Место работы:
учитель математики МОУ «СОШ №1» г. Чернушка, Пермский край
Дистанционные технологии как средство повышения качества образования
О своём 10 классе я могу говорить бесконечно много и хорошо, т.к. нас связывают 10 прекрасных школьных лет. Но как же так получилось, что именно 10 лет? Ведь обычно мы, учителя старших классов, работаем со своими учениками максимум 7 лет!
Дело в том, что уже много лет подряд мы в тандеме с учителем начальных классов Верой Петровной Никифоровой практикуем преемственность поколений, т.е. она передаёт мне своих питомцев с «рук на руки», а я беру их или в качестве учителя математики, или в совокупности ещё и классного руководителя. Чтобы с этими младшими школьниками был хороший контакт с 1-го класса, я со старшими школьниками провожу один раз в месяц занятия математического кружка вплоть до 4-го класса. Этот опыт работы позволяет с уверенностью говорить о развитии математических способностей, как младших, так и старших школьников, а также о развитии их интереса к предмету математики в целом.
Это подтверждается участием данных детей в различных конкурсах, олимпиадах, чемпионатах, в том числе и дистанционного характера. Так, в 2008-2009 учебном году мои девятиклассники приняли участие в следующих дистанционных олимпиадах:
- Всероссийская игра-конкурс «Инфознайка» - 8 человек;
- Всероссийский конкурс по информатике «Найди ответ на www-2009» (профильный физико-математический технологический уровень и основной уровень) - 6 человек;
- III краевой Интернет-конкурс «Российская символика: история и современность» - 7 человек;
- Всероссийская дистанционная эколого-биологическая викторина - 5 человек;
- Всероссийская дистанционная обучающая олимпиада по географии «ДООГ-2009» - 6 человек.
Кроме этого сайт класса стал победителем в 2008-2009 учебном году в районном
конкурсе http://pobeda.59311s001.edusite.ru/ Отдыхая в летнем профильном лагере «СКиФ», ребята создали в школьном сайте страницы лучших учеников, выпускников и педагогов школы.
Мне как классному руководителю нужно быть примером для своих воспитанников и шагать с ними рядом. Мною разработан и апробирован в рамках опытно-экспериментальной работы школы дистанционный курс «Решение неравенств». Создание курса в виде электронного ресурса было обусловлено тем, что на протяжении 2-х лет он был востребован сначала на уровне школы как курс по выбору, а затем в муниципальной сети (обучились 20 человек из нашей школы и 8 человек из села). Чтобы его прохождение было удобно моим «продвинутым» 9-классникам в силу их очень плотной занятости, я предложила его в виде дистанционного курса. Теперь они могли заниматься индивидуально в соответствии со своими индивидуальными возможностями и наличием свободного времени. Впервые данный дистанционный курс был запущен во втором полугодии 2008-2009 учебного года. К моим 9-классникам присоединились 4 человека из села, и все успешно его закончили.
Опыт дистанционного обучения позволяет моим нынешним десятиклассникам успешно обучаться в базовом математическом классе Государственного Университета Высшая школа экономики г.Пермь по курсу Иванова А.П. «Систематизация знаний по математике в профильных классах с использованием тестов». Цель курса - помочь школьникам систематизировать знания и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена или вступительного экзамена по математике. В программе курса рассматриваются вопросы школьной программы, глубокое понимание которых особенно важно при изучении высшей математики в ВУЗе, а также вопросы элементарной математики, не нашедшие достаточно полного отражения в школьном курсе. Представлено большое количество практических упражнений, взятых из различных источников, а также авторских заданий. Предпочтение отдаётся задачам, при решении которых используются сведения из различных разделов элементарной математики.
Реализуется курс следующим образом: я начитываю лекции, провожу семинары по данным темам, а 3 раза в год к нам приезжают преподаватели из ВШЭ для проведения контрольного теста. В феврале 2009 года, узнав о навыках дистанционного обучения наших учеников, куратор ВШЭ принял решение не приезжать к нам с контрольным тестированием, а заменить его дистанционным контролем. Это в их практике было впервые. Таким видом контроля остались довольны все: дети - тем, что оказались в привычных комфортных условиях, куратор - тем, что обошёлся без командировки.
На мой электронный адрес приходят результаты тестирования, тщательным образом проанализированные достижения каждого ученика, указания верных и неверных ответов, что даёт возможность каждому обучающемуся на курсе подвести личные итоги и наметить личный план для исправления нежелательных результатов. Это многих подвигает к личному развитию и самоанализу своих знаний. Кроме констатации результатов контрольного тестирования кураторы из ВШЭ дают прогноз по итогам сдачи ЕГЭ каждому слушателю (иногда не очень лицеприятные), что также подвигает многих к самостоятельному осмыслению своих знаний по математике.
Таким образом, можно смело утверждать, что использование дистанционных форм обучения способствует повышению учебной мотивации учащихся и, как следствие, росту качества образования в 9 «А» классе, который 4 человека закончили с аттестатом особого образца.
|