Автор:
Светлана Валерьевна Воронова
Место работы:
учитель информатики, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г.Владимира с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла
Интегрированный подход и сетевая проектная деятельность в преподавании информатики и во внеурочной деятельности как средство воспитания разносторонне развитой личности
Уже 3 года я тесно сотрудничаю с учителем русского языка и литературы Кононенко Ниной Яковлевной. Первым шагом в реализации инновационного проекта по воспитанию разносторонне развитой личности была интеграция информатики и литературы.
В базовом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала (системы исчисления, понятие информации, количество информации, алгоритмика и другого) много внимания уделяется начальному освоению информационных технологий – текстового, графического редактора, электронных вычислительных таблиц, баз данных, интернет-технологий. При наличии 1 часа в неделю трудно добиться устойчивых навыков у детей, которые не имеют дома компьютера: отработка хотя и необходимых, но скучных упражнений на закрепление того или иного навыка высокого результата не дает. И у отдельных учащихся постепенно ослабевает интерес к предмету, что приводит к снижению качества образования. Сложилась необходимость преодоления подобных затруднений, развития положительной мотивации учебной деятельности.
«Ценность» предмета информатика состоит в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Так, например при изучении темы “Создание и редактирование документов в текстовых редакторах” я прошу ребят написать эссе или сочинение по заданной мной теме, вставить в нужные места слова, удалить слова написанные не правильно, копировать слова и поставить их в нужное место, восстановите пословицы и поговорки, перемещая фрагменты текста, заменить в тексте одно слово другим. Тем самым формируется готовность к использованию средств IT в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития; развиваются познавательные, интеллектуальные и творческие способности учащихся. При изучении графических редакторов прошу ребят построить кластеры по материалам литературы, используя возможности редактора. Таблицы, диаграммы построены на конкретных заданиях из литературы затем оцениваются двумя учителями (одним с точки зрения информатики, а другим – с литературным взглядом). Все задания по информатике, составляются совместно с учителем литературы и проверяются также совместно. Такая совместная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся, формирует у них ключевые компетенции, расширяет кругозор; элементы интеграции различных предметных областей дают возможность представить наш мир как о единое целое, а также добиваются достижения цели адаптации в современных жизненных условиях.
На освоение темы «Компьютерные презентации» в 7 классе по программе выделяется 4 часа. За это время необходимо дать детям представление о мультимедийных интерактивных презентациях, дизайне презентации и макете слайдов, использовании анимации и звука в презентации, демонстрации презентации, природе электронного текста, раскрыть положительные и отрицательные стороны электронного текста, формировать навыки работы по созданию презентаций. Но, как уже было сказано, простое выполнение тренировочных упражнений не дает высоких результатов, потому что ребенок не представляет, где, в каком случае он сможет применить полученные навыки.
Поскольку изучается создание презентаций (в нашем случае это PoverPoint), предназначенный для работы с текстом и графикой, нужно работать с текстом и рисунками, но с такими, которые будут интересны и познавательны для учеников. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями - приятно каждому.
На уроках информатики они должны были набрать свой текст на компьютере, отформатировать его, подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Учащиеся еще очень медленно набирают текст, однако это задание дает им возможность усовершенствовать навыки работы с клавиатурой. Итогом работы с данными проектами стала выставка работ учащихся.
Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в «режиме выполнения проекта», можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили намного больше. Подобная работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным текстом, и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.
Давно возник вопрос: как при малом количестве часов, довольно обширной программе (все, но «по верхам») и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектный метод.
Идея интеграции информатики и других школьных дисциплин отвечает использование элементов этой технологии. И первым нашим проектом было создание школьной литературной газеты. На уроках литературы дети учились писать стихи, а на практических занятиях по информатике ребята применяли свои знания и умения работы с текстовыми и графическими умениями в создании газеты. Дети получили возможность применить свои знания и умения по литературе и информатики на практике и подержать плоды своего труда в своих руках и сделать замечательный подарок школьным друзьям, учителям и родителям.
В эффективности метода учебных проектов мы убедились на собственном опыте.
Начали мы с того, что создали команду, способную решать задачи проектов.
Слово «команда» предполагает, что люди, составляющие её, решают одни задачи и ставят перед собой общие цели, к которым и стремятся в командной работе.
Команда – это сотрудничество и взаимопомощь в общем творческом деле.
Наша школьная команда в полной мере соответствует такому определению. Мы назвали её СТИХиЯ. Название состоит из двух слов, соединённых союзом «и»: первое слово – стих, олицетворяющее творческое начало, второе слово - я, олицетворяющее личностное начало. А вместе - получается: союз творческих личностей. Так оно и есть. Наша команда состоит из увлечённых творческих людей разного возраста: двух учителей – информатики и литературы - и учеников 5, 7, 11 классов. Своеобразное сотворчество понимающих и поддерживающих друг друга людей.
Творческая и исследовательская проектная работа в этих классах велась и до того, как «Летописи» и Интел объявили свой проект «300 интеллектуальных школ». На уроках литературы мы писали стихи, сочиняли свой фольклор, изучали жанровые особенности разных произведений и пытались стилизовать творческие работы под разные жанры, занимались литературными переводами. Работы объединялись в рукописные газеты и небольшие журналы.
В то же время на уроках информатики ребята учились работать в поисковых системах, изучали web-2, учились работать с социальными серверами, искать, систематизировать и анализировать информацию, полученную в Интернете, делать презентации.
Первым коллективным творческим делом, сплотившим команду, стало создание школьного блога в интернете, интернет-газеты «Проба пера». Мы объявили их территорией школьного творчества и вовсе не претендовали на то, чтобы считать наши работы совершенными творческими произведениями, а попробовали выразить наши мысли чувства и переживания в творческой форме – отсюда и название газеты. Здесь мы стали размещать творческие работы учеников, объединённые общей темой, которую предлагали дети. На этот блог мог зайти каждый и оставить свой комментарий, дать совет или предложить новую творческую тему, а также оставить своё произведение.
В команде были свои стихотворцы, аналитики, художники, повествователи, и эти роли не были строго закреплёнными. Поэт мог превратиться в рассказчика-повествователя, повествователь в художника, аналитик в поэта Проект «300 интеллектуальных школ», который стартовал в Интернете на сайте «Летописи» помог нам систематизировать и структуировать творческую работу, продолжить командную работу и, выйдя за пределы школы, поделиться своими открытиями в рамках общенационального проекта.
Проект интересен и тем, что он даёт равные стартовые возможности всем командам, невзирая на то, откуда они: из прославленной московской гимназии или поселковой школы в глубинке России. Главное – тот творческий потенциал, который есть в команде, умение вести творческий командный проект, желание работать в команде.
Важно и то, что сами команды инициируют интересную для них тему проекта, привлекая другие команды к участию в нём.
Первый же наш проект на сайте «Летописи» принёс нам победу. Мы создали сборник школьной поэзии, завоевали звание «Школы школьной поэзии» и заняли первое место в номинации «Младший писатель».
В сетевом общероссийском проекте «Делу - время, потехе - час» мы тоже поместили наши стихи о школе и родном городе. Подборка получилась очень интересной и разножанровой.
С большим увлечением работали ребята над российским сетевым проектом «Энциклопедия школьной символики», рисовали и составляли своё описание герба школы, её флага, эмблемы, сочиняли гимн и школьные клятвы. Здесь они поработали художниками, геральдистами, составителями статей, поэтами.
Наша работа в проекте заслужила высокой оценке жюри.
Понравился ребятам и проект «Первый заливистый школьный звонок», где им удалось поработать журналистами-репортёрами и взять интервью у своих одноклассников у «свободного микрофона». Этот проект заставил ребят глубже задуматься о том, какое значение имеет для них школа, знания, какую роль играет в их жизни учитель. Глубина детских выступлений у «свободного микрофона» поразила и взрослых.
Мы инициировали и собственный проект «Учитель! Перед именем твоим…» Участники проекта получили возможность рассказать о своём любимом учителе, посвятить ему стихотворение, создать праздничный блог ко Дню Учителя со словами любви и признательности учителям своей школы. Думаю, это был прекрасный подарок для учителей школ, принявших участие в проекте Летописей.
В этом проекте у нас было больше всех поэтических работ, посвящённых учителям нашей школы.
Фотографы нашей команды получили возможность проявить свои таланты в проекте «Все мы родом из детства» в творческой номинации «Остановись мгновенье!», а поэты потренироваться в написании четверостиший по теме.
В этой номинации мы стали лауреатами конкурса.
Наши «командные спортсмены» успешно поучаствовали в проекте «Футбол! Футбол? Футбол…» как раз в разгар мирового чемпионата по футболу завоевали 3 место в проекте. С каким увлечением сочиняли они «кричалки» в поддержку российской сборной!
Нашли применение своим способностям и актёры команды, а также наши дизайнеры, фотографы и поэты – для них праздником стал проект «Школьный театр», где мы представили свой сценарий, оформление сцены, фотографии актёров «в образе», остроумные стихотворные подписи. (примеры). В этом проекте мы снова стали лауреатами.
Социальный проект «У компьютера дети» вызвал у нашей команды неподдельный интерес. Многие члены команды СТИХиЯ заядлые компьютерщики. Целью проекта было расширение знаний учащихся о возможностях ИКТ, а задачей же было - формирование у школьников навыков работы с компьютером, профилактика зависимости от компьютерных игр, совершенствование коммуникативных, исследовательских и творческих умений учащихся.
Этот проект принёс нам победу в общероссийском сетевом конкурсе.
По итогам 2007-2008 года наша команда вошла в десятку лучших команд России в рамках проекта «300 интеллектуальных школ России» и была приглашена на международную научно-практическую конференцию «Чему и как учить и учиться в 21 веке».
Особенно понравились нашей команде исследовательские проекты, где требовалось проведение анкетирования, составление графиков и сравнительных таблиц, аналитическая работа с выводами и рекомендациями. Дети с удовольствием отвечали на вопросы анкет, чертили схемы и диаграммы, делали выводы, давали рекомендации. С полным правом мы можем сказать, что наши проекты «У компьютера дети», «Скажи, как тебя зовут…», «Мы сохраним тебя, русская речь?» - настоящие научные работы, проведённые на высоком исследовательском уровне.
Сетевой проект «Мы сохраним тебя, русская речь?», который проводился на Вики-Владимир, заставил детей задуматься об этом и посмотреть на проблему сохранения чистоты и красоты русского языка как бы изнутри, с точки зрения каждого члена нашей команды. Мы создали публикацию о поэзии 19-20 века, воспевшей русский язык в стихах, поэты команды написала свои стихи о русском языке и поместили их в блог, исследователи провели анкетирование и исследования среди одноклассников, родителей, учителей по вопросу засорения русской речи канцеляризмами, штампами, заимствованными словами и другим словесным «мусором», аналитики создали рекомендации по сохранению русского языка в виде компьютерной презентации.
Работа над этими проектами показала необходимость расширения спектра информационных технологий, предлагаемых в курсе информатики; развития у учащихся способности самостоятельно и творчески применять информационные технологии, выработки у них умения работать в команде единомышленников.
Исследовательская деятельность при выполнении проектов в социуме дает отличные результаты в этом направлении. Создание проектов с социальной направленностью – подход, который позволяет учащимся еще во время обучения оказаться востребованным обществом, что крайне важно. Они должны почувствовать, что именно они придут на смену завтра.
|