища с предметами (гантелями, мячом, гимнастической палкой, обручем, в парах), строевые упражнения, упражнения для мышц рук и спины, упражнения для мышц живота, упражнения для мышц ног, прыжки, упражнения со скакалкой. Упражнения для развития гибкости- 3 часа Ходьба и смешанные передвижения-1 час
Ходьбы на пятках, носках, ходьба средним и широким шагом ( со меной длины
шага, со сменной чистоты шага, ходьба с гимнастической палкой, с мячом).
Метание- 1 час.
Основы самомассаж - 2 часа.
Самомассаж рук, ног, стоп, головы, ушных раковин
Психорегуляция -1 час.
Релаксация.