Программа "Пешествие в сказку" воспитатель Налимова Наталья Александровна
Submitted by Наталья Александровна Налимова on Tue, 31/01/2017 - 16:48
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет. Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Направленность данной дополнительной общеразвивающей программы: социально-педагогическая.
Актуальность программы состоит в том, что в нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. А в образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке к школе, на совместное с детьми чтение книг, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Наблюдения и анализ детской деятельности показали, что есть необходимость создания и внедрения в образовательный процесс программы по формированию эмоционально – волевого развития дошкольников с помощью сказкотерапии.
Педагогическая целесообразность Работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ, наблюдения, беседы с родителями свидетельствуют о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей отмечается низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, высокий уровень агрессивности. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей. С этой целью разработана и будет внедрена в образовательный процесс программа по формированию эмоционально – волевого развития дошкольников «Путешествие в сказку».
В программе использован потенциал психотерапевтических, психокоррекционных и художественных сказок. Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется три вида сказок:
Художественные (народные и литературные), т.е. традиционные;
Психокоррекционные;
Психотерапевтические;
Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни.
Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе… При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.
Влияние психокоррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» - ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести.
Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.). Сказка позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий. Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.
Механизм воздействия психокоррекционной сказки:
Ребёнок сравнивает себя с героем сказки. Поэтому главный герой должен быть максимально похож на ребёнка (внешность, возраст, имеет те же привычки, проблемы).
Когда повествование доходит до проблемы, волнующей ребёнка, наблюдая за сказочным героем как бы со стороны, ребёнок становится на позицию отстранённого слушателя. Это позволяет ему не чувствовать себя виноватым, не испытывать страха или смущения. Но действия сказочного персонажа он будет бессознательно проецировать на себя. И когда герой сказки найдёт выход из трудной ситуации, то это станет примером для ребёнка-слушателя – он поймёт, что он тоже сможет также поступить. Можно отвести герою роль наблюдателя, тогда герой не попадает в ту или иную ситуацию, он лишь встречает на своём пути тех персонажей, которые оказались в том же положении, что и ребёнок.
Перечень актуальных психологических проблем, в решении которых ребёнку может помочь сказкотерапия:
Трудности в общении с людьми (чаще со сверстниками).
Повышенная агрессивность, демонстративность или неуправляемость.
Повышенная чувствительность, обидчивость.
Заторможенность или расторможенность.
Застенчивость, чувство неполноценности или малозначимости.
Неумение быть самим собой.
Самые разные страхи и тревоги, в том числе детская ревность.
Отсутствие мотивации, целеустремлённости.
Специфические возрастные проблемы детей (свои для каждого конкретного возраста).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.
ЗАДАЧИ:
Обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;
Обучать рефлексивным умениям.
Отличительные особенности программы: Программа по сказкотерапии разработана на основе апробированной авторской программы по сказкотерапии с 2007 по 2012 год психолога СОК «Зелёный огонёк» Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Санкт- Петербургское государственное учреждение «Центр оздоровления и отдыха «Молодежный» Налимовой Н.А., авторской программы Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-5 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.
Программа «Путешествие в сказку» предусматривает фронтальное (подгрупповое) занятие – 1 раз в неделю.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
Методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи».
Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).
Анкетирование родителей и педагогов.
Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).
Структура занятий по сказкотерапии состоит из следующих этапов:
Приветствие
Мысленная картинка
Игровые приемы
Чтение сказки
Беседа, обсуждение сказки
Прощание.
Занятие делится на несколько этапов: 1) создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось; 2) в ходе обсуждения рассказов, педагог подводит детей к определенному выводу; 3) затем проводится игра на эту же тему; 4) далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике). После прочтения сказки, воспитатель вместе с детьми, обсуждает сказку.
В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?
В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.
- Ролевые игры
Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В программе используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).
В психогимнастических играх у детей формируются:
Принятие своего имени;
Принятие своих качеств характера;
Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
Принятие своих прав и обязанностей.
- Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.
- Игры, направленные на развитие воображения, разделены на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если….», либо коллективное сочинение сказок.
Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.
Также используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружба или что-то страшное).
- Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона и дыхательные техники.
Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.
“Книга о себе” (домашнее задание). Для этого у каждого ребенка должен быть чистый альбом, его собственная любимая фотография, карандаши. У каждого ребенка эта Книга индивидуальна и неповторима, в которой каждый ребенок будет делать различные рисунки, заполняя страницы Книги всем, чем ему захочется (первую страница может быть посвящена тому, что ребенок любит больше всего, следующая - тому, что он больше всего не любит, на следующей нарисованы его самые близкие и любимые люди и т.д. Часто дети в этот альбом помещают в дальнейшем все рисунки, которые рисуют в процессе этих занятий в группе. Это уже право каждого ребенка помещать в “Книгу о себе” все, что ему захочется). На всех занятиях воспитатель оставляет 2-3 минуты времени для того, чтобы дети, если захотят, могли показать всем, что они нарисовали в своей Книге за последнее время.
Реализовывая программу, активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – родители, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.
Работа с родителями.
Групповая консультация: «Путешествие в сказку»
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития психических процессов
Оформление наглядной информации для родителей на тему «Как рассказывать детям сказки»
Выполнение совместно с родителями творческих работ
Планируемые результаты и формы их оценки
В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.
Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Итоговое мероприятие: «Презентация Книги о себе»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа «Путешествие в сказку» разработана с учетом возрастных особенностей. Занятия проводятся воспитателем в течение всего года. Продолжительность занятия для детей 4-5 лет – 20 минут. Формы проведения занятий: аудиторные. Форма организации деятельности: подгрупповая. Форма обучения: очная.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
№ п/п
Разделы программы
Количество часов
В неделю
В месяц
В год
1
Кто я? Мои чувства.
1
4
24
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для детей 4-х лет (средний возраст)
Задачи:
Обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;
Формировать потребность в саморазвитии;
Продолжать формировать умения принимать самого себя и других людей;
Формировать умения осознавать свои чувства;
Обучать рефлексивным умениям;
Наполнить жизнь детей разнообразными впечатлениями, творчеством, игрой;
Обогатить словарь детей образными выражениями, метафорами и пословицами;
Учить уважительно, с любовью относиться к людям, сопереживать, воспитывать внимание и терпимость друг к другу;
Учить ребенка управлять своими желаниями;
Воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие.
ДЕКАБРЬ
№ занятия
Содержание занятия
1
Приветствие
Упражнение «Самое интересное в детском саду»
Упражнение «С кем я дружу»
Чтение сказки «Жужуля» Пляцковский
Беседа, обсуждение сказки
Создание «Книги о себе»
Прощание
2
Приветствие
Мысленная картинка на тему «Обида»
Игра «Шарики»
Чтение Сказки про обиду (приложение)
Беседа, обсуждение сказки
Прощание
3
Приветствие
Мысленная картинка на тему «Мальчик (девочка) обиделся»
Игра «Два барана»
Чтение сказки
Игра «Листочек падает»
Беседа, обсуждение сказки
Прощание
ЯНВАРЬ
№ занятия
Содержание занятия
4
Приветствие
Игра «Большой круг – маленький круг»
Сказка «Просто старушка» (Осеева В.А.)
Беседа и обсуждение сказки
Словесная игра «Добрые слова»
«Похвали соседа справа»
Прощание
5
Приветствие
Прохлопай свое имя (прохлопать имя по слогам – всей группой)
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Беседа, обсуждение сказки
Словесная игра «Кто где живет»
Научи улыбаться
Прощание
6
Приветствие
Мысленная картинка на тему «Страх»
Игра «Руки-звери»
Чтение сказки «Упрямый козленок» С.В. Михалков.
Беседа, обсуждение сказки
Игра «Превратись в игрушку»
Прощание
ФЕВРАЛЬ
№ занятия
Содержание занятия
7
Приветствие
Мысленная картинка «Что-то очень злое»
Конкурс «боюсек»
Игра «Я не упаду»
Сказка «Серое ухо» (приложение 2)
Беседа, обсуждение сказки
Игра «Превратись в игрушку»
Прощание
8
Приветствие
Мысленная картинка на тему «Лень и труд»
Игра «Вулкан»
Чтение украинской народной сказки «Колосок»
Беседа, обсуждение сказки
Игра «Помоги друг другу, или самая дружная пара»
Прощание
9
Приветствие
Игра «Кого укусил комарик»
Чтение сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский
Беседа, обсуждение сказки
Игра «Окажи внимание другому»
Прощание
10
Приветствие
Игра «Погодный массаж»
Игра «Ехал Грека…»
Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди»
Беседа, обсуждение сказки
Прощание
МАРТ
№ занятия
Содержание занятия
11
Приветствие
Мысленная картинка «Доброта»
Игра «Прогони Бабу Ягу»
Чтение сказки «Сказка о храбрых зайчатах, которые думали, что они трусливые» (приложение 2)
Беседа, обсуждение сказки
Игра «Закончи предложения»
Прощание
12
Приветствие
«Погодный массаж»
Песенка про сказку (приложение 2)
Игра «Колобок»
Беседа «Какие вы знаете сказки»
Игра «Хоровод сказочных героев»
Прощание
13
Приветствие
Игра «Кидаемся словами»
Игра «Покажи руками»
Чтение стихотворения А.Барто «Две сестры глядят на братца» (приложение 2)
Упражнение «Зеркало»
Игра «Воздушный шарик»
Прощание
14
Приветствие
Мысленная картинка на тему «Хорошо»
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Про пана Трулялинского» (приложение 2)
Беседа «Радость – это…»
Игра «Море волнуется»
Игра – ассоциация «На что похожа ваша радость»
Прощание.
