Официальный сайт медиатэк 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Шелепаева А.Х. Эффекты информационного общества или как защитить свое здоровье

Автор: 
Шелепаева Альбина Хатмулловна
Место работы: 
К.п.н., Med, доцент кафедры ИТ, декан факультета информатики Пермского регионального института педагогических информационных технологий

Эффекты информационного общества или как защитить свое здоровье

Компьютер уверенно вошел в нашу жизнь, но порой нам не хватает необходимых знаний если не для эффективного его использования, то хотя бы безопасного для своего здоровья. Нет необходимости нагнетать обстановку, используя различные страшилки, в современной жизни компьютер незаменим как в учебной, так и в производственной деятельности. Нужна культура взаимодействия с данным инструментом, о некоторых особенностях которых речь пойдет в этой статье.

Негативные эффекты могут возникать как на физическом, так и психологическом уровнях. Рассмотрим некоторые из них.

На сессию приехала слушательница, которая жаловалась на то, что не может уже даже печатать. Сильные боли в руке, при этом в больнице не могли оказать необходимую помощь, назначали только обезболивающие уколы. Боли в локтевой части возникали такие, что будто отнималась рука. Такие симптомы могут возникнуть при туннельном синдроме. Можно провести самодиагностику. На тыльной стороне ладони правой руки находим ложбинку между мизинцем и безымянным пальцем. Последовательным нажатием или поглаживанием этой ложбинки можно определить места, где возникают болевые ощущения. Сильное нажатие болевой точки болезненно будет отзываться по всей руке.

Туннельный синдром или синдром запястного канала является профессиональной болезнью компьютерщиков, обусловленный постоянной статистической нагрузкой на одни и те же группы мышц, связанные с выполнением большого количества однообразных движений при работе с мышью или неудобным положением рук во время работы с клавиатурой. Основными симптомами являются, постоянное ощущение боли в руках, ослабление и онемение ладони, или части ладони.

Для профилактики этого заболевания необходимо:
Подобрать подходящие мышь и клавиатуру.
Позаботиться об эргономичности рабочего места:

  1. угол сгиба руки в локте при работе с клавиатурой должен быть прямым (90 градусов);
  2. при работе с мышью кисть должна быть прямой и лежать на столе как можно дальше от края;
  3. рабочий стул выбирать с подлокотниками, клавиатуру – со специальной подставкой для запястий, коврик для мыши – с упором для запястья.

Чаще прерывать работу и делать упражнения для рук. Примерный комплекс:

  1. встряхнуть руки;
  2. несколько раз сжать пальцы в кулаки;
  3. вращать кулаки по кругу;
  4. надавить одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, выгибая ладонь и запястье наружу.

Следующий объект, постоянно взаимодействующий с компьютером – это наши глаза. Здесь может подстерегать компьютерный зрительный синдром. Нагрузка на зрение человека при работе за монитором объясняется тем, что в естественных условиях воздействие на глаза совершенно иное, чем от компьютерного изображения. Мне всегда было любопытно рассматривать изображение на мониторе на экране телевизора. Почему-то изображение постоянно мерцает, и рябь такая, что тяжело смотреть на это изображение. Видеокамера фиксирует то, что происходит на самом деле, но мы этого не замечаем. Глаза при этом не обманешь, усталость возникает и приходится ей перестраиваться на другой формат восприятия изображения, потому что:

  1. экранное изображение самосветящееся, а не отраженное;
  2. имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;
  3. состоит из дискретных точек - пикселей;
  4. точки мерцающие (мелькающие), т.е. они с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;
  5. не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.

Аккомодация – процесс приспособления к разнообразным требованиям, выдвигаемых перед индивидом объективным миром.

Зрительная нагрузка еще возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст. Также негативное воздействие оказывают ситуации плохой организации рабочего места, т.е. не устранены блики на экране монитора от внешних источников, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана.
Жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы: «зрительные» и «глазные». К первым относятся: затуманивание зрения (снижение остроты зрения); замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации); двоение предметов; быстрое утомление при чтении. Ко вторым: жжение в глазах; чувство «песка» под веками; боли в области глазниц и лба; боли при движении глаз; покраснение глазных яблок.
Эти явления обычно объединяют термином «астенопия» (отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей персонального компьютера (ПК) и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства - через 4 часа и практически у всех - через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочной, считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочной – ее ввод.
Наибольшее общее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Особую нагрузку на зрение оказывает работа с компьютерной графикой – выполнение и корректировка рабочих чертежей с помощью ПК. Уже в первые годы компьютерного бума врачи-офтальмологи стали искать объективные изменения органа зрения у пользователей ПК. Первые сведения о большей частоте у них распространенных глазных заболеваний - катаракты и глаукомы - не подтвердились. Сейчас уже ясно, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. Единственное изменение, которое может происходить в органе зрения в результате такой работы - это появление (или прогрессирование уже имеющейся) близорукости.
Поэтому внимание исследователей было устремлено на систему рефракции, то есть оптической установки глаза, и аккомодации, то есть перефокусировки глаза к различным расстояниям. Исследование зрительных функций у лиц, в течение нескольких лет работавших за экранами ПК, выявило снижение объема аккомодации по сравнению с возрастной нормой и большую частоту близорукости по сравнению с людьми того же возраста, не связанных с компьютером. У лиц, предъявлявших вышеописанные жалобы, все эти изменения были выражены более резко. Исследование влияния самой работы с дисплеем на зрение показало, что за рабочую смену происходит уменьшение объема аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная (так называемая ложная) близорукость.
При постоянной работе за компьютером, необходимо устраивать себе 15-минутные перерывы в каждом часе работы. Полезно во время отдыха надевать защитные черные очки, которые не пропускают солнечный свет. В этом случае глаза отдыхают максимально. Для укрепления глазных мышц, полезно выполнять следующее упражнение:

  1. на стекле окна нарисовать маленькую точку. Затем последовательно переводить взгляд с точки в даль и обратно. Выполнять упражнение необходимо медленно, без излишней суеты.

Если о влиянии компьютера на зрение можно найти необходимую информацию, то о синдроме информационной усталости практически не пишут. Возможно, именно эту проблему нам необходимо будет решать в ближайшем будущем, если не поменяем подходы к образованию подрастающего поколения.
Синдром информационной усталости – профессиональное заболевание, открытое несколько лет назад на Западе, обладает всеми признаками обыкновенной болезни: забывчивость, головные боли, раздражительность, потеря концентрации, нарушение сна, тревожное состояние. По словам английского психолога доктора Дэвида Льюиса, «слишком большой объем информации столь же опасен, как и слишком маленький. Ее переизбыток может привести к параличу аналитических способностей, затруднив возможность правильного выбора или принятия оптимального решения».
Одной из самых больших проблем является увеличение объемов «неинформации», то есть всех тех сведений, которым недостает качества, значимости и/или полезности, но, тем не менее, отвлекающих наше внимание и даже вытесняющих то, что нам на самом деле необходимо. Слишком большое внимание обычно уделяется процессу сбора сырого материала и недостаточно — более важному, превращению информации в знания, ее анализу. Вот способы поиска информации, которые существуют у обычного менеджера: регулярное чтение нескольких деловых газет и журналов, поиск в сети Интернет по ключевым словам, а также на специализированных информационных порталах. И очень важно использовать различные способы оптимизации данной деятельности.
Ключевой вопрос при организации поиска информации – оперативность, соответствие информации текущему дню. Как известно, темпы ее устаревания слишком велики. К тому же, чтобы найти нужные факты, необходимо пересмотреть очень большой объем данных, на что может уйти масса драгоценного времени. Поэтому, чтобы быть в курсе событий, многим компаниям приходится держать огромный штат сотрудников, которые различными способами регулярно ищут необходимую информацию.
Известны факты заболевания актеров, которым приходится заучивать большие объемы текстов. Обычно их лечат психотропными лекарствами. Наверняка их болезнь связана с «информационным отравлением», внешние признаки которой совпадают с проявлениями психоневротических заболеваний. Пока данная теория, находится на уровне гипотез, которая ждет своего подтверждения.
Проблема поиска информации возникла с появлением глобальной информационной среды, представленной в сети Интернет. И здесь нас могут подстерегать определенные опасности. Одна из них – Интернет-аддикция.
Интернет как новый инструмент, средство современного жизнеобеспечения снимает проблему повышения мотивации. Телекоммуникационная среда с самого начала была оккупирована подрастающим поколением,  которое хорошо освоилось в этой среде. Проблемы подрастающего поколения, не замечаемые взрослыми и находившиеся в состоянии «покоя» в реальной жизни вылились в определенные негативные явления: появление молодежной субкультуры, Интернет-аддикции, флейм и т.д. Обратите внимание, что проблемы существуют, имеют определенные названия (явно не российского происхождения), т.е. проблемы носят не частный характер.
Интернет-аддикция (Internet addiction) – реально существующий феномен психологической зависимости от сети Интернет. Проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.
В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» (Griffits, 1996). Интернет-зависимость проявляется в том, что зависимые пациенты предпочитают «жизнь в Интернете», и в дальнейшем фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Критериями сетевой аддикции, разработанными американскими врачами, входящими в «группу поддержки зависимых от Интернета» The Internet Addiction Support Group (IASG) являются:

  1. рост толерантности при «сетевых путешествиях»;
  2. снижение настроения при невозможности нахождения в Сети;
  3. появление «эмоционального плато» при нахождении в Интернете.

Признаки лишения Интернета проявляются в следующих признаках: психомоторного возбуждения, чувства тревоги, неодолимого желания облегчить свое состояние путем выхода в Интернет, доминирующие фантазии и мечты об Интернете, навязчивое постукивание пальцами по твердой поверхности, имитирующей клавиатуру.
Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают?
Дирак однажды сказал замечательные слова об электроне, что «электрон обладает свободой воли», т.е. куда хочет, туда и движется. Наверно это применимо и к глобальной сети, где ребенок может чувствовать себя свободным человеком, где, не стесняясь, может выражать свои мысли, может найти себе единомышленников в любой сфере собственного интереса и самое главное – это сфера свободна от присутствия взрослых. Поэтому наша задача, сделать эту сеть более интеллектуальной, интересной, насыщенной и способствующей умственному и нравственному развитию подрастающего поколения.
Литература:

  1. Бухановский А.О. и др. Болезнь Зависимого Поведения. Методические рекомендации. - Ростов-на-Дону, 2001.
  2. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции //Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000.
  3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. М, 2000.
  4. Вострокутов И.Е. Почему устают глаза при работе с компьютером. //Информатика и образование. 2002. №5, стр. 67-70.
  5. Все о компьютерном зрительном синдроме. //http://medicinform.net/comp/comp_vis5.htm
  6. Гергей Т., Машбиц Е.И. Психологические проблемы эффективности применения компьютеров в учебном процессе. //Вопросы психологии. 1989, №3.
  7. Карпальный туннельный синдром (КТС) или синдром запястного канала (СЗК). //http://medicinform.net/comp/comp_zdor14.htm
  8. Островский М. Компьютер, зрение и безопасность. //http://medicinform.net/comp/comp_vis4.htm
  9. Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
  10. Роберт И.В. и др. Методические указания по профилактике переутомления студентов вузов при работе с видеотерминалами. /Минздрав СССР. - М.: 1988.
  11. Степанова М. Компьютер и самочувствие школьников. //Информатика и образование. 1989, №5.
  12. Туннельные нейропатии. http://www.orthospine.ru/bol/tunnel.htm
  13. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. - СПб, 2001.
  14. Griffiths, M. (1998). Internet addiction: Does it really exist? In J. Gackenbach (Ed.), Psychology and the Internet: Intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications (pp. 61- 75). San Diego: Academic Press.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн