Автор:
Пилипенко Елена Михайловна
Место работы:
социальный педагог МОУ «СОШ №7» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской обл.
Личность классного руководителя
Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.
Классный руководитель – учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.
Деятельность классного руководителя была введена в 1934 году. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.
В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководителя:
- учитель-предметник;
- освобожденный классный руководитель (еще его называют классный воспитатель).
В создании и развитии воспитательной системы школы важнейшую роль играет ее педагогический коллектив, включающий педагогов различного профиля и опыта работы, индивидуальных особенностей. Эффективность системы зависит как от их совместных усилий, так и от целесообразной деятельности в сфере обучения и воспитания каждой категории педагогов, имеющей свои особые функции в управлении воспитательным процессом школы. Среди них важнейшую роль играют классные руководители – особая категория педагогов-воспитателей, ближе других находящихся к детям, вникающих в сферу их отношений, влияющих на личностное развитие каждого ребенка.
Есть все основания предполагать, что деятельность классного руководителя носит особый характер, диктуемый своеобразием гуманистических систем, требованиями, предъявляемыми к педагогам как к их создателям. Важно знать эти требования и порождаемую ими специфику деятельности классного руководителя для того, чтобы она была эффективной и, в свою очередь, способствовала развитию системы.
Общие требования к профессионализму классного руководителя
Классный руководитель:
- владеет основами знаний по общей психологии;
- умеет проектировать систему работы по основным направлениям воспитания;
- знает принципы, содержание, методы, средства и формы организации воспитательного процесса;
- имеет целостные преставления о процессах и явлениях, происходящих в классе;
- понимает сущность и социальную значимость своей педагогической деятельности в деле формирования личности выпускника;
- умеет рационально и эффективно организовать свою работу и деятельность класса, в том числе планировать, анализировать результаты, взаимодействовать с коллегами;
- психологически готов к выполнению своей профессиональной деятельности;
- готов к самостоятельному овладению педагогическими знаниями в области психолого-педагогической деятельности.
В своей деятельности классный руководитель выполняет ряд профессионально-педагогических функций по отношению к ученику, классу, родителям, учителям-предметникам, реализуя которые в системе субъект-объективных отношений, он решает конкретные педагогические задачи. В качестве ведущих функций классного руководителя в педагогике традиционно рассматриваются воспитывающая, развивающая, организаторская, интегрирующая, координирующая. Между тем, в условиях современной нестабильности в обществе все большее значение приобретает функция защиты личности ребенка.
Функциональные обязанности классного руководителя
1. Ведение классной документации.
2. Выдача и сбор учебников.
3. Проверка дневников (1 раз в неделю).
4. Проведение родительских собраний (1 раз в четверть).
5. Проведение классных часов (1 раз в месяц).
6. Организация экскурсий, посещение театров по выбранной тематике (1 раз в четверть).
7. Индивидуальная работа с учащимися (на основе изучения их личности).
8. Индивидуальная работа с родителями.
9. Индивидуальная работа с «трудными» учащимися.
10. Посещение заседаний методического объединения классных руководителей (1 раз в месяц).
11. Организация участия учащихся класса в общешкольных мероприятиях.
12. Организация с классом и проведение общешкольного мероприятия (по общему плану воспитательной работы школы).
13. Проведение еженедельной пятиминутки (оргвопросы и правила поведения).
14. Подготовка необходимой информации об учащихся класса.
15. Организация дежурства оп классу и школе, генеральных уборок (4 раза в год), работы на пришкольном участке.
16. Организация питания.
17. Работа с учителями-предметниками (посещение уроков, малых педсоветов и т.д.).
18. Проведение анализа развития классного коллектива (2 раза в год).
19. Наблюдение за внешним видом учащихся, за чистотой их одежды.
20. Посещение учащихся на дому.
21. Сбор документации, необходимой для поддержки малообеспеченных и многодетных семей (заявлений родителей, актов обследования, справок из ДЭЗа о составе семьи), и передача ее ответственному по всеобучу 2 раза в год (сентябрь, январь).
22. Охрана жизни и здоровья учащихся во время учебных занятий, внутриклассных и общешкольных мероприятий.
Деятельность педагога как воспитателя, классного руководителя независимо от воспитательной системы школы, ее эффективность зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношения с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками; от профессиональной подготовленности педагога – уровня его психологической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса.
В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя в современной психолого-педагогической науке рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива).
Она прекрасна, энергична,
Талантлива и артистична,
Умна, добра и справедлива,
Честна, порядочна, красива,
Заставила нас всех читать,
Анализировать, мечтать,
Любить, ценить родное слово,
Открыла Пушкина, Толстого.
И как забыть ее урок?
Она от Бога педагог!
А классная – так высший класс!
Не верите? Спросите нас!
Какими же видят своих классных руководителей их воспитанники?
«Она интересная и живая. Катается на лыжах, фотографирует, любит животных. Ее глаза очень добрые. Она жизнерадостная, всегда придумывает что-то новое. С ней нам скучно не бывает».
«У природы нет плохой погоды». Так и в нашей классной сочетаются все лучшие краски каждого времени года».
«Заботливая мама, надежный друг, которому можно доверить свои секреты. В работе с нами для нее не существует мелочей. Она на все обращает внимание. Она умеет видеть и чувствовать наше настроение, поддерживает наши инициативы и творческие планы, помогает нам их осуществить. Она всегда рядом».
«Уверена: каждый человек, даже тот, кто закончил школу, до сих пор вспоминает страшные минуты, проведенные возле доски под пристальным взглядом учителя и одноклассников. В этот момент ты почему-то чувствуешь себя маленьким, незащищенным муравьишкой. Но стоит нашей классной кивнуть головой во время ответа и мягко, одобрительно улыбнуться, как из муравья ты превращаешься в слона, который готов сражаться и отчаянно бороться за красиво выведенную пятерку в своем дневнике».
«Чуткая, утонченная женщина, обладающая ярко выраженным чувством собственного достоинства, которое помогает ей в каждой ситуации не оставлять своих жизненных принципов. Характер ее не скандальный, но и не терпящий издевательств или унижения. Кроме того, обладает величайшим педагогическим талантом, который помогает ей с легкостью контактировать с детьми. Также прекрасно знает свой предмет, относится к нему с уважением, что помогает его профессионально преподавать ученикам. В опросе усвоенного материала она в меру строга, является ответственным человеком. А особый вкус и чувство юмора помогают ей решать любые проблемы. Моя классная обладает удивительной скромностью. Она считает, что человек, хватающийся за любую возможность стать выше остальных, - тщеславный человек, и для нее такое поведение не приемлемо».
«Человек требовательный и понимающий, учитель и воспитатель, «классная «классная».
«Отношусь с большим уважение за профессионализм в работу, чуткость к детям, любовь к коллегам. А еще я люблю ее большие бездонные глаза, которые, несмотря на возраст, всегда широко распахнуты (как и душа), люблю ее меткие высказывания. Этот человек родился учителем».
Этот привлекательный образ дополняют тонкие и эмоциональные определения взаимоотношений детей и любимого педагога. Зимой она «охлаждает наши «горячие головы»; поднимает настроение солнечными лучиками своей души; уносит снежной метелью наши обиды и неудачи». Весной – «будит и открывает в нас самое лучшее», летом «освещает нам путь, как яркая звездочка на ночном летнем небе, расцвечивает яркими летними красками коллективную творческую жизнь нашего класса», а осенью – «горит как красная рябина огнем задора, нескончаемой энергии, творчества; несет, как осень, мудрость, умиротворение и понимание ценности каждого прожитого дня».
Классный руководитель сегодня – это человек эмоциональный, с чувством прекрасного, с философским осмыслением реальности, это патриот своего края, своей Родины.
Предмет «Высокая духовность» невозможно вывести в школьное расписание и вне расписания его не поставить. Он должен передаваться ученикам, образно говоря, каждым словом, каждым взглядом учителя. В этом его главная миссия.
«…Воспитать честных и добрых детей, воспитать «человека хорошего» можно, и притом в любых, даже самых отвратительных обстоятельствах, но для этого необходимо, чтобы кто-нибудь рядом с детьми, хоть один человек из многих – вы или кто-нибудь другой, - искренне, глубоко верил, что доброта и честность или любовь и совесть (это одно и то же), не только не слабость человеческая или глупость, но в них – то вся сила, в них весь разум мира…»
«…Любовь и совесть правят миром…»
«…Вот искусство воспитания: вырастить скромного в быту, непритязательного, нежадного, независтливого человека – но стремящегося к высоким целям, к большой жизни. Желание счастья не грызет, не мучит такого человека, а переполняет его. Стремление к счастью и есть его счастье – он чувствует себя живым, бодрым человеком, непокорным судьбе-злодейке…»
«…Человек не создан для счастья, как птица для полета, наоборот, счастье создано для человека. Чтобы не только бился, но и добивался!..»
«…Собственное счастье зависит от счастья другого человека – любимого, близкого или уважаемого…»
«…Соединим в сознании ребенка долг и радость – и больше ничего для воспитания не нужно…»
«…Дети, которых растили в добре, честности, справедливости, творчестве, любви, детство которых было счастливым, - эти дети вырастают сильными духом…»
«Креативная
Любящая
Артистичная
Смелая
Современная
Находчивая
Активная
Яркая, а еще она лучшая, потому что нас понимает!»
Что можно сказать в заключение? Школьники – представители нового поколения XXI века создали собирательный образ настоящего Учителя, Педагога с большой буквы, не просто руководителя классного коллектива. Это и есть истинный воспитатель, наставник, друг, для которого главное – любовь к детям и отдача им себя без остатка.
|