15
Приветствие
Мысленная картинка «Счастье – это…»
Чтение сказки «Хочу быть счастливым» (приложение 2)
Игра «Кто может поднять тебе настроение» (дети кидают друг другу мяч и говорят кто или что может поднять им настроение)
Чтение сказки «Заяц и Еж» (Братья Гримм)
Беседа и обсуждение сказки
Карточки «Азбука настроения» (рассматривание карточек и угадывание настроения)
Прощание
18
Приветствие
Упражнение «Слушаем музыку» (прослушивание музыки и угадывание настроения)
Чтение сказки «Случай в лесу» (приложение 2)
Беседа, обсуждение сказки
Игра «Море волнуется»
Игра «Крылья»
Прощание
19
Приветствие
Мысленная картинка «Обман»
Игра «Глаза вы глаза»
Чтение сказки «Про енота» (приложение 2)
Беседа, обсуждение сказки.
Игра «Гусеница»
Игра «Жмурки»
Прощание
МАЙ
№ занятия
Содержание занятия
21
Приветствие
Мысленная картинка «Родина»
Игра «Пусть всегда будет…» (придумать свое самое заветное «Пусть»
Чтение сказки «Как зайчик свой дом искал» (приложение 2)
Беседа, обсуждение сказки
Словесная игра «Кто где живет»
Игра «Кидаемся словами»
Прощание
22
Приветствие
Мысленная картинка «Помощь»
Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок»
Беседа и обсуждение сказки
Кукольный театр (дети показывают кукольный театр, а педагог вместе с детьми озвучивает сказку)
Игра «Живые слова»
Прощание
23
Приветствие
Мысленная картинка «Стыд, вина»
Рассказ «Косточка» Л.Н. Толстого
Беседа и обсуждение рассказа
Игра «Подарки» (дети дарят друг другу необычные подарки: «Я дарю тебе голубое небо», «Яркое солнце» и т.д.)
Прощание
24
Приветствие
«Любимые игры» (дети вспоминают игры, которые им больше всего понравились и проигрывают)
«Нарисуй себя с другом» (дети рисуют себя и друга)
Рассказы детей о своей Книге
«Ручеек радости» (дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость).
Прощание
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа по сказкотерапии «Путешествие в сказку» включает: Раздел Тайна моего «Я» (формирование образа собственного «Я»).
С 4 лет ребенок достигает значительных успехов в осмыслении собственного «Я», самооценке, общении, обучении, освоении навыков, самостоятельности.
В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать.
Поэтому детям читаются сказки о добре и зле, о чувствах, о честности, отзывчивости, о капризах и как с ними справляться
В играх они учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Методы, технологии реализации программы:
Методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи».
Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина).
Анкета для родителей.
Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к
Техническое оснащение занятий:
Аудиосказки, музыкальный центр, компьютер
Дидактический материал:
Текст сказок (печатный), мяч, музыкальное сопровождение, повязка на глаза, клубок ниток, «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, бумага А4, кукла БИ-БА-БО, кукла, предметные картинки, иллюстрации сказок, карточки с изображением эмоционального состояния человека, карандаши……………..?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для ПЕДАГОГОВ
Алексеенко В.В, Лощинина Я.И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет. – М.: ООО Издательство «Дом. ХХI век», 2008.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.
Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2007. 80 с.
Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография / Р.П. Ефимкина, СПб.: Речь, 2006. 263 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко . Игры в сказкотерапии. – СПб., речь, 2006
Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической-психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2004
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208с.
Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб.: Речь, 2007. 296 с
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.
Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 144с.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175с.
Хухлаева В.Е. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О.В., – 6-е изд. – М. Академический Проект, 2008