Автор:
Сабельникова Анна Владимировна
Место работы:
ГОУ СОШ № 548 с углублённым изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга учитель русского языка и литературы
Тема: Анна Ахматова в зеркалах («Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…»). Урок литературы в 11 классе
Презентация
Цель урока: Знакомство с личностью Ахматовой (женщиной, человеком, поэтом) на основе произведений её современников.
Задачи урока:
- исследовать тексты А.Блока и О.Мандельштама, дать им истолкование, попытаться разгадать человеческую сущность поэта;
- исследовать живописные портреты Ахматовой Н.Альтмана и К.Петрова-Водкина;
- развитие креативных способностей, речи, самоконтроля, совершенствование исследовательских и коммуникативных умений;
- приобщение к культуре, формирование вкуса, развитие потребности читать, мыслить, творить.
Используемые технологии:
- обучение в сотрудничестве;
- информационно – коммуникативные технологии;
- развивающее обучение;
- исследовательский метод в обучении.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте. В этом году вы уже познакомились с жизнью и творчеством А.Блока. Сегодня мы с вами начинаем разговор об удивительном поэте, современнице Блока, о музе «серебряного века», об Анне Андреевне Ахматовой.
Лирика-субъективный род литературы. Понять, почувствовать стихотворение, оценить по достоинству самобытность поэтического мира автора можно только познакомившись с ним поближе, узнав о том, каким он был, каким виделся окружающим его людям.
Сегодня я и предлагаю вам это сделать.
Об Ахматовой написано очень много. (Виленкин В.Я. (театровед, искусствовед) «В сто первом зеркале»). Но мы сегодня на уроке ограничимся несколькими произведениями. (Слайд № 1)
«Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…» - писала А.А. (Годы жизни) (Слайд № 2)
Тема урока: Анна Ахматова в зеркалах. (дата, запись темы в тетрадь).
Ассоциации (А-первая буква алфавита, пять открытых «а», «Ах» - Бродский).
2.Основная часть. Исследование и истолкование стихотворений.
А.Блок. «Красота страшна…»
Чтение учителем! На парте-тексты. (Слайды № 3,4)
В каких образах предстаёт Ахматова?
Какие ассоциации связаны с этими определениями Ахматовой?
Она сама хочет ли быть такой, какой её рисует Блок, это её роли?
Фиксирую на доске (Слайды № 5,6,7)
Образ Ахматовой
Женщина, знающая жизнь
Мадонна (жен. опыт
с ребёнком) мудрость
страдание
Блок предсказывает её судьбу
Богоматерь
вечность
светлый и трагич. образ
эта роль не её
Кармен
красота
Испания (романсеро) Хорей-энергич.
Мериме, опера Бизе 1845 г.
Дельмас
тревога
свобода
смелость
независимость
прямота чувств
эта роль ей не нравится
Это стихотворение-попытка разгадать Ахматову. Она в этом стихотворении-объект истолкования.
Почему Блок посвятил ей стихотворение? (Слайд № 8)
В рабочих тетрадях Ахматовой сохранилось большое число отрывков мемуарного характера, относящихся к Блоку. Все они по шутливому определению самой писательницы, в сущности, написаны на тему: «О том, как у меня не было романа с Блоком».
«... я принесла Блоку его книги, чтобы он их надписал. На каждой он написал просто: «Ахматовой – Блок»... А на третьем томе поэт написал посвященный мне мадригал: «Красота страшна, вам скажут...». У меня никогда не было испанской шали, в которой я там изображена, но в это время Блок бредил Кармен и испанизировал и меня... Я и красной розы, разумеется, никогда в волосах не носила. Не случайно это стихотворение написано испанской строфой романсеро. И в последнюю нашу встречу за кулисами Большого Драматического театра весной 1921 года Блок подошел и спросил меня: «А где испанская шаль?». Это последние слова, которые я слышала от него».
Мадригал -? (Слайд № 9) Но 4 раза «страшна».
На что вы обратили внимание, а мы об этом не сказали?
Две части в стихотворении. На неё смотрят (ей всё равно) - антитеза.
Итог: (Слайд № 10) выразительное чтение стихотворения учеником, зная уже….
О.Мандельштам. «Вполоборота…» (на парте тексты с коммент.)
Учитель рассказывает историю создания.
Чтение учителем. (Слайд № 11)
Что мы видим общего в толковании образа Ахматовой у Блока и Мандельштама?
Все-она (антитеза)
Шаль
Образ, не портрет
Что Мандельштам добавляет? (Слайд № 12)
эмоциональность
Образ Ахматовой
Федра Рашель
античность голос
трагичность роль
величавость пластика
вечность
Итак, Ахматова у Блока и Мандельштама - сложный и глубокий человек, загадка, и разгадыванию ее, я думаю, сможет помочь знакомство с её поэзией, как часто бывает, какая-нибудь случайная, проникающая, уводящая вглубь интонация, деталь или наша объединяющая все впечатления интуиция.
Определенные образы, в которых она предстаёт, к ней самой часто не имеют особого отношения. Она была сложным, и очень неоднозначным человеком. Много было внутрь и мало наружу. С одной стороны, это и дает мало информации. С другой стороны, дает много возможностей. Ведь второе важнее для сотворения мифа.
2.Основная часть. Исследование и истолкование портретов.
Об Ахматовой не только много писали, художники создавали её портреты. (Слайды № 13,14) Угадывается ли в них Кармен, Мадонна, Рашель? (Слайд № 15)
В живописи огромную роль играет цвет! Символика.
Жёлтый-золото, роскошь. Яркий и насыщенный-солнце, жизнь, свет.
Синий-небо, свобода, цвет Мадонны, в геральдике-честность и верность, «голубая кровь» - благородное происхождение, французы называли страх «синим ужасом» (о синей бороде).
Зелёный-юность, свежесть, жизнь.
А какую женщину они изображают? Что они добавляют к увиденному уже нами в стихотворениях? (гордая поза, все на неё смотрят, все окружающее неважно, но не равнодушие, а царственная величавость).
Иконописный лик - «петроградская мадонна». Духовное начало в живописи.
Запишите в тетрадь об одном из этих портретов только то, чего вы бы сами не сказали, не заметили, рассматривая это произведение.
3.Подведение итогов.
Тема! (Слайд № 16)
В вашем зеркале Анна Андреевна Ахматова какая? Текст 3-6 пр. Можно дать первое предложение. (Вариант-синквейн).
Мне бы не хотелось вас ограничить только субъективным восприятием Ахматовой. Фотографии под музыку (Слайд № 17) или чтение стихотворения Б.Ахмадулиной «Снимок».
Спасибо за работу. (Слайд № 18) Надеюсь, что сегодняшний урок позволит вам почувствовать и лучше понять стихотворения Анны Андреевны Ахматовой.
Александр Блок
* * *
Анне Ахматовой.
«Красота страшна» — Вам скажут, —
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан — в волосах.
«Красота проста» — Вам скажут, —
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан — на полу.
Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:
«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна».
16 декабря 1913 г.
Осип Мандельштам
Ахматова
Вполоборота, о печаль!
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
Зловещий голос - горький хмель -
Души расковывает недра:
Так - негодующая Федра -
Стояла некогда Рашель.
1914 г.
Федра (лат. Phaedra, фр. Phedre) — героиня трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.).
Рашель (Rachel) — знаменитая французская актриса (1821—1858). По словам театроведа Вольфа, видевшего Рашель в Петербурге, для того, чтобы «получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Рашель, надо представить себе одушевленную великолепную античную статую». Лучшие роли Рашель: Камилла («Гораций»), Паулина («Полиекта») и Эмилия («Цинна») — в трагедиях Корнеля, Гермиона («Андромаха»), Федра, Эсфирь, Роксана («Баязет»), Монима («Митридат») — в трагедиях Расина, Мария Стюарт (Шиллера).
Право на использование и распоряжение данным конспектом урока имеет только Сабельникова А.В.
Название урока не может быть изменено, урок не может быть сокращен или дополнен.
|