Автор:
Буланов Сергей Владимирович
Организация дистанционного обучения в социальной образовательной сети Campus.ru
Зачем это надо?
Успешная социализация современного человека в условиях информационного общества неразрывно связана с развитием гибкой распределенной системы непрерывного образования, на основе использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Сущность дистанционных образовательных технологий (ДОТ) заключается в том, что «учащийся и преподаватель пространственно отдалены друг от друга, но при этом они могут находится в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного процесса, форм контроля, методов коммуникации посредствам электронной почты и прочих технологий Интернета, а так же специально предпринимаемых организационно административных мероприятий.» («Интернет – обучение: технологии педагогического дизайна/ под редакцией М.В.Моисеевой. – М: Издательский дом «Камерон», 2004. – с.10).
Наиболее интересны сегодня возможности социальных сетей в развитии обучения на основе дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) полифункциональны, они отличаются разнообразием форм и моделей, гибкостью организации. Инструментальные средства социальной сети Campus позволяют максимально разнообразно использовать возможности дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Однако, использование современных сервисов интернета, обладающих широким спектром инструментов не должно отодвинуть на «второй план» педагогическую целесообразность дистанционного обучения. Довольно часто можно увидеть структуру дистанционного курса таким образом: слушатель, получив доступ в зону обучения, самостоятельно изучает контент, построенный по классическим канонам традиционного обучения, затем, пройдя одну или несколько традиционных форм контроля, получает сертификат об успешном окончании обучения. Можно согласиться с М.В. Моисеевой и ее коллегами в утверждении, что «... если дистанционный курс, создающийся в Интернете, делается его авторами как слепок с неэффективного и не отвечающего задачам образования XXI в. традиционного курса (речь идет, прежде всего, о курсах, построенных по принципу «прочитал веб-учебник и сдал онлайновый тест»), то этот курс уже с самого начала обречен на неудачу». («Интернет – обучение: технологии педагогического дизайна/ под редакцией М.В.Моисеевой. – М: Издательский дом «Камерон», 2004. – С.13)
Об этом же говорит и профессор А.В. Хуторской: «дистанционное обучение нельзя сводить лишь к усовершенствованию заочного обучения, когда обычная почта заменяется на электронную, либо к простому переносу информационных технологий в сферу образования». (Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. –С. 445).
И еще одно, последнее высказывание по этому поводу: «Попытки… использовать традиционные методы обучения на новой технологической основе нередко выглядят как «забивание гвоздей микроскопом» (Соловьев А.В. «Мифы и реалии дистанционного обучения»/Инновации в образовании.2004. №2. с.84).
Безусловно, дистанционное обучение – это та среда, в которой современное образование позволяет максимально раскрыть свой гуманистический потенциал. Именно это обстоятельство предопределяет, прежде всего, необходимость построения дистанционных учебных курсов на основе технологий, реализующих субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса.
Важное преимущество создания дистанционных курсов в Campus заключается в простоте создания и реализации курса, отсутствии необходимости в установке на свои веб-сервера дополнительного программного обеспечения.
Первые шаги
Итак, создавая дистанционный курс в сети Campus, мы, прежде всего, создаем закрытый кампус курса. В качестве примера мы рассмотрим курс «Личностно ориентированное обучение» для системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования. Закрытым кампус должен быть для того, чтобы обеспечить в полной мере соответствие содержания курса целевой аудитории.
При разработке курса необходимо учитывать, что основной акцент в курсе должен быть сделан не на информационном наполнении (это необходимый компонент курса, но не самоцель), а на организации совместной деятельности обучающихся и педагога (другими словами, важно сделать акцент не на передаче учебной информации, а на ее «проживании»). Совместная деятельность участников образовательного процесса в кампусе может осуществляться в комментариях к постам, «разговорах», комментариях к событиям, личных сообщениях участников, редактировании страниц Wiki-учебника.
Пост:
Событие:
Разговор:
Личное сообщение
Страница Wiki-учебника
Основные информационные ресурсы курса могут быть размещены в портфеле кампуса, а также постах.
Портфель:
Пост:
В портфеле возможно создание папок, что позволяет отдельно размещать учебные материалы, хрестоматии, выполненные слушателями задания.
Важное значение имеет деятельность педагога по организации обучения, логистике курса. Объявления, информация об учебных мероприятиях и сроках выполнения учебных заданий, размещается в планере.
Педагог должен контролировать, чтобы обучающиеся отслеживали события планера и отмечали рекомендованные им события функцией «Тоже пойду».
Рекомендовать события педагог может в личных сообщениях участникам кампуса.
Оценивание качества освоения курса обучающимися возможно в комментариях к постам слушателей, определением рейтинга материалов портфеля.
|