Автор:
Турыгина Надежда Анатольевна
Место работы:
Заместитель директора МОУ «СОШ №1» по ОЭР г.Чернушка Пермского края
Организация учебного процесса в ресурсном центре дистанционного обучения для профильных классов на базе МОУ «СОШ №1»
«Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, гибкого, модульного, самостоятельного, опережающего, распределенного образования, т.е. реализацией принципов открытого образования»
В целях предоставления комплекса условий для реализации дистанционной образовательной среды на базе МОУ «СОШ №1» в 2008 году создан «Ресурсный центр дистанционного обучения для профильных классов», который объединил вокруг себя образовательные учреждения Чернушинского района – 5 городских школ и 16 сельских. Он функционировал как для уже сформированных профильных классов, так и для реализации индивидуальных учебных планов учащихся при организации сетевого взаимодействия.
Проблема внедрения дистанционных технологий в процесс очного обучения встала перед нами не случайно. Проблема нехватки педагогических кадров и сокращения тарификационных ставок в сельских и городских школах не позволяет реализовать программу предпрофильной подготовки и профильного обучения в полной мере. Не всегда есть возможность для посещения курсов, для освоения программы профилей в соответствии с интересами, запросами учащихся и их местом жительства. Многие учителя не удовлетворены методами обучения и низкой мотивацией, заинтересованностью учащихся на курсах по выбору и элективных курсах. Нет возможности в полной мере реализовать индивидуальные учебные планы учащихся. Часто возникают психолого-педагогические трудности, связанные с индивидуальными особенностями школьников или их высокой занятостью.
Проект направлен на удовлетворение образовательных потребностей школьников района; повышение доступности и вариативности школьного образования; формирование научно-педагогического кадрового корпуса, владеющего инновационными и информационными технологиями; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе технологий дистанционного обучения.
Этапы реализации проекта:
I этап – 2008 учебный год (1 полугодие) – проектировочный этап, в течение которого предусмотрена разработка конкретного содержательного наполнения, форм и механизмов реализации концептуальных идей программы.
II этап – 2008 (2 полугодие) - 2010 учебный год – этап экспериментальной апробации основных направлений программы: создание и апробация электронных учебных пособий курсов по выбору и элективных курсов для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в программе «Конструктор сайтов»
III этап – 2010 учебный год (2 полугодие) – обобщающий этап, итоги реализации
Творческой группой педагогов, участвующих в проекте предложена апробированная модель электронных учебных пособий (по курсам по выбору и элективным курсам), созданных на базе интерактивных учебников, электронных книг пособий, internet – ресурсов. Проведено тестирование каждого пособия, его проверка автором курса и пилотные испытания, по результатам которых проводилась доработка курса. Разработаны этапы организации дистанционного обучения в средней общеобразовательной школе для учащихся района, методические рекомендации.
Ответственный за реализацию проекта в ОУ и учителя-составители УМК в течение учебного года проводили рекламную акцию курсов: приглашали учащихся школ города и района на презентацию курсов и для знакомства с педагогами, распространяли рекламные буклеты. На последнем этапе разработки дистанционного курса ответственный за обучение обеспечил формирование учебных групп. Преподаватели поддерживали процесс самостоятельного изучения материала учащимися, обновляли содержание учебных материалов по мере необходимости, пополняли электронную библиотеку документами, организовывали систему дистанционных консультаций.
Образовательный ресурс и вся подробная информация были размещены в среде школьного сайта на странице «Дистанционное обучение» по адресу http://59311s001.edusite.ru/ и доступен для любого образовательного учреждения, входящего в муниципальную сеть. Учащиеся могли посмотреть предложенный материал, сделать заявку педагогу и пройди курс по выбору или элективный курс дистанционно в указанные сроки. Учащиеся отправляли зачетные работы по каждому уроку педагогу и переходили к изучению следующего урока. Всем слушателям, прошедшим промежуточный и итоговый контроль, выданы свидетельства об окончании курса и сделана запись в зачетной книжке. В ходе эксперимента сохранялась классно-урочная система. Формировались группы из 5 – 7 учащихся школ города и района. В модель занятия курса по выбору или элективного курса внедрялось использование очно-заочных форм обучения через Internet. Учитель общался с учащимся по электронной почте, высылал подробные рекомендации по урокам, материал, индивидуальные задания. Педагог вел журнал, в котором отслеживал сроки выполнения работ, получение домашних заданий и зачета по темам.
Опыт первого обучения в дистанционной форме показал, что нужна жесткая отчетность обучающихся за каждый раздел курса, нельзя двигаться дальше не изучив данного раздела. Работа каждого учащегося по освоению курса должна быть, с одной стороны, индивидуальна и самоорганизуема, а с другой стороны, достаточно регламентирована, школьники должны работать каждый день, следуя инструкциям педагога и согласно конечным датам тематического планирования и постоянно поддерживать индивидуальную обратную связь. Огромную роль в успешности дистанционного обучения определяет система взаимодействия директора школы, ответственного за реализацию проекта, администратора, сетевого учителя и тьютора. Необходима реализация дифференцированного подхода при создании учебных пособий по темпу, по составу содержания, по объему, по уровню сложности, по направленности образования (практическая деятельность, теоретическая деятельность и др.), по способам познавательной деятельности, которые позволят учесть индивидуальные особенности обучающихся.
По результатам обучения в 1 полугодии творческой группой педагогов были разработаны рекомендации по единой структуре электронного учебного пособия, наиболее полно обеспечивающей результативность самостоятельного прохождения курсов, т.к. оно должно быть понятным по строению, содержанию. Важно помнить, что пособие создается для учащихся! Все учебные пособия должны иметь единую структуру (около 4-5 кнопок).
Благодаря созданию комплекса условий для реализации дистанционного обучения был разработан электронный образовательный ресурс (13 учебных пособий) с помощью программы «Конструктор школьного сайта» и организовано дистанционное обучение в муниципальной сети, в котором приняли участие 94 ученика сельских школ Чернушинского района, 59 учащихся получили сертификаты по окончании курсов. Учащиеся отметили не только удобство дистанционного обучения, но и получение новых навыков при работе с компьютером при прохождении курсов. Удобство, ясность, необычность, понятность информации... - так отзывались дети о ДО.
Дистанционные ученики, выбирая дистанционное обучение, видят в нем, как правило, не только способ получения новой информации из удаленного источника, но и возможность учиться тому, что выходит за рамки общеобразовательной школы (стандартных методик); учиться по-новому, используя телекоммуникации, по особой технологии; общаться с коллегами и единомышленниками как с целью обмена опытом, так и на свободные темы. И, что немаловажно, видят способ реализовать себя, в деятельности освоить новое, создать свой творческий, личностно-значимый продукт.
Применение технологии дистанционного обучения в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения обеспечило реализацию индивидуального подхода к обучению, предоставило учащимся общеобразовательных школ дополнительные возможности для освоения курсов на базе городских школ, создало условия для повышения квалификации педагогического мастерства педагогов.
|
На: Турыгина Н.А. Организация учебного процесса в ресурсном цент