Организация профориентационной работы в
МБОУ "Средняя школа №11"
Петропавловск-Камчатского городского округа
|
|
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе. Это накладывает особую ответственность на основную школу.
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность:
- Работа координаторов по профориентационной работе (зам.директора по УВР) с обучающимися.
- Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися
- Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Анкетирование
- Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
- проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
- лектории для родителей.
- индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- анкетирование родителей обучающихся;
- привлечение родителей школьников для выступлений перед обучающимися с беседами;
- помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
- избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей обучающихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
В рамках данного мастер-класса мы хотели поделиться опыт работы наших педагогов по профориентации обучающихся нашей школы:
№ |
Категории |
Методические разработки |
1 |
Зам. директора по УВР |
План профориентационной работы школы
Автор: Пронькина Н.Н., зам.директора по УВР, учитель математики.
Патриотическое воспитание и профориентация на поступление в военные учебные заведения
Автор: Емельянова Ю.А., зам.директора по УВР.
|
2 |
Классный руководитель |
«Человек трудом велик»», сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса
Автор: Бородина А.А., учитель начальных классов
«Кто нас защищает», сценарий классного часа для обучающихся 3 класса
Автор: Щербакова И.А., учитель начальных классов
«В мире профессий», классный час для обучающихся 5 класса
Автор: Чечулина Т.В., зам. директора по УВР, учитель биологии
«Профориентация», классный час для обучающихся 10 класса
Автор: Николаева Д.Н., учитель математики
|
3 |
Учитель предметник |
Практические работы курса биологии как профессиональные пробы
Автор: Балалаева С.В., учитель биологии
Элективный курс «Основы педиатрии»
Автор: Дмитракович Е.Г., учитель биологии
|
4 |
Педагог по профориенации (ОПК, информационная подготовка) |
Дидактическая игра "История профессий в лицах"
Автор: Назаренко О.В., педагог-психолог
Презентации к занятиям по курсу "Основы построения карьеры"
Автор: Назаренко О.В., педагог-психолог
Проектная деятельность
Автор: Назаренко О.В., педагог-психолог
|
5 |
Педагог-психолог |
«Все работы хороши!», классный час для обучающихся младшей школы
Автор: Рябова М.С., педагог-психолог
«Хорошее в себе я сотворил сам», классный час для обучающихся младшей школы с участием сотрудника пожарно-спасательной службы
Автор: Рябова М.С., педагог-психолог
Развивающее занятие для младших школьников "Профессия моряк"
Автор: Назаренко О.В., педагог-психолог
Профориентационный праздник для обучающихся начальной школы «ДЕНЬ ПРОФЕССИЙ» (в рамках проведения Недели психологии)
Автор: Никитина С.Е., педагог-психолог
Сценарий большой психологической игры «Дороги, которые мы выбираем»
Автор: Назаренко О.В., педагог-психолог
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
Автор: Назаренко О.В., педагог-психолог
Экспресс-тесты по профориентации онлайн
|
6 |
Педагог дополнительного образования |
"Форма профориентационной подготовки в системе дополнительного образования на примере деятельности школьного хореографического ансамбля «Фейерверк»
Автор: Куценко И.П., педагог доп. образования, руководитель ансамбля "Фейерверк"
Проектная деятельность на занятиях центра «Красота и мода» как форма профессиональной ориентации.
Автор: Коляева Т.А., учитель технологии, руководитель Центра "Красота и мода"
|
7 |
Социальные партнеры |
Актуальность и проблемы профессиональной ориентации.
Автор: Параил З.Ф., руководитель центра профессиональной ориентации «Планирование карьеры»
Профориентационные экскурсии
Профориентционные конкурсы
|
Информационные источники:
1.Бердюгина Елена Дмитриевна, Профориентационная работа в школе (методические рекомендации)
2.Программа профориентационной работы в школе
3.«Профориентационная работа в школе на современном этапе развития образовании»
|