Сценарий внеклассного мероприятия
«Человек трудом велик»
Бородина Альбина Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №11»
Цели:
- Учебная: формирование установки на осознанный выбор профессии, через объяснение учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии.
- Развивающая: развивать мотивы образовательной деятельности (Для нас учеба – главный труд), индивидуальных и творческих способностей каждого ребенка.
- Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому
Форма проведения: игра-сказка.
Подготовительная работа:
1.Интервью о профессии своих родителей.
Вопросы:
- Почему ты выбрал(а) эту профессию?
- Где и как долго ты учился(лась)?
- Что самое трудное, легкое, привлекательное в твоей профессии?
- Что необходимо знать и уметь, чтобы быть хорошим специалистом твоей профессии?
- Какие книги, инструменты, одежда и другие вещи необходимы тебе в работе каждый день
2.Рисунок «Дерево семейных профессий» (нарисовать дерево, каждая ветвь которого – какая-либо профессия: обратить внимание на династии)
3.Чтение и обсуждение сказки «Секрет ювелира» (кн. «Секреты мастерства» АМРИТА – Русь М. 2005 с.347-350)
Вывод: Любой труд надо выполнять с душой.
Оборудование:
- Кроссворд «Труд».
- Дерево семейных профессий – рисунки
- Сочинения-интервью
- Пословицы о труде: «Человек трудом велик». «Кто любит труд, того люди чтут». «Для нас учеба – самый главный труд». «Землю солнце красит, а человека труд».
- Карточки-задания (по количеству групп)( приложение №1)
Кинечу – ученик, Ретсам – мастер, Ы*бюлодурт – трудолюбы, Ирыдол – лодыри, Тирыдол – лодырит
- Рецепт (для применения труда) (приложение №3)
- Карточки – задания «Узнай профессию» ( приложение №5)
- Карточки – задания «Учреждение - профессия» (приложение №6)
- Презентация «Человек трудом велик»
Сценарий
- Вводная часть.
Учитель: Я знаю, что вам не терпится скорее вырасти, стать сильными, умными и трудиться наравне с взрослыми. Каждый человек с детства мечтает о том, кем он станет: учителем, врачом, продавцом, космонавтом…Часто детские мечты ведут человека по всей жизни, и вы, окончив школу, сможете воплотить свои мечты в жизнь.
- Как же все-таки узнать, какую профессию выбрать?
Ведь, существуют тысячи разных профессий и специальностей, и найти для себя работу по душе довольно сложно.
- Что же нужно учитывать при выборе профессий?
Ответы детей: (интерес, склонности = призвание, способности)
Учитель: Сегодня мы еще раз поговорим о профессиях, о труде и сделаем вывод: Какой труд является для вас главным.
(Вдруг раздается гул, шум, рев, грохот… Появляются 2 инопланетянина, озираются. На головах у них шапочки со словами: Ретсам и Кинечу)
Учитель: Кто вы?
Ретсам: Я – Ретсам.
Кинечу: А я – Кинечу.
Ретсам и Кинечу: Куда мы попали?
Ученики: Это средняя школа № 11, а мы ученики 3«Б» класса.
Учитель: (обращается к инопланетянам) Расскажите, что с вами случилось? Откуда вы?
Ретсам: Дело в том, что мы жители планеты «Ы*БЮЛОДУРТ». Когда-то наша чудесная планета процветала: у нас текли молочные реки у кисельных берегов, были златые горы и изумрудные моря. Все люди наше планеты жили счастливо и беззаботно.
Кинечу: Но однажды, всё изменилось. Все жители, от мала до велика заболели страшной болезнью « ТИРЫДОЛ». Люди не могли пошевелиться, забыли всё: как приготовить еду, сшить одежду, как управлять техникой, как лечиться, как учиться. Мы забыли, как нас зовут. Долгое время мы только лежали и стонали. Всё на планете разрушилось, погибло.
Ретсам: Прознали про это наши соседи с планеты «ИРЫДОЛ», обрадовались, что наша планета стала превращаться в болото, трясину. И совсем было бы нам худо, если бы не чудо. Великий маг-волшебник, которого не коснулся вирус «ТИРЫДОЛ», нашел волшебную «Книгу времён».
Там написано: «Летите на планету ЗЕМЛЯ, найдите город Петропавловск - Камчатский, школу № 11, 3«Б» класс. Ребята вас вылечат и помогут всё вспомнить. Там вы вернете себе память, знания, имена».
Ретсам и Кинечу: Так мы туда попали?
Дети: Да!
Ретсам и Кинечу: Помогите нам, пожалуйста!
Учитель: Вы как раз вовремя прибыли к нам. Мы вам поможем, вылечим.
(раздать карточки с заданиями - приложение № 1)
- Ребята, вы догадались, какой вирус на планете наших гостей?
- Какая команда готова дать ответ: Как зовут инопланетянина по земному?
Ответ:
- Вирус: лодырит.
- Планеты: Трудолюбы, Лодыри.
- Имена гостей: Мастер, Ученик)
Презентация слайд №3
Лексическое значение слов МАСТЕР, УЧЕНИК:
Мастер
- специалист, достигший высокого искусства в своем деле
- человек, который умеет хорошо, ловко делать что-нибудь, мастак
Ученик
- человек, который учится чему-нибудь, у кого-нибудь
- учащийся средней школы
Презентация слайд №4
- Кроссворд «Труд»
Ретсам и Кинечу: А какое лекарство?
Учитель: Какое слово зашифровано? Ответ: (Труд)
Презентация слайд №5
Учитель: Отгадайте загадки.
- В столярной мастерской стучу я день-деньской. (молоток)
- Замечательный дружище,
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете – каждый день с ним на работе. (топор)
- На деревянной речке,
Плывёт кораблик новый.
Свивается в колёсики
Дымок его сосновый. (рубанок)
- Везде суёт свой нос витой.
Дыру проткнёт в стене.
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне. (дрель)
Ретсам и Кинечу: Спасибо, ребята. Теперь мы знаем лекарство от лодырита – это труд! А что такое труд?
Дети: (дело, деятельность, работа, занятие, усилие, профессия)
- Поговорим о профессиях.
Ретсам и Кинечу: Профессия!?
Учитель: Давайте, ребята, вспомним, какие профессии вы знаете?
Стихотворение «Путаница о профессиях»
- Как-то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
«Санитар, - спросила Ната –
Это кто ещё такой?»
- «А связист? – спросил Сережа –
Слесарь - кто?» - не знаю тоже…
Кинечу: Погодите-ка, друзья!
Вам на всё отвечу я!
Ретсам: Вспомнили!
Все профессии мы знаем. Так! Вниманье!
Объясняем!
Кинечу: Санитар на санках мчится,
Ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте
Тут со мною вы не спорьте!
Ретсам: Под морзянку бодрый свист
Свитер свяжет нам связист.
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
Кинечу: По горам, по перевалам
Всё идёт ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык,
Покорит он горный пик.
Ретсам: Сыпать СОЛЬ СОЛИСТ готов
Лучше всяких поваров
В