Грачи прекрасно понимают, что тонущее тело вытесняет воду в объеме самого тела. Британские орнитологи научили своих питомцев доставать червяка, плавающего на поверхности воды в узкой трубке, бросая туда камешки.
Кристофер Бёрд (Christopher David Bird) из Кембриджского университета и Натан Эмери (Nathan John Emery) из Лондонского университета королевы Марии не прекращают изучение своих подопытных грачей. В прошлом исследовании (Infox.ru расказывал о нем) орнитологи выяснили, что эти интеллектуальные птицы могут изготовлять и использовать крючкообразные инструменты. Теперь их грачи показали, что могут для добычи пищи использовать камни и воду.
«Единственные животные, про которых ранее было известно, что они могут выполнять подобные задания, это орангутанги, — рассказал Крис Бёрд, — они дотягивались до арахиса, плавающего на поверхности, подливая в глубокий узкий сосуд воды».
По словам орнитолога, вороновые, с которыми он работает, также необыкновенно умны и «могут составить конкуренцию большим человекообразным обезьянам своим природным интеллектом и способностью решать проблемы». «Это особенно удивительно, если принять во внимание, что мозг этих птиц очень сильно отличается от мозга обезьян. И несмотря на то что об уме этих птиц ходят легенды, опытная проверка величины их интеллекта и умения решать возникшие перед ними задачи была необходима», — считает Бёрд.
Древнегреческий натуралист
Интересно, что еще несколько тысячелетий назад великий баснописец Эзоп уже описывал нечто подобное в своем произведении «Ворона и кувшин». Ворона, испытывающая жажду, набросала камней в кувшин, на дне которого было немного воды, и утолила свою потребность. Лев Толстой в своих «Рассказах для маленьких» поставил в ту же ситуацию галку. И если наш соотечественник, очевидно, подсмотрел сюжет у Эзопа, то легендарный древний грек, вполне возможно, видел описанную ситуацию своими глазами и воспользовался подсказкой природы.
Ворона и кувшин
Сильною жаждой томясь, ворона кувшин усмотрела,
Где на глубоком дне было немного воды.
Крис Бёрд и Натан Эмери в качестве стимула для проявления смекалки у своих птиц выбрали не жажду, а голод. Ухватить лишний кусочек еды грачи, как и многие другие животные, никогда не прочь. Птицам в клетку ставилась платформа с прозрачной трубкой, наполненной водой до такого уровня, что дотянуться до ее поверхности клювом птице сразу не удавалось. Далее сценарий развивался по трем путям.
Эксперимент первый
В несколько этапов грачам предлагали трубки с разным уровнем воды и горку камней. В эксперименте участвовали четыре птицы: Кук и Фрай, Коннелли и Монро — две семейные пары. Первые две птицы сразу сообразили, что к чему, положили в трубку нужное количество камней и получили своего червяка. Монро и Коннелли понадобилось по две попытки.
Грач
(лат. Corvus frugilegus) — птица рода ворон семейства врановых. Широко распространена в Евразии. В северной части ареала — перелетная птица, в южной — оседлая. Гнездится на деревьях большими колониями.
Правда, грачихе Фрай пройти серию экспериментов до конца не удалось. У птицы началось расстройство от съеденных пяти червяков и личинок бабочек огневок Achroia grisella, которые использовались в эксперименте в качестве «наживки».
Остальные грачи справились с экспериментом прекрасно. Они показали, что не только могут поднимать уровень воды с помощью камней, но и оценивать, достаточен ли этот уровень. Ни разу ни одна из птиц не положила в воду лишний камень. Более того, когда уровень воды был очевидно низок — они даже не пытались проверить, доступен ли уже червяк, и пробовали его схватить только на последних этапах.
Дополнительные эксперименты
Во втором эксперименте ученые предлагали птицам камни разного размера. Если в первый раз часть птиц и использовала маленькие камни, то со второй попытки они сразу выбирали большие, то есть те, которые быстрее позволяют поднять уровень воды и достигнуть цели.
В третьем эксперименте Бёрд и Эмери попытались ввести своих питомцев в заблуждение. Они поместили в их клетки платформы с двумя трубками: в одной червяк покоился на опилках, в другой — плавал на поверхности воды. В первом эксперименте двух ворон, Коннели и Монро, удалось провести: они попробовали кидать камни и в опилки тоже. Но, поняв неэффективность этих действий, в последующих попытках такой глупости не повторяли. Кук же с первого раза сообразил, что в непрозрачной трубке не жидкость, и кидать туда камни не стал.
Грачи в природе
Несмотря на свои выдающиеся, в чем, несомненно, уже убедили общественность Бёрд, Эмери и их коллеги, интеллектуальные способности, грачи в природе не используют инструментов вовсе, в отличие от своих соплеменников — новокаледонских ворон.
Крис Бёрд связывает это с тем, что в естественной среде у грачей для этого недостаточно мотивации: «Грачи не используют инструменты в дикой природе, потому что им это не нужно, а не потому, что они не могут этого делать. В природе у них есть доступ к другой еде, которую можно получить без всяких инструментов».
Это наблюдение, отмечает Бёрд, хорошо согласуется с известным афоризмом «Нужда — мать изобретательности» или в более близком нам российском варианте «Нужда всему научит».
Подробный отчет орнитологов о проделанной работе можно прочитать в статье в журнале Current Biology.