Статья "Химия и музыка". Очень красивое название, с которым я полностью согласен. Химия - это поэзия, музыка сыгранная на нотах логики. Будучи социальной и практикооринетированной наукой, она действительно во многом определила облик современной техносферы - среды, в которой проживает человек, достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть сколько искусстувенно синтезированных веществ нас окружает. Химия, собственно, наука, появление которой вытекает из философских принципов, провозглашенных Пьером Тейяром де Шарденом и развитых в учении В.И. Вернадского, то есть вовлечение химических элементов в сложные курговороты искусственных веществ как фактор уменьшения общемировой энтропии.
Очень красиво в статье изложена логика современной химии, охватывающая не только фундаментальную науку, но и прикладные отрасли химии и вопросы маректинга в области химии.
Совершенно справедливо сопоставляются объекты живой природы и искусственно синтезированные соединения. Думаю, бесспорно, что и те и другие подчиняются общим законам нашего пространственно-временного континуума. Тот факт, что сложные искусственные соединения проявляют свойства "псевдожизни" предвосхищен в трудах философов, заложивших основы теории "вечности жизни", в том числе и в трудах вышеупомянутого Пьера Тейяра де Шардена. Возьмем стакан воды и бросим туда кристаллик сахара. Сладко? Нет. Но мы можем быть уверены, что сахар там есть и даже доказать это экспериментально. Поместим в стакан воды ложку сахара. Сладко? Да. Что изменилось? Концентрация. Так и апологеты теории "вечнотси жизни" утверждают, что Жизнь есть в любой материи, различна только ее концентрация. Очень интересный вопрос, позволяющий организовать дискуссию в классе, подвести к диалектическому закону "перехода количества в качество". Такую дискуссию я организую на уроках биологии, когда мы изучаем теории возникновения жизни. Прочитав эту статью, с радостью и удовольствием нашел ключики для внедрения в эту дискуссию теоретических сведений из химии.
Думаю, что эта статья будет интересна ребятам в школе, которые серьезно занимаются наукой и увлечены ее поэзией.
Здравствуйте Федор Александрович! Хочется задать вопрос, а много ли найдется ребят в современных школах, которые серьезно увлечены химией? Ребят, увлеченных поэзией, я уверена, намного больше, чем увлеченных химией. Вытекает еще один вопрос: Что делать?
Вы совершенно правы, что в настоящее время мало ребят увлечены химией. Однако, например в нашей школе, каждый год набирается естественно-математический профиль, в который идут ребятки, увлеченные химией, биологией.
Все, наверное, зависит от того, как мы преподносим химия. Если для ребят с 8 класса химия стала традиционным в школе блюдом "Нудятина под гусинным соусом", состоящая из нудных формул и терминов, то, естественно, никто к химии интереса проявлять не будет. Если же преподносить химию как философию, как особое мировоззрение, то и эффект будет иным.
Как часто наша химия, такая интересная на первых уроках 8 класса (там, где мы эксперименты показываем), становится 45-минутным ужасом непонимания и разочарования. Почему? Потому, что мы забываем, что химия - наука экспериментальная! А значит, наши ребятки должны своими ручками все попробовать, потрогать, слить и смешать, значит мы должны активно (нет, не так - АКТИВНО) использовать связь с жизнью, ставить с ребятами эксперименты с веществами, доступными в быту, получать вещества, имеющие прикладное значение (например, не просто проводить реакцию "серебряного зеркала", а самостоятельно изготовить самое настоящее (пусть и, увы, недоговечное) зеркальце!). И тогда поэтов от химии станет намного больше!
Несомненно, для будущих поэтов можно преподносить химию как философию. Если преподносить химию как философию, как наши выпускники сдадут ЕГЭ, Федор Александрович?
В первой статье четко определена задача химического образования, а также указаны проблемы и пути решения этих проблем. Я согласна с автором статьи , особенно по вопросу необходимости создания единой базовой программы по химии для поступления в ВУЗы. Учитель должен знать с каким багажом химических знаний ребенок покинет школу и успешно будет продолжать обучение. Нужны ли новые учебники? Может быть. Хотя, я уверена, что опытный учитель может успешно использовать имеющиеся в школьной библиотеке комплекты учебников. Конечно, нужна экспериментальная база, опирающаяся на школьную программу ( а не оборудование для научных экспериментов). Согласно что необходимо поддержать отечественного производителя, но как бы это не стало отмыванием денег и очередной галочкой. В школу поступают кабинеты. Конечно, это замечательно: оборудование, реактивы, диски, компьютер...Тогда почему часть дисков невозможно использовать? Почему нет колонок и экрана? А в некоторых кабинетах нет даже компьютера, хотя есть диски. Почему нет словарей, справочников на целый класс-комплект?
