Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Власенко В.А. Метод проектов: продолжение следует…

Автор: 
Власенко Виктория Аркадьевна
Место работы: 
ст. преподаватель РЦДО Владимирского ИПКРО

 

Метод проектов: продолжение следует…

Кризис знаниевой парадигмы возник не сегодня, тенденции развития информационного общества его просто усугубили. Но существует ряд причин, по которым проектное обучение, эвристические методы, несмотря на их очевидные преимущества, не были в полной мере задействованы школой в XX веке. Одна из причин – высокие требования к искусству педагога. П.Ф.Каптеров формулирует эти требования к педагогу следующим образом: «…отлично знать свою науку – это еще только половина дела, половина требований к учителю при эвристической форме обучения, а, пожалуй, и меньше. Нужно еще уметь вести питомцев к самостоятельному открытию новых истин, что не так легко». Возможно ли достижение такого уровня деятельности, который требуется для организации проектного, эвристического обучения, без соответствующего инструментария даже при высоком мастерстве педагога? О том, насколько важны средства и технологии, которыми мы пользуемся в своей деятельности, писал еще Джон Дьюи. Возможно поэтому появление компьютеров, Интернета, Всемирной паутины и социальных сервисов выводит проектные методы обучения на новый виток развития, давая педагогу необходимый инструментарий, освобождая время на творческую составляющую процесса обучения.

 

Проблема организации образовательного процесса и, в частности учебного проекта имеет три составляющих: информационную – определение информационных потоков; воспитательную – становление личности школьника и кибернетическую – управление деятельностью участников процесса. Взглянем на них с точки зрения возможностей, открываемых новыми Интернет-технологиями.

 

• Информационная: Сегодня велика роль компьютера и Интернета в информационном обеспечении учебного проекта. Учитель, подготавливая учебный проект в Интернет-среде, переносит техническую часть работы на связку «компьютер-ученик» за счет закладываемого в сеть содержания, подключения внешних информационных ресурсов. Современные WEB-приложения не требуют от Вас никаких специальных знаний в области информатики для освоения этих действий. Кроме того, такая организация проекта не требует и присутствия участников в одном и том же месте в одно и то же время, открывает доступ к материалам проекта, возможность работы и обсуждения автономно, в удобное время и в удобном для каждого участника темпе. Новые компьютерные технологии предоставляют новые возможности и для создания учащимся собственных архивов, хранящих статьи, фото, видео, дневники и другие материалы учебной деятельности в сети. Помимо формирования собственного сетевого контента Вам доступно огромное количество цифровых объектов (тексты, фотографии, рисунки, видео и др.), размещенных в сети, которые могут быть использованы в учебных целях. Новые цифровые формы хранения знаний и возникающие сегодня новые классификации самого знания требуют и новых инструментов для его поиска. Возможности быстрого и эффективного поиска информации с использованием Интернета заменяют устаревшие традиционные технологии.

 

• Воспитательная: Для будущей успешной социализации личности в условиях информационного общества и формирование личности должно идти именно в открытой информационной образовательной среде. При проектной организации учебного процесса в Интернет-пространстве приобретается опыт работы с различными видами информации, совместной деятельности в информационной среде, воспитывается чувство ответственности за результаты своего труда, формируется умение организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, решать учебные и практические задачи с помощью информационных технологий. А ведь именно они направлены на формирование коммуникативной и информационной компетентности учащихся, связаны с их дальнейшей успешной социализацией.

