Автор:
Самсонова Юлия Васильевна
Место работы:
учитель информатики и ИКТ, первая категория, МОУ "Гимназия 1 г. Нерюнгри"
В статье представлен опыт работы по применению технологии индивидуально-ориентированного способа обучения, описаны формы и методы контроля знаний, такие как проверка остаточных знаний, тестирование, разноуровневая самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, сетевой зачет, индивидуальная домашняя работа, творческий проект.
Формы и методы контроля в технологии индивидуально-ориентированного способа обучения на уроках информатики
Самый точный учёт – математический. Учитывать на глаз – значит рисковать, впасть в многочисленные иллюзии глазомера, объективный учёт поддаётся проверке, он понятен как школьнику, так и родителю, инспектору, а не только педагогу.
П.П. Блонский
Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития ученика, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков [1]. Все мы понимаем, что знания будут усвоены тогда, когда учащиеся смогут пользоваться ими, применить их на практике в незнакомых ситуациях. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис личностно ориентированного подхода к обучению. При таком типе обучения формы и методы контроля должны не только быть направлены на проверку усвоения каждым учеников обязательного минимума образования по информатике и ИКТ, но и максимально учитывать индивидуальные особенности школьника.
Для этого используются разные формы текущего и итогового контроля:
- проверка остаточных знаний;
- тестирование;
- разноуровневая самостоятельная работа;
- контрольная работа;
- практическая работа;
- сетевой зачет;
- индивидуальная домашняя работа;
- творческий проект.
Проверка остаточных знаний
Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме. Т.к. обучение информатике ведется с первого класса, учениками к 10-11 классу не только накоплен богатый собственный опыт, но и набор теоретических знаний по каждой теме, т.к. изучение каждой главы ведется по «спирали». Примером (см. приложение №1) реализации данного принципа на уроках информатики является проверка остаточных знаний. Эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного в курсе основной школы.
Тестирование
В школу стала внедряться на качественно новом уровне такая форма проверки знаний как тестирование. Тест представляет собой системы небольших по объему заданий, охватывающих в совокупности большой круг вопросов отдельных глав учебника информатики и курса в целом. В тестах нового поколения целенаправленно усилена ориентация на дифференцированную по степени сложности и уровню усвоения материала оценку предметных достижений учащихся. Тематические тесты, проводящиеся в конце изучения темы обязательно должны быть разноуровневыми. Примеры разноуровных тестов по темам «Аппаратное и программное устройство компьютера», «Информация и информационные процессы», «Представление чисел в памяти ЭВМ» представлены в приложении (см. приложение № 2). В разноуровневом тесте задания разбиты на три части, задания части А оцениваются 1 баллом, части В – двумя баллами, части С – 3 баллами. Ученикам заранее известно, что для получения 5 необходимо решить все задания части А и В и хотя бы одно из части С, четверки- все задания части А и не менее трех заданий из части В, тройки – только задания части А. Причем решение части А производится выбором правильного ответа из теста, части В – представлением только результата решения, части С – полным решением.
Разноуровневая самостоятельная работа
Система самостоятельных работ должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и их проверку; отражать все основные понятия, предусмотренные программой; формировать приемы учебной работы; подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов; обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях.
Пример разноуровневой самостоятельной работы представлен в приложении (см. приложение № 3). Ученики имеют возможность выбрать задания для решения посильной трудности, набирая баллы. Оценивание результата производится по схеме:
Количество баллов |
Оценка
|
Более 30
|
отлично
|
От 20 до 25
|
хорошо
|
От 10 до 15
|
удовлетворительно
|
Контрольная работа
Письменную проверку знаний и умений обучающихся в виде контрольной работы целесообразно проводить по таким темам как «Системы счисления», «Основы логики», что дает возможность получить информацию об умении учеников решать задачи. (См. приложение №4)
Итоговая практическая работа
Большую роль при проверке теоретических знаний и отработке навыков и умений работы в различных программах имеют практические работы. Они позволяют проверить навыки обучающихся при работе с прикладным программным обеспечением, например MSOffice . При разработке таких практических работ необходимо опираться на обязательный уровень подготовки учащихся. (См. приложение №5)
Сетевой зачет
Это одна из форм пользующаяся огромной популярностью у учеников: открытые зачеты с использованием программы сетевого взаимодействия NetMeeting . Эта форма позволяет не только проверить знания учащихся по разным разделам курса, но и развивать коммуникационные умения. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов по теме. Зачет проходит в виде интерактивного обмена вопросами и ответами в форме чат-занятия.
При изучении некоторых разделов, также учитывая особенности учебной группы, иногда целесообразно проводить закрытые зачеты с использованием электронной почты. В этом случае учащиеся не знакомятся предварительно с вопросами и заданиями по теме, а получают их во время поведения зачета по электронной почте, а выполненную работу отправляют во вложенном файле учителю.
Индивидуальные домашние задания
Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, можно предлагать творческие домашние работы с так называемыми открытыми заданиями, т.е. с такими заданиями, у которых нет, и не может быть заранее известных решений и ответов.
Таким образом, прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы, почувствовать уверенность в своих силах, пробуждать интерес к исследовательской работе. Это необходимый плацдарм для участников олимпиад всех уровней, для старшеклассников, занимающихся исследовательской работой и участников интеллектуальных игр.
Примеры творческих заданий для учеников 10-11 классов:
- оцени роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, здравоохранения, культурной;
- проанализируй основные компоненты информационной культуры, которые необходимы специалисту (программист, медик, экономист) для работы;
- представь модель ПК пятого поколения, Укажи его предполагаемые на ваш взгляд технические характеристики, принцип работы, области применения;
- попытайся спрогнозировать развитие ОС. Что придет на смену графическому интерфейсу?
- приведи как можно больше примеров тавтологических рифм;
- сочини сказку о законопослушной логической переменной;
- изобрази схематично организацию локальной сети вашего образовательного учреждения;
- Интернет: глобальное добро или зло? Приведи как можно больше аргументов за и против Интернета.
Творческий проект
Проект — это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках информатики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. В преподавании информатики и ИКТ метод проектов исключительно уместен, как одна из форм контроля.
Проект – программа позволяет проверить знания обучающихся по теме «Объектно-ориентированное программирование». Проект – сайт позволяет проверить знания обучающихся по теме «Основы языка гипертекстовой разметки документов».Проект – приложение позволяет проверить знания обучающихся по темам «Компьютерные презентации», «Базы данных». В гимназии уже отработана технология проведения защиты таких проектов. Выработаны чёткие критерии оценки, с которыми учащиеся предварительно ознакомятся. (См. приложение №6) Каждый школьник получает 2 оценки за свою работу, при этом оцениваются не только техническое выполнение проекта, но и его представление аудитории.
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики - адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. Рано или поздно перед каждым учителем встает проблема: как добиться объективности и положительного воспитательного эффекта оценки? Особенности организации контроля на уроках информатики по технологии индивидуально-ориентированного способа обучения позволяют добиться не только высоких образовательных результатов, но и вовлекают каждого ученика в процесс само - и соуправления своим развитием.
Библиография
- Леднев В.С., Дик Ю.И., Хуторской А.В. 12 летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. — М. РАО ИОСО. — 1999.
- Молодцов В.А., Рыжкова Н.Б. Как слать экзамен и централизованное тестирование по информатике на 100 баллов.- Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320с.
- Самчелеева Валентина Михайловна, Иванкина Любовь Александровна. Технология личностно-ориентированного обучения математике в гимназии №2. Декабрь 2004. http://image.websib.ru/07/text_article.htm?333.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2005. – 29с.
- Якиманская И., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения. // Директор школы. – 1998. - № 3. – С. 65-72.
- http://www.1september.ru
- http://www.ege.ru/
- http://www. ege.edu.ru/
|