Статья "Эксперименты с химическим образованием" наводит на следующие размышления. Я согласна, что химию в нашей жизни чаще всего ассоциируют с загрязнением окружающей среды, с пищевыми отравлениями и т.п. , короче создается негативное отношение в целом к химическому образованию. Модернизация образования не решает этой проблемы. Я согласна со словами американского астронавта, о том что страна может развиваться и процветать при хорошем математическом и естественно-научном образовании. Не думаю, что 12-ти летнее образования -это верное направление модернизации. Мне кажется появится масса новых проблем. Для России это не приемлемо. Соглашусь с тем, что не возможно и всеобщее профильное обучение. Конечно, проводить эксперименты в образовании сейчас стало неотемлемой частью
Может отношение к науке химии изменится после 2011 года, который объявлен Международным годом химии. Вот что пишут в СМИ
"Международный год химии должен подчеркнуть важность химической науки в современном обществе и способствовать формированию положительных образов химической промышленности и ученого-химика, который сегодня часто представляется средствами массовой информации в образе злого гения, повинного во всех мыслимых и немыслимых катаклизмах и бедах современности. Достаточно вспомнить навязчивую фразу из рекламных роликов «Химии нет!».
Куда ведут нас сегодня современная химическая наука и химическая технология? В благополучное устойчивое будущее или самым коротким путем к катастрофе вселенского масштаба? Какие проблемы будут обсуждаться в связи с предстоящим Международным годом химии?" http://him.1september.ru/view_article.php?id=200900101
Статья "Проблемы школьного химического образования".
Химия - экспериментальная наука. Кто же это оспорит! Нодавайте вспомним, каково число уроков, отведенных под практические работы? Чтобы организовать учебный процесс в соответствии с технологией проблемного обучения, которое, с моей точки зрения, является оптимальным для изучения химии нужно очень и даже очень много времени. Согласны? А что же мы имеем на самом деле? В 8,9 класах по 2 часа, в 10 и 11 классах по 1 часу (конечно, дай Бог здоровья нашей администрации, которая добавляет мне в 8 классе 1 час для проведения факультатива "начала экспериментальной химии", ну а на старшей ступени у нас есть профиль)? Вот и превращается химия во многих школах в бумажную науку. А об изменении учебного плана в статье не сказано. Жаль. А так хочется!
Естествознание. А давайте введем, давайте уже окончательно добьем технические науки, пусть у нас будут толерантные высоконравственные, духовносостоявшиеся, здоровые бездари, не умеющие сопоставить свои действия в обыденной жизни, в быту с основными законами природы. Ну а за нарушение законов придется платить! Например, у ребенка температура 37,2. Мама пичкает его жаропонижающими, даже не задумываясь, что повышение температуры в данном случае естественный процесс, направленный на борьбу с болезнями. К сожалению, многие считают, что толерантность и нравственность естественно-математические науки привить не могут, на это способны только история, обществознание, литература. Не согласен. И даже более, готов поспорить! Любой биолог может доказать, что у каждого закона, регламентирующего жизнь в обществе, есть биологическая подоплека, прекрасно видимая с позиции этологии.
Согласование программ по различным школьным дисциплинам. Хорошая идея, жаль только не новая. Любая программа проходит сертификацию, которая предполагает ее согласование с общим учебным планом, возрастными особенностями учащихся и т.д. И потом, под какую науку будем подстраиваться? Ох, представляю, какой здесь заложен конфликтоген!
Создать новый учебник. А то нам этого добра не хватает! Один, но хороший?... Свежо предание, но верится с трудом.
частью модернизации, но почему- то никто не думает о детях. Химическое образование может быть реализовано только в двух профилях. Дети чаще всего выбирают отнюдь не физико-химический и биолого-географический профили - это раз. А если таковые найдутся, но их окажется 2-3, то они вынуждены обучаться в другом профильном классе - это два. А самое главное и это три - прежде чем внедрять профильное обучение, нужна хорошая материальная база. Эксперименты, реформы, красивые слова...На практике получаются "ножницы". Например, как можно соединить дифференцированный, индивидуальный, личностный подход в обучении, создание ситуации успеха с едиными заданиями для всех учащихся на мониторинге. Я не согласна с тем, что не обязательно поднимать заработную плату учителю, а нужно узаконить возможность оказывать дополнительные услуги и оплату за них. Если бы хоть один чиновник "сел" на учительскую ставку и выполнил , и заполнил все бумажки, которые спустил свыше, то наверное пересмотрел бы своё мнение о зарплате учителя.
Статья "Химия как музыка" интересна, но думаю только профессионалам. Каждый знает, что структура определяет свойства, по свойствам можно судить о структуре. Я не разделяю мнение авторов, что непрофессионала статья заинтересует и он проникнется к химии как к прекрасной, логичной и стройной науке.
Уважаемые коллеги!!!
Этот форум посвящен обсуждению проблем преподавания химии в современней школе.
Выскажите свое мнение по поводу изученных статей:
С уважением, Антонина Александровна