 

• Кибернетическая: По словам Н.Ф.Талызиной: «Для того чтобы действительно управлять познавательной деятельностью учащихся, преподаватель должен выполнять определенную систему требований, которые предъявляются общей теорией управления». Но система управления (учитель) обеспечит «стабильно высокий выход тогда и только тогда, когда разнообразие управляющей системы не ниже разнообразия управляемого объекта» (ученика). Понятно, что ни повысить «разнообразие» учителя, ни понизить «разнообразие» учеников мы не можем. Способен ли даже самый талантливый педагог «обеспечить систематический контроль за управляемым процессом»2, услышать каждого ученика, «выработать корректирующее воздействие»2? Вопрос риторический, невозможно достигнуть реальной индивидуализации учебного процесса при традиционных формах его организации. И вот где компьютер берет на себя часть работы педагога по совершенствованию управляющих воздействий в системе учитель-деятельность-ученик. Это совершенствование достигается и через размещение достаточного количества вопросов-заданий, которые компьютер «задаст» ученику, взяв на себя часть функций учителя по организации диалога, и через использование новых программных сервисов сети Интернет. Существующие социальные сервисы WEB 2.0 дают инструменты, позволяющие выполнять необходимые для успешной организации и управления учебным проектом операции. Это такие операции как записи собственных и аннотирование мыслей других участников проекта, комментарии учителя по ходу работы (осуществление обратной связи для каждого участника!), коммуникация (разговор, обсуждение, обмен сообщениями), размещение материалов для организации работы, результатов в форме текстовых документов и мультимедийных материалов с возможностью их обсуждения, определение рейтинга этих материалов.

 

Все эти возможности до сих пор предоставлялись различными сервисами Интернета и требовали дополнительных усилий педагога по выстраиванию работы в проекте и опять-таки определенного мастерства при организации таких форм учебной деятельности. Кроме того, далеко не все учащиеся способны сразу научиться использовать децентрализованное сетевое наполнение, а тем более создавать собственное и отслеживать децентрализованную деятельность других участников. Но развитие технологий не стоит на месте. Сегодня уже есть пример ресурса, позволяющего несколько сгладить эти проблемы. Это новая социальная сеть Campus.ru. Она включает в себя группу основных сервисов, необходимых для организации и функционирования сообщества участников учебного проекта на одной платформе, даёт новый эффективный инструмент для организации и проведения учебного проекта, облегчает адаптацию к сетевой деятельности, как начинающего участника, так и начинающего руководителя сетевого проекта.

 

Рассмотрим некоторые особенности нового ресурса, которые помогают организовать проектную деятельность в сети:

 

• координация работы в проекте

 

Полезной с точки зрения координации работы (особенно если Вы ведёте или участвуете в нескольких проектах) является стартовая страница. Она содержит ссылки на новые поступления, т. е. все действия, выполняемые участниками Вашего проекта в сети (публикация постов (3, рис.1), комментариев (2, рис.1), размещение материалов в учебном портфеле (1, рис.1) и т.д.) сразу Вами отслеживаются и могут быть оперативно проконтролированы и скорректированы. Среда Campus предоставляет в Ваше распоряжение удобный наблюдательный пункт за учебной деятельностью Ваших учеников. Можно отслеживать не только факт выполнения определенного действия в сети, но и регулярность работы. Все действия, выполняемые в Ваших кампусах (сообществах) сохраняются в архиве и сопровождаются указанием даты и времени выполнения. Таким образом, даже при одновременном проведении нескольких учебных проектов, у Вас отпадает необходимость постоянно просматривать все сервисы, где работают участники Вашего проекта, что было достаточно проблемно при одновременном использовании нескольких социальных сервисов для организации разных видов работы в проекте. На этой же странице в разделе Кампусы (4, рис.1) Вы видите все сообщества, которые Вы создали сами или членом которых являетесь.


Рисунок 1. Ваша стартовая страница

• уровень доступа к кампусу проекта

 

Для работы в проекте можно создавать как открытый, так и закрытый кампус. Открытая организация сообщества для работы в проекте целесообразна, если телекоммуникационный проект предполагает привлечение к участию команд из различных учебных заведений, регионов и даже стран, т. е. всех кому интересна предлагаемая тема. Если проект проводится в учебных целях для учащихся одной школы, класса или профильной группы, то удобнее создать закрытый кампус проекта. Тогда только модератор принимает решение о доступе к его материалам.

 

• инструменты для планирования работы

 

Для планирования и решения организационных вопросов при проведении проектов в сети сайт предоставляет удобный инструмент – Планер кампуса. Сроки подготовки и проведения отдельных этапов проекта нужно продумать еще на этапе разработки сценария проведения проекта. В планере можно отмечать начало и окончание этапов проекта, а также сроки сбора минигрупп, презентаций промежуточных и итоговых мероприятий проекта, приглашать на отдельные события проекта своих коллег и учеников – предоставляя им доступ к событиям и собирая их комментарии.

 

• инструменты для публикации заданий и новостей

 

Рассмотрим примеры некоторых открытых заданий, акцентировав внимание не на содержании задания, а на форме представления результатов выполнения задания, чтобы рассмотреть возможности среды Campus для организации такой работы:

 

• Задание, предполагающее обсуждение какого-либо вопроса, проведение мозгового штурма:

 

Формулировка задания, постановка обсуждаемой проблемы вносится непосредственно в текст поста. Для организации обсуждения вопроса в реальном времени необходимо установить жесткие временные рамки события и указать их в планере. Кроме того, целесообразно оповестить всех предполагаемых участников обсуждения, отправив им сообщение, в тексте которого при необходимости информировать о времени обсуждения. Одновременная работа в сети при обсуждении проблемы даёт возможность высказаться самому и оперативно увидеть мнение других участников проекта по обсуждаемой проблеме, но это вовсе не обязательно. Обсуждение может вестись и распределенно в течение более длительного промежутка времени.

 

 

Рисунок 2. Кампус проекта «Пираты XXI века»

 

Рисунок 3. Комментарии к посту

 

Таким же образом организуется и задание, результатом выполнения которого станет публикация ответа участника в комментарии к посту.

 

 Задание, требующее использования дополнительных материалов для выполнения работы или предполагающее создание в процессе работы и размещение различных типов документов:

Ссылки на внешние Интернет-источники, необходимые для работы над заданиями, размещаются с помощью визуального редактора или HTML-тэгов в тексте поста. Кроме этого кампус имеет возможность подгружать необходимые учебные материалы в Учебный портфель. Это инструмент позволяет хранить в кампусе всю необходимую информацию в привычном виде дерева папок.

 

• общение участников проекта

 

Помимо обмена мнениями, учебного диалога внутри учебной группы проекта через инструменты комментирования постов, изображений, оценки размещенных файлов кампус проекта имеет дополнительные возможности по организации общения между участниками проекта. Это и Сообщение, и Разговор. Возможность комментировать не только сообщение инициатора разговора, но и ответы других участников, позволяет организовать полноценный разговор (даже не диалог, а «полилог»). В разделе Участники кампуса (5, рис. 46) находятся фото и список участников проекта. Для общения с участниками кампуса проекта можно воспользоваться инструментом Рассылка (информация для всех участников) либо внутренними сообщениями.

 

В Кампусе есть еще много других удобных инструментов. Осваивая новую среду, каждый сам придёт к пониманию возможных вариантов их использования для организации тех или иных активностей в рамках проекта. Даже сам кампус после завершения проекта тоже является инструментом, но уже для работы над собой, саморефлексии. Проследить ход и результаты работы в проекте можно и нужно ещё раз, просматривая и анализируя материалы кампуса. Это и задания, и файлы, загруженные в учебный портфель и фотоальбом кампуса, созданные участниками страницы Вики-учебника, споры и обсуждения.

 

Среда Campus.ru, как и другие социальные сервисы, даёт в руки педагогу только инструмент для организации учебной деятельности учеников, но чудеса творят всё же не компьютеры, а учителя. Может быть, теперь, в новом веке, вооруженному новыми технологиями учителю проще будет стать волшебником? Метод проектов: продолжение следует…

 

Литература:

  1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. /сост. П.А.Лебедев. М.: Педагогика, 1990.С. 523.
  2. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.
  3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.:Сентябрь, 1996. С. 19.

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн