Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Сабельникова А.В. Тема: Анна Ахматова в зеркалах («Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…»). Урок литературы в 11 классе

Автор: 
Сабельникова Анна Владимировна
Место работы: 
ГОУ СОШ № 548 с углублённым изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга учитель русского языка и литературы

Тема: Анна Ахматова в зеркалах («Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…»). Урок литературы   в  11 классе

 

Презентация

 

Цель урока: Знакомство с личностью Ахматовой (женщиной, человеком, поэтом) на основе произведений её современников.

Задачи  урока:

  • исследовать тексты А.Блока и О.Мандельштама, дать им истолкование, попытаться разгадать человеческую сущность поэта;
  • исследовать живописные портреты Ахматовой Н.Альтмана и К.Петрова-Водкина;
  • развитие креативных способностей, речи, самоконтроля, совершенствование исследовательских и коммуникативных умений;
  • приобщение к культуре, формирование вкуса, развитие потребности читать, мыслить, творить.

Используемые технологии:

  • обучение в сотрудничестве;
  • информационно – коммуникативные технологии;
  • развивающее обучение;
  • исследовательский метод в обучении.

Ход урока:

1.Организационный момент.
Здравствуйте. В этом году вы уже познакомились с жизнью и творчеством А.Блока. Сегодня мы с вами начинаем разговор об удивительном поэте, современнице Блока, о музе «серебряного века», об Анне Андреевне Ахматовой.
Лирика-субъективный род литературы. Понять, почувствовать стихотворение, оценить по достоинству самобытность поэтического мира автора можно только познакомившись с ним поближе, узнав о том, каким он был, каким виделся окружающим его людям.
Сегодня я и предлагаю вам это сделать.
Об Ахматовой написано очень много. (Виленкин В.Я. (театровед, искусствовед) «В сто первом зеркале»). Но мы сегодня на уроке ограничимся несколькими произведениями. (Слайд № 1)

«Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…» - писала А.А. (Годы жизни) (Слайд № 2)
Тема урока: Анна Ахматова в зеркалах. (дата, запись темы в тетрадь).
Ассоциации (А-первая буква алфавита, пять открытых «а», «Ах» - Бродский).

2.Основная часть. Исследование и истолкование стихотворений.

А.Блок. «Красота страшна…»
Чтение учителем! На парте-тексты. (Слайды № 3,4)

В каких образах предстаёт Ахматова?
Какие ассоциации связаны с этими определениями Ахматовой?
Она сама хочет ли быть такой, какой её рисует Блок, это её роли?

Фиксирую на доске (Слайды № 5,6,7)

 

Образ Ахматовой
 
                                                                      Женщина, знающая жизнь
                                      Мадонна  (жен.                  опыт
                                      с ребёнком)                      мудрость
                                                                                 страдание        
                                                                    Блок предсказывает её судьбу
                                       Богоматерь                              
                                       вечность
                                       светлый и трагич. образ
                                       эта роль не её
Кармен
красота
Испания (романсеро) Хорей-энергич.
Мериме, опера Бизе 1845 г.
Дельмас
тревога
свобода
смелость
независимость
прямота чувств
эта роль ей не нравится

Это стихотворение-попытка разгадать Ахматову. Она в этом стихотворении-объект истолкования.
Почему Блок посвятил ей стихотворение? (Слайд № 8)
В рабочих  тетрадях Ахматовой сохранилось большое число отрывков мемуарного характера, относящихся к Блоку. Все они по шутливому определению самой писательницы, в сущности, написаны на тему: «О том, как у меня не было романа с Блоком».

 

«... я принесла Блоку его книги, чтобы он их надписал. На каждой он написал  просто: «Ахматовой – Блок»... А на третьем томе поэт написал  посвященный мне мадригал: «Красота страшна, вам скажут...». У меня никогда не было испанской шали, в которой я там изображена, но в это время Блок бредил Кармен и испанизировал и меня... Я и красной розы, разумеется, никогда в волосах не носила. Не случайно это стихотворение написано испанской строфой романсеро. И в последнюю нашу встречу за кулисами Большого Драматического театра весной 1921 года Блок подошел и спросил меня: «А где испанская шаль?». Это последние слова, которые я слышала от него».

Мадригал -? (Слайд № 9)    Но 4 раза «страшна».

На что вы обратили внимание, а мы об этом не сказали?
Две части в стихотворении. На неё смотрят (ей всё равно) - антитеза.
Итог: (Слайд № 10) выразительное  чтение стихотворения учеником, зная уже….

О.Мандельштам. «Вполоборота…» (на парте тексты с коммент.)
Учитель рассказывает историю создания.
Чтение учителем. (Слайд № 11)

 

Что мы видим общего в толковании образа Ахматовой  у Блока и Мандельштама?
Все-она (антитеза)
Шаль
Образ, не портрет
Что Мандельштам добавляет? (Слайд № 12)
эмоциональность

Образ Ахматовой

Федра                                    Рашель

античность                                 голос
трагичность                                роль
величавость                               пластика
вечность

Итак, Ахматова у Блока и Мандельштама - сложный и глубокий человек,  загадка, и разгадыванию ее, я думаю, сможет помочь знакомство с её поэзией, как часто бывает, какая-нибудь случайная, проникающая, уводящая вглубь интонация, деталь или наша объединяющая все впечатления интуиция.
Определенные образы, в которых она предстаёт, к ней самой часто  не имеют  особого отношения. Она была сложным, и очень неоднозначным человеком. Много было внутрь и мало наружу. С одной стороны, это и дает мало информации. С другой стороны, дает много возможностей. Ведь второе важнее для сотворения мифа.

2.Основная часть. Исследование и истолкование портретов.

Об Ахматовой не только много писали, художники создавали её портреты. (Слайды № 13,14) Угадывается ли в них Кармен, Мадонна, Рашель? (Слайд № 15)

 

В живописи огромную роль играет цвет! Символика.
Жёлтый-золото, роскошь. Яркий и насыщенный-солнце, жизнь, свет.
Синий-небо, свобода, цвет Мадонны, в геральдике-честность и верность, «голубая кровь» - благородное происхождение, французы называли страх «синим ужасом» (о синей бороде).
Зелёный-юность, свежесть, жизнь.

А какую женщину они изображают? Что они добавляют к увиденному уже нами в стихотворениях? (гордая поза, все на неё смотрят, все окружающее неважно, но не равнодушие, а царственная величавость).
Иконописный лик - «петроградская мадонна». Духовное начало в живописи.

Запишите в тетрадь об одном из этих портретов только то, чего вы бы сами не сказали, не заметили, рассматривая это произведение.

3.Подведение итогов.
Тема! (Слайд № 16)

 

В вашем зеркале Анна Андреевна Ахматова какая? Текст 3-6 пр. Можно дать первое предложение. (Вариант-синквейн).

Мне бы не хотелось вас ограничить только субъективным восприятием Ахматовой. Фотографии под музыку (Слайд № 17) или чтение стихотворения Б.Ахмадулиной «Снимок».

Спасибо за работу. (Слайд № 18) Надеюсь, что сегодняшний урок позволит вам почувствовать и лучше понять  стихотворения Анны Андреевны Ахматовой.

                          Александр Блок
                                   * * *
                         Анне Ахматовой.

«Красота страшна» — Вам скажут, —
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан — в волосах.

«Красота проста» — Вам скажут, —
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка,
Красный розан — на полу.

Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:

«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, как жизнь страшна».
16 декабря 1913 г.

 

Осип Мандельштам

        Ахматова

Вполоборота, о печаль!
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.

Зловещий голос - горький хмель -
Души расковывает недра:
Так - негодующая Федра -
Стояла некогда Рашель.

                                                    1914 г.

 

Федра (лат. Phaedra, фр. Phedre) —  героиня трагедии Еврипида «Ипполит»  (428 г. до н.э.).

 

Рашель (Rachel) — знаменитая французская актриса (1821—1858). По словам театроведа Вольфа, видевшего Рашель в Петербурге, для того,  чтобы «получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Рашель, надо представить себе одушевленную великолепную античную статую». Лучшие роли Рашель: Камилла («Гораций»), Паулина («Полиекта») и Эмилия («Цинна») — в  трагедиях Корнеля, Гермиона («Андромаха»), Федра, Эсфирь, Роксана («Баязет»), Монима («Митридат») — в трагедиях Расина, Мария Стюарт (Шиллера).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Право на использование и распоряжение данным конспектом урока имеет только Сабельникова А.В.
Название урока не может быть изменено, урок не может быть сокращен  или дополнен.

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн