Официальный сайт all-remont 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Петрова О.Г., Пасман Т.Б. Анализ опыта патриотического воспитания студенческой молодежи в образовательных учреждениях

Автор: 
Петрова Оксана Геннадьевна, Пасман Татьяна Борисовна
Место работы: 
методисты Псковского ИПКРО РЦДО

 

Анализ опыта патриотического воспитания студенческой молодежи в образовательных учреждениях


Анализ опыта патриотического воспитания студенческой молодежи в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности, в том числе деятельности Центров патриотической направленности, созданных в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

Патриотизм всегда занимал важное место в мировоззрении россиян и российской политической культуре как важнейшая ценность, одной из основ духовно-нравственного единства общества. В стране складывается определенная система патриотического воспитания граждан, охватывающая, прежде всего, молодежную среду.
В настоящее время государство предпринимает эффективные меры, направленные на консолидацию усилий  различных учреждений, ведомств и организаций по модернизации системы патриотического воспитания в  форме федеральных, региональных и муниципальных целевых молодежных программ. Их методологические, нормативно-правовые и организационные основания представлены в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ".
Эффективная реализация этих программных документов невозможна без мониторинга реальной практики и анализа существующего опыта патриотического воспитания студенческой молодежи в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности. Такое исследование предполагает достижение сразу нескольких целей:

  • выявить соответствие современным научным подходам и социальному заказу методологических оснований существующего в регионах опыта гражданско-патриотического воспитания молодежи;
  • провести анализ методологической и информационной базы, помогающей в процессе патриотического воспитания  сотрудникам  учреждений образования и культуры, а также выработка рекомендаций по ее модернизации;
  • изучить существующие методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма и разработать программы их модернизации  с использованием компьютерных технологий в воинских коллективах, учреждениях образования и культуры;
  • сформировать банк эффективного опыта  и наиболее успешных организационных форм  реализации патриотического воспитания учащейся молодежи;

Задачи проекта:

  • Сформировать проектно-исследовательскую группу, объединив творческие усилия различных научных школ, создать план ее деятельности.
  • Разработать научно обоснованную методику анализа важнейших элементов  патриотического воспитания, включающая цель и задачи; методы анализа и инструментарий его осуществления; рабочие гипотезы и ожидаемые результаты.
  • выявить степень и динамику участия детей и студенческой молодежи в региональных программах организационно-воспитательной работы с детьми и студенческой молодежью;
  • Выявить системные причины низкой эффективности существующих организационных форм и программ патриотического воспитания. 
  • Провести научные исследования по вопросам теории и практики патриотического воспитания, включающие обобщение опыта патриотического воспитания студенческой молодежи в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности, в том числе деятельности Центров патриотической направленности, созданных в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
  • Особое внимание уделить анализу потенциала и практики деятельности СМИ по реализации основных положений Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
  • Издание сборников исследовательских и творческих работ.

Главным инструментом анализа и оценки состояния и результатов работы по патриотическому воспитанию может служить система критериев и показателей, разработанная Лутовиновым В.И. не только для осуществления оценочной функции, но и для определения достижений, позитивных сторон, тенденций этой деятельности, ее неиспользованных возможностей, направлений их реализации и т. д.
Критерии оценки деятельности по патриотическому воспитанию автор разделил на  две группы:
1 – процессуальные критерии, отражающие деятельность, направленную на формирование и развитие патриотизма у российских граждан.
2 – критерии результата, оценивающие степень сформированности важнейших сторон, свойств, качеств той или иной конкретной личности, социальной группы, категории граждан, являющиеся результатом работы по развитию у них патриотического сознания, готовности и способности достойного служения Отечеству.
Показатели критериев первой группы


Реализационно-целевой

Практически-результативный

Программированный (плано­вый) характер патриотического воспитания (ПВ);

А) количественные показатели:

конкретные задачи по реализа­ции целей ПВ;

количество мероприятий, проводимых по ПВ (большое, небольшое, незначительное);

целеустремленность и последо­вательность в достижении ре­зультатов ПВ;

масштаб мероприятий, проводимых по ПВ (большой, сред­ний, малый);

системный характер организа­ции ПВ как процесса;

процент участия граждан в мероприятиях по ПВ (макси­мальный, значительный, мини­мальный);

комплексный подход в форми­ровании и раз­витии патрио­тизма;

представительство различных категорий гра­ждан, участ­вующих в мероприятиях по ПВ, в т.ч. детей-сирот, «труд­ных» детей (беспри­зорников, безнадзорных, во­влеченных в пре­ступные группировки, злоупотребляю­щих алкоголем, имеющих приводы в милицию и т.д.), других детей с деви­антным поведением (широкое, огра­ниченное, минималь­ное);

Дифференцированный подход в формирова­нии и развитии пат­риотизма;

количество субъектов (исполнителей), участ­вующих в под­готовке и проведении основ­ных мероприятий по ПВ (мак­симальное, зна­чительное, минимальное);

Дифференцированный подход в ПВ различ­ных категорий граж­дан с учетом их особен­ностей, интересов,устремлений и т.д.;

количество подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания;

оптимизация содержания, форм, методов и  средств ПВ;

арсенал использования форм, методов и средств ПВ (боль­шой, небольшой, ограни­ченный, минимальный);

определение и обоснование на­правлений со­вершенствования ПВ и повышения его
эффективности;

количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в т.ч. детских и молодежных;

Индивидуальный подход в ПВ.

количество движений Постов № 1, военно-спортивных игр («Зарница», «Орленок», «Равнение на Победу» и др.);

взаимосвязь мероприятий по ПВ с другими направлениями воспитания (со многими на­правлениями, с некоторыми, отсутствие
взаимосвязи);

количество историко-патриотических, ге­роико-патриоти­ческих и военно-патриотиче­ских музеев (в образователь­ных и других уч­реждениях, на предприятиях, объедине­ниях и т.д.);

финансирование мероприятий по ПВ (высо­кий уровень, сред­ний, минимальный)

количество оборонно-спортивных оздорови­тельных лаге­рей;

 

количество проведенных научно-исследова­тельских работ по проблемам патриотиче­ского воспитания, а также сте­пень их внедре­ния в теорию и практику этой сферы дея­тельности

 

б) качественные показатели:

 

уровень подготовленности и результативно­сти работы по ПВ (высокий, средний, низ­кий);

 

уровень организационно-методического обеспечения ра­боты по ПВ (высокий, сред­ний, низкий);

 

уровень подготовленности и профессиональ­ной компе­тентности организаторов и руково­дителей (субъектов) ра­боты по ПВ (высокий, средний, низкий);

 

 процент мероприятий системного, ком­плексного, долго­временного, инновацион­ного характера (высокий, средний, низкий);

 

степень удовлетворенности руководителей и организаторов (субъектов) работы по ПВ ее основными результатами (вы­сокая, средняя, низкая);

 

оценка независимыми экспертами результа­тов работы по ПВ (в баллах);

 

отношение участников мероприятий по ПВ к результатам их проведения (положительное, отрицательное, безразлич­ное);

 

степень готовности участников работы по ПВ к целена­правленной самореализации в каче­стве субъекта этой дея­тельности (высокая, средняя, низкая);

 

готовность участников мероприятий по ПВ после продол­жительного периода времени к сознательной и активной самореализации в социально значимой деятельности на благо Отечества.

Основными критериями второй группы являются:
когнитивный (познавательный), определяющий уровень развития патриотически ориентированных знаний, представлений, являющихся основой понимания патриотизма и целостного самоопределения личности, группы в качестве субъекта социально значимой деятельности, осуществляемой на благо Отечества;
мировоззренческо-ценностный, характеризующий степень сформированности системы взглядов, убеждений, принципов, основанных на осознании важнейших проблем, ценностей, приоритетов, интересов общества и государства, позволяющих уяснить роль, место и значение личности, группы в развитии патриотизма, в усилении его позитивного воздействия на все стороны жизни и деятельности;
мотивационно-потребностный, характеризующий уровень патриотической направленности личности, группы, их ориентации, цели, установки, определяемые духовно-нравственными и социально значимыми потребностями и интересами, высшими побуждениями и устремлениями, другими компонентами, формирующими целеполагание субъекта в качестве гражданина – патриота Отечества;
деятельностно-поведенческий, определяющий готовность личности (группы) к полноценной самореализации в качестве гражданина – патриота Отечества в одной или нескольких сферах социально значимой деятельности, конкретные результаты, достигнутые в процессе ее осуществления (в целом, в определенный период времени и др.), основные качества, проявляемые на поведенческом уровне.
Для проведения анализа был сформирован банк данных (информации) об опыте и состоянии патриотического воспитания, его результатах, об участии в данной деятельности различных структур российского общества, отдельных категорий граждан и т.д. (см. Приложение 1).
Современные методологические подходы к организации патриотического воспитания студенческой молодежи в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности представлены в  Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии в мае 2003 года и ряде научных исследований (монографий, статей, резолюций научных конференций) (см. приложение 2).
Концепция патриотического воспитания ориентирована на переоценку ряда традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих государственных институтов по формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации. Она имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии всех органов государственной власти, регионов страны, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив.
В концепции дается определение понятия патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Выражением патриотизма на личностном уровне определены мировоззрение, нравственные идеалы, нормы поведения. На макроуровне он проявляется в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, системе основополагающих ценностей.
Проявляется патриотизм в поступках и в деятельности человека, групп людей, государства, общества в целом. «Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты». В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
В концепции патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно включает в себя социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, пронизывает все стороны жизни и является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества и государства направления внутренней политики - воспитания граждан Российской Федерации, как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций в единстве национально-самобытных и обще-цивилизованных начал, а также повышению социальной активности в этом процессе граждан России.
Социальный и государственный заказ  на совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания молодежи, механизмы и средства его реализации  представлены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Данной программой определено, что основой патриотического воспитания должна стать государственная система патриотического воспитания граждан.
Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики.
Программой предусматривается создание координационных советов и центров патриотического воспитания в регионах, создания в отдельных регионах опорных зон для апробации системы патриотического воспитания. Кроме этого, программа предусматривает систему мер по государственной поддержке общественных объединений и организаций в области патриотического воспитания, создания условий для повышения эффективности их работы в этой сфере.
Программой определены новые активные формы коллективного воспитательного воздействия адресного влияния на формирование патриотического сознания россиян.
Патриотическое воспитание молодежи осуществляется путем:
а) разработки и реализации с участием молодежи проектов, посвященных юбилейным датам отечественной истории, истории и культуры округа и города, других мероприятий гражданской и патриотической направленности;
б) пропаганды в молодежной среде истории родного города, распространения информации о его знаменитых жителях.
Мероприятия, предназначенные для выполнения задач, систематизированы по четырем основным направлениям: военно-патриотическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое.
В каждом из этих направлений реализуются как традиционные, так и инновационные формы работы по развитию патриотизма у разных категорий молодежи.
Стратегия патриотического воспитания в большинстве регионов строится на межведомственном взаимодействии, реализации целевых комплексных программ, сотрудничестве широких слоев общественности. В контексте взаимодействия Администраций регионов, отдельных подразделений Администраций (Управлений образования, Комитетов по делам молодежи, комитетов по культуре и т.п.), Центров патриотического воспитания, образовательных учреждений, государственных и общественных организаций надо отметить развивающийся характер деятельности в области патриотического воспитания, имеющий положительные тенденции в формировании устойчивых взаимоотношений между всеми участниками этого процесса.
Согласованные действия названных выше институтов  позволяют успешно решать задачи, среди которых: проведение целенаправленной политики по созданию условий для социального, культурного, духовно-нравственного, гражданско-патриотического и физического развития молодежи; активное вовлечение молодежи в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических проблем; координация и совершенствование совместной деятельности образовательных учреждений с Советами ветеранов и военкоматами; создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания на всех уровнях; организация и проведение спартакиад допризывной молодежи по военно-прикладным и техническим видам спорта; развитие сети военно-патриотических клубов; возрождение традиций российского кадетского воспитания; воспитание у учащихся гордости за Российское государство; увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества; воспитание готовности к достойному, самоотверженному служению обществу и государству; выполнение обязанностей по защите Родины; чувство любви и уважения к Государственным Символам Российской Федерации; стремление к физическому совершенству, моральной и духовной зрелости и стойкости; проявление уважения ко всем народам нашей страны.
Реализация данных задач осуществляется через взаимодействие между различными государственными и общественными организациями,  организацию и проведение региональных ведомственных, региональных межведомственных, межрегиональных и Всероссийских семинаров, совещаний, конференций,  проведение массовых мероприятий на всех уровнях.
В деятельности государственных структур и общественных организаций расширяется арсенал форм воспитательной работы. Значительно увеличилось количество и качество подготовки фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок, состязаний, игр и других культурно-массовых мероприятий патриотической направленности. Заметно активнее стал использоваться потенциал театров, библиотек и музеев для проведения патриотических мероприятий. Проводятся конкурсы на лучший киносценарий, неигровой фильм и спектакль, пропагандирующие идеи патриотизма.
Существенную помощь в деле патриотического воспитания молодежи оказывают Советы ветеранов регионов, принимая активное участие в организации и проведении школьных, окружных и городских мероприятий,  осуществляют постоянную поддержку педагогическим коллективам образовательных учреждений в создании и обновлении экспозиций музеев «Боевой Славы» и в проведении на их базе тематических выставок и экскурсий, также тесно взаимодействует с молодежными поисковыми отрядами в работе по розыску и торжественному перезахоронению останков погибших в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. советских воинов,  планомерно и систематически участвует в работе с допризывной молодежью. 
Центрами патриотического воспитания используются различные формы работы: круглые столы, лекции, конкурсы, военно-спортивные соревнования, смотры, вечера Памяти, конференции, диспуты.

Большое значение для формирования гражданского самосознания молодежи играет участие молодежи в работе круглых столов, проводимых различными политическими партиями Государственной Думы РФ, дискуссионных клубах и др. Так например, в течение 2008 - 2009 гг. ребята участвовали в заседаниях круглых столов в Госдуме РФ по

темам «Высокие технологии. Выборные технологии», «Как стать депутатом в России?» и др.  Студенты являются членами Студенческого парламентского клуба, организованного в Государственной Думе РФ.
Большую работу по патриотическому воспитанию молодежи проводят общественные организации (объединения) ветеранов Великой Отечественной войны, труда и Вооруженных сил. Окружной Совет ветеранов, районные Советы ветеранов оказывают серьезную помощь в организации и проведении таких мероприятий как уроки мужества, экскурсии в музеи боевой славы, конкурсы, вечера-встречи.
Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания молодежи возрождение оперативных молодежных отрядов дружинников. Их деятельность основывается на принципах законности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Оперативные отряды закреплены за наиболее криминогенными участками, а также обеспечивают порядок в студенческих городках.
В ряде субъектов Российской Федерации значимой частью патриотического воспитания стала работа с семьями, включение их в деятельность по формированию гражданских качеств молодых людей.
Разработка и реализация системы государственных мер по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти, опоры на общественные объединения.
В рамках реализации Государственных программ Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» Правительством Российской Федерации разработан и утверждён план основных мероприятий, в котором значимое место занимают мероприятия по противодействию молодёжному экстремизму, воспитанию толерантности в молодёжной среде и патриотическому воспитанию. Наиболее популярными из них в молодежной среде признаны следующие:

  • Всероссийская акция "Вахта Памяти",
  • Всероссийская патриотическая акция "Во славу Великой Победы",
  • празднование Дня России (12 июня),
  • финал Всероссийской военно-спортивной игры "Победа",
  • Всероссийская акция "Мы - граждане России" (вручение паспортов молодым гражданам России).

Программа проведения  Года молодёжи  дополнила ее новыми мероприятиями по реализации проекта "Молодёжь Кавказа" (конференция "Кавказ - наш общий дом", межнациональный молодёжный лагерь "Мы - едины!", фестиваль "Студенческая весна на Кавказе", фестиваль молодёжи Кавказа "Дружба народов - единство России"); молодёжный форум национальных культур "Мы - россияне", посвященный празднованию Дня народного единства (4 ноября).
Участниками Международной конференции «Кавказ – наш общий дом» стали представители органов по делам молодежи субъектов РФ, представители молодежных общественных организаций, молодые ученые из 40 регионов России. В ней также приняли участие  профессоры и преподаватели из Польши, Украины,  Сербии.    А так же творческие коллективы и исполнители Ростовской области и Кавказа для участия в фестивале национальных культур Кавказа
Существуют особенности реализации программ патриотического воспитания в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности. Учебные заведения культуры уделяют особое внимание формированию национального самосознания, в том числе средствами традиционной народной культуры. На их базе проводятся международные, межрегиональные и региональные фестивали,  в работе которых принимают участие фольклорные и этнографические коллективы не только из регионов России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.
Все образовательные  учреждения и общественные организации ведут целенаправленную работу по воспитанию молодежи в любви и уважении к своему государству, его историческому прошлому, являются активными участниками мероприятий на военно-патриотическую тематику разного уровня.
Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию обучающихся стали мероприятия, посвященные 66-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, 65-летию победы советских войск в Курской и Сталинградской битв и прорыву блокады Ленинграда, Дню защитника Отечества, 860-летию Москвы, 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне и т.п..
Заслуживает внимания поддержанная Рособразованием инициатива воссоздания и развития молодежных почетных караулов и постов № 1 у мемориальных комплексов.
Прочно вошло в практику закрепление воинских частей и военно-учебных заведений за общеобразовательными школами, колледжами и трудовыми коллективами для оказания им помощи в организации оборонно-массовой работы и осуществлении военно-патриотического воспитания.
В этих целях в воинских частях и в военно-учебных заведениях проводятся дни открытых дверей, совместные тематические вечера, военно-спортивные мероприятия. Некоторые военнослужащие ведут занятия в военно-патриотических клубах, школах, оказывают помощь в организации военно-технических кружков и военно-спортивных секций. На базе ряда воинских частей городские и муниципальные органы образования в летние месяцы организуют пятидневные сборы учащихся 10-х классов для закрепления знаний по основам воинской службы, а также деятельность различных военно-патриотических объединений и клубов. Например, только на территории Ленинградского военного округа работают более 600 военно-патриотических объединений, охватывающих своим влиянием свыше 17000 человек.
Совершенствуется работа по патриотическому воспитанию в войсках гражданской обороны МЧС России. Особое внимание здесь уделяется воспитанию воинов на истории, воинских традициях и ритуалах, на ценностях морали и нравственности, гордости за принадлежность к МЧС России, готовности всегда прийти на помощь людям, оказавшимся в беде. В организациях, курируемых МЧС России, одним из важнейших элементов воспитания молодежи явилась противопожарная пропаганда. Шире использовался ранее накопленный практический опыт в рекламе, формах и методах работы с детьми и молодежью.
МЧС России продолжало взаимодействовать и осуществлять координацию деятельности Всероссийской общественной молодежной организации "Всероссийский студенческий корпус спасателей", которая ведет широкую работу по обучению молодежи спасательному делу, допризывной подготовки учащихся. Немаловажным аспектом деятельности "Всероссийского студенческого корпуса спасателей" является работа с членами организаций "Юный спасатель" и "Школа безопасности". Студенческий корпус спасателей составляет 200 отрядов, созданных в 82 субъектах Российской Федерации, более 7300 человек. Более 3 тыс. студентов аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. За активную помощь в деле развития студенческого спасательного движения наиболее отличившиеся студенты в течение года были отмечены ведомственными нагрудными знаками и Почетными грамотами МЧС России, благодарностями.
Координационные структуры по реализации программ патриотического воспитания в регионах используют активные формы коллективного воспитательного воздействия адресного влияния на формирование патриотического сознания молодых россиян.
Большая работа ведется в регионах по созданию и организации деятельности оборонно-спортивных и военно-патриотических лагерей. Практически все они учитывают региональную специфику. Лагеря действуют на базе воинских частей, муниципальных молодежных учреждений, пансионатов.
В ряде образовательных учреждений центрами патриотического воспитания становятся  музеи, часть из которых сертифицированы.
Руководители музеев  получают методическую помощь в оформлении документов, ведении инвентарных книг, карт, разработке концепций развития музеев, тематической структуры экспозиций и т.д.
В части учреждений  были созданы целые музейные комплексы, которые включили в свою работу не только военно-патриотическое, но и краеведческое направления. Воспитание, в том числе и нравственное, в этих учреждениях целиком и полностью построено через музейные комплексы. Здесь проводятся и круглые столы и конференции, и уроки мужества, творческие вечера, выставки работ учащихся, конкурсы, защиты исследовательских и проектных  работ.
Постоянно,  в системе  работы  музеев образовательных учреждений идет создание пополнение и обновление экспонатов и экспозиций, посвященных ветеранам труда, выпускникам учреждений. На базе музеев работают поисковые группы по сбору информации, соответствующей профилю музея.
В работе музеев стали чаще использоваться инновационные формы работы - создание компьютерных экспозиций, музейных страничек на сайтах образовательных учреждений, электронных учебников по истории своего края, появляются новые формы организации музейного дела.
В настоящее время музейное дело в образовательных учреждениях находится, в целом, в стадии интенсивного развития.
Активно сотрудничают Центры патриотического воспитания и воспитательные службы вузов с Минобороны России по выполнению программных мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества. Они совместно организуют Всероссийскую "Вахту Памяти".  В этом мероприятии приняли участие представители более 40 регионов.
В поисковой работе принимают участие отряды более 50-ти субъектов Российской Федерации. Крупнейшие межрегиональные и международные экспедиции проводились в Новгородской, Ленинградской, Волгоградской и Смоленской областях. Большая научно-методическая база по организации поисковой работы накоплена в республиках Татарстан, Мордовия, Удмуртской Республике, в Архангельской области, в Ямало-Ненецком АО. Финансирование таких экспедиций осуществляется консолидировано на проектной, грантовской и бюджетной основе. Молодежные общественные поисковые организации только в 2006 году нашли и захоронили, с отданием воинских и церковных почестей, останки свыше 12 тысяч советских бойцов и командиров. Прочитано более 400 медальонов.
Проводились семинары – совещания "Организация поисковой и музейной работы в образовательных учреждениях", на которых обсуждались новые формы организации поисковых формирований и музеев образовательных учреждений, выработаны соответствующие рекомендации. Положительно зарекомендовала себя работа специально созданного поискового батальона Ленинградского военного округа.
Активно организуют Центры патриотического воспитания в регионах  деятельность по обмену опытом в патриотическом воспитании не только с регионами нашей Родины, но и с государствами ближнего зарубежья, бывшими республиками СССР. В рамках межрегионального сотрудничества, проводятся научные и научно-практические студенческие и молодежные (с участием школьников) конференции в очной и дистанционной формах, посвященные актуальным проблемам российского общества и государства .
В ряде регионов России сложились традиции формирования специализированных студенческих строительных отрядов для проведения работ по благоустройству воинских захоронений и поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны, организации и проведения Всероссийской молодежно-патриотической акции «Я -  гражданин России».
В военно-патриотическом воспитании молодежи деятельное участие принимает Русская Православная Церковь, которая в соответствии со своими задачами социального служения народу и обществу, оказывает ему духовную и организационную помощь и поддержку. Ряд военно-патриотических молодежных объединений созданы и успешно действуют при православных приходах. Способствует этому и то обстоятельство, что многие православные священники в недавнем прошлом - кадровые офицеры Российской армии, военнослужащие, прошедшие «горячие точки» - Афганистан, Северный Кавказ. Ряд Интернет-ресурсов, созданных церковью, активно представляют опыт совместной исследовательской, поисковой и благотворительной деятельности с государственными органами, молодежными общественными организациями, ориентированной на патриотическое воспитание молодежи. Ряд докладов о подобных формах сотрудничества был проанализирован на Международных Рождественских образовательных чтениях и получил высокую оценку участников: преподавателей и учащейся молодежи.
Продолжилось дальнейшее совершенствование культурно-массовых и других мероприятий патриотической направленности в большинстве воинских частей. Проведенные культурно-массовые мероприятия отражали современную жизнь и боевую учебу армии и флота. В их числе проведены мероприятия, посвященные 100-летию создания отечественного подводного флота, включая подготовку кинофильма "Русские субмарины", цикла теле- и радиопередач о городах морской славы России. Проведены и другие масштабные мероприятия, как, например, Всероссийская социально-патриотическая акция "День призывника"
Одним из приоритетных направлений информационной политики является работа по созданию условий для более широкого участия СМИ в пропаганде патриотизма, по содействию развитию творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания, по противодействию попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в СМИ, произведениях литературы и искусства. С этой целью Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям /Роспечать/, Министерством обороны Российской Федерации и Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве РФ /Росвоенцентр/ в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» проводится Всероссийский конкурс на лучшее освещение в средствах массовой информации темы патриотического воспитания «Патриот России».
Конкурс традиционно поддерживается Союзом журналистов России.
В 2009 году Конкурс включён в Перечень основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, утверждённый Президентом Российской Федерации.
 Конкурс по праву считается уникальным проектом. Согласно результатам опросов среди журналистов и экспертов в области масс-медиа, он является самым узнаваемым, самым популярным и престижным из всех российских журналистских конкурсов и оказывает заметное воздействие на формирование системы патриотического воспитания  в целом.
Значимый вклад в реализацию Программы патриотического воспитания вносит выпуск ежемесячного журнала "Патриот Отечества" и приложения к нему, осуществляемый Росвоенцентром совместно с издательством "Армпресс", а также региональные журналы, бюллетени, альманахи, посвященные изучению, анализу и представлению лучшего опыта и проблем российской и региональных систем патриотического воспитания молодежи. На страницах печатных и электронных изданий публикуются материалы о передовом опыте патриотического воспитания в регионах страны, методические рекомендации организаторам патриотического воспитания, информационные материалы о заседаниях координационных советов. Центров патриотического воспитания, рабочих групп, другая хроника и материалы, посвященные Дням воинской славы и памятным датам России, исторической тематике, выдающимся деятелям Отчизны и другое.
Анализ работы региональных средств массовой информации показывает, что освещение реализации региональных программ патриотического воспитания идет более активно, чем на федеральном уровне, как в печатных, так и в электронных СМИ. Региональные телерадиокомпании освещают в прямом эфире круглые столы, телемарафоны, конкурсы, слеты патриотической направленности. Администрации субъектов Российской Федерации стали более эффективно опираться на СМИ в формировании патриотического сознания россиян, в регионах значительно расширилось информационное поле патриотической направленности.
К инновационным формам патриотического воспитания молодежи следует отнести проектную деятельность на базе социальных сервисов Веб 2.0, таких как Живой журнал, wiki, campus и других Интернет-ресурсов (например, Мультипортал ЮНПРЕСС – молодежное информационное пространство - созданный при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям).
В рамках сетевого взаимодействия на данных ресурсах молодежь разрабатывает и реализует реальные и виртуальные социальные индивидуальные, коллективные, региональные, межрегиональные и международные проекты патриотической направленности. Большая часть из них позволяют лучше узнать родной край, Россию и ее ближайших соседей, выявить сферу  приложения своих интеллектуальных и физических усилий для ее развития. Наиболее известным и популярным подобным ресурсом  в молодежной среде является сайт Летописи.ру и ряд общенациональных образовательных проектов c международным участием, таких как «Время вернуться домой», «Летописи путешествий» и др .

Целью проекта «Время вернуться домой» является создание учебной цифровой карты России и других стран, на которой были бы отмечены и описаны мегаполисы,

города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время.
В наполнении проекта может принять участие любой ученик, студент или учитель независимо от возраста, пола и места проживания. На сегодняшний день этот ресурс имеет более 37 тыс. интереснейших работ, посвященных истории, культуре и сегодняшнему дню России, созданных большей частью усилиями молодых людей.
В проекте «Мы, студенты», разработанном студенткой Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и профессор Волжского инженерно-педагогического университета приняли участие учащиеся из 43 вузов РФ, которые познакомили товарищей по проекту с историей своих вузов, их традициями, своей социально значимой деятельностью.
Достоинством таких форм патриотического воспитания молодежи, в отличие от традиционных, является большая заинтересованность, активность молодых людей и самостоятельность в реализации идей.
Т.о. в процессе реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» произошло обогащение содержания патриотического воспитания, что привело к выделению самостоятельных подпрограмм:  духовно-патриотическое воспитание и военно-патриотическое воспитание.
Активизировалось использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В этих целях проводятся мероприятия, направленные на разъяснение смысла, содержания, истории возникновения и развития основных символов государства - Герба, флага и гимна; расширен выпуск полиграфической продукции с изображением национальных символов России и обеспечение ей образовательных учреждений, воинских частей, общественных организаций, патриотических клубов и центров; изучение в образовательных учреждениях государственной символики России; а также проводятся всероссийские конкурсы, семинары, конференции и выставки по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России.
Большое влияние на совершенствование содержательного аспекта патриотического воспитания оказало совершенствование учебных курсов и учебно-методических комплектов по истории Отечества для образовательных учреждений разных типов.
Произошло развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий; они ориентированы на воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества
Разнообразнее стали формы взаимодействия субъектов Российской Федерации по организации патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание молодежи в Центрах патриотической направленности и образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности носит программированный плано­вый характер. Целевые ориентиры  разбиты на конкретные задачи по реализа­ции целей, что свидетельствует о целеустремленности и последо­вательности в достижении ре­зультатов.
Идет поиск оптимальных, соответствующих современному уровню науки и запросам современной молодежи содержания, форм, методов и  средств патриотического воспитания. При этом активно востребованы в работе многовековые традиции. Частично реализуется дифференцированный подход в патриотическом воспитании различ­ных категорий граж­дан с учетом их особен­ностей, интересов, устремлений.
Необходимо отметить высокий уровень финансирования Всероссийских мероприятий гражданско-патриотической и военно-патриотической направленности  и недостаточный (а иногда откровенно низкий)  уровень финансирования аналогичных мероприятий в регионах  снижает их воспитательный эффект.
Проводится большое количество масштабных мероприятий патриотической тематики с участием большого количества молодежи. Расширился арсенал используемых форм, методов и средств. В стране немало действующих патриотических объединений, клубов, центров, в т.ч. детских и молодежных, организующих военно-спортивные игры, посты № 1, историко-патриотические, ге­роико-патриоти­ческие и военно-патриотиче­ские музеи, оборонно-спортивные оздорови­тельные лаге­ря.
Повышению эффективности работы по патриотическому воспитанию способствовала систематизация  нормативно-правовой базы.
Поиск  и реализация новых и традиционных форм и методов патриотического воспитания в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности наталкивается на ряд проблем:

  • недостаточная осведомленность о программных документах и мерах по реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в молодежной среде и среди преподавателей образовательных учреждений;
  • отлаженная система патриотического воспитания обучаемых существует и функционирует далеко не в каждом образовательном учреждении;
  • слабо прослеживается взаимосвязь мероприятий по патриотическому воспитанию с другими направлениями воспитания (с некоторыми отсутствие взаимосвязи);
  • пассивность студентов и части профессорско-преподавательского состава,
  • ограничено представительство различных категорий гра­ждан, участ­вующих в мероприятиях, в т.ч. детей-сирот, «труд­ных» детей (беспри­зорников, безнадзорных, вовлеченных в пре­ступные группировки, злоупотребляющих алкоголем, имеющих приводы в милицию и т.д.);
  • отсутствие опыта работы в новых условиях, непонимание важности решаемых задач;
  • недооцениваются мероприятия по систематическому обмену опытом работы организаторов патриотического воспитания, включая проведение местных и межрегиональных межвузовских семинаров, конкурсов, тематических обсуждений и т.п.;
  • некоторые мероприятия носят формальный характер, разрабатываются без учета потребностей молодежи XXI века;
  • прослеживается слабая степень готовности молодежи к целена­правленной самореализации в каче­стве субъекта этой дея­тельности;
  • преимущественный интерес к зрелищным мероприятиям пропагандистского, проектного и развлекательного характера и недостаточное внимание к волонтерской и трудовой деятельности на благо Отечества. Очень мало мероприятий связаны с обсуждением или решением острых молодежных и социальных проблем (наркомания, табакокурение, помощь малоимущим, детям- сиротам и т.п) ;
  • недостаточно активно ведется  подготовка  специалистов – организаторов патриотического воспитания, в ее системе отсутствует учет специфики образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности;
  • отсутствие пополняемой электронной базы музеев образовательных учреждений. Большая часть из них не имеют собственных сайтов или разделов на сайтах  образовательных учреждений, что осложняет их сетевое взаимодействие и деятельность по анализу работы;
  • недостаточная оснащенность образовательных учреждений современными средствами коммуникации для реализации современных форм взаимодействия, совместной деятельности;
  • средства массовой информации не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию юношества и молодежи. Передач и публикаций высокого художественного и нравственного уровня явно недостаточно. С экранов телевизоров и компьютеров, со страниц печатных изданий идет массированная атака насилия и жестокости;
  • слабая пропаганда качественной художественной, учебной и методической литературы патриотической направленности, ее нехватка в фондах общественных и вузовских  библиотек.

Проблемой всех организаций, осуществляющих духовно-патриотическое и военно-патриотическое воспитание является раздробленность и разобщенность, вследствие чего деятельность многих тысяч военно-патриотических объединений и клубов является бессистемной, не имеет общей стратегии развития, во многом определяется «законами выживания», характеризуется ограниченными возможностями, сравнительно незначительным масштабом охвата молодежи, слабыми перспективами развития, особенно в условиях усиливающегося финансово-экономического кризиса.
Не находит отражения в доступных источниках еще одна значимая сторона деятельности Центров патриотического воспитания и иных структур, занимающихся воспитательной работой в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности. В ходе конференции в Екатеринбурге, состоявшейся в апреле 2009 года, заместитель Генерального прокурора России В.Я. Гринь заявил, что в России насчитывается более 200 экстремистских организаций, которые объединяют около 10 тыс. человек. Членами экстремистских группировок становятся, как правило, молодые люди 16-25 лет. Большинство из них учатся в вузах и средних специальных профессиональных учреждениях.
Правоохранительные органы отмечают рост числа преступлений, совершенных экстремистами, особенно в Москве, Санкт-Петербурге и Уральском федеральном округе. Были названы несколько группировок, которые, по мнению Генпрокуратуры, являются наиболее влиятельными: «Армия воли народа», «Национал-социалистическое общество», «Движение против нелегальной иммиграции», «Славянский союз северного братства». За первый квартал 2009 года в России зафиксировано 160 экстремистских преступлений, что на 44% больше, чем за аналогичный период 2008 года. По данным МВД России на 2007 год, в стране около 98 тыс. подростков являлись членами группировок антиобщественного, экстремистского и иного характера. В последние годы экстремистские идеи активно функционируют в Интернет-пространстве. В Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства России от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, говорится, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
В ряде субъектов федерации приняты нормативные акты и действуют целевые программы, направленные на профилактику экстремизма,  
Большую роль в предупреждении распространения в молодежной среде экстремистских тенденций и правонарушений экстремистской направленности специалисты могут играть общественные организации, Центры, специализирующиеся на патриотическом воспитании молодежи. Они имеют достаточные организационные, интеллектуальные и иные ресурсы для осуществления профилактических, воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. Анализ деятельности показывает, что данное направление недостаточно развито в работе Центров и других организаций, осуществляющих патриотическое воспитание молодежи. В их бюллетенях, журналах, на форумах больше проводится мысль об отсутствии серьезной проблемы проникновения в молодежную среду националистических и экстремистских идеологических схем и стереотипов поведения.
Анализ системы ценностных ориентаций молодежи, проведенный рядом научных центров и общественных организаций и отчеты воспитательных служб вузов, Центров патриотической направленности о деятельности свидетельствуют о возросшем интересе к участию в общественно-политической жизни. Более половины точек зрения молодых людей, представленных на форумах, в блогах и т.п. доказывают, что хотя  у них нет  четких политических убеждений, которые они готовы отстаивать, вместе с тем имеется явно выраженная установка на участие в политической жизни страны (выборах, акциях, митингах, волонтерской деятельности). В целом можно говорить о том, что в сознании доминируют патриотические и демократические ценности. В среде молодежи все более широкую поддержку находит идея объединения, сплочения в единую общественную организацию.
Наиболее превалирующей общественно-политической обсуждаемой проблемой для молодежи является ценностно-нормативный вакуум, отсутствие национальной идеи, объединяющей самых разных людей в народ.
В молодежной среде присутствует готовность защищать гласность, свободу слова и творческого самовыражения, одновременно содержится неприятие жестких идеологизированных движений, многие осуждают экстремистские и националистические идеи и действия организаций, которые «хотят всех построить».
Многие хотели бы осуществлять социально значимые проекты, заниматься благотворительностью, помогать инвалидам, детским приютам, но для воплощения в жизнь этих желаний им требуется стимулирование и поддержка со стороны государства и институтов гражданского общества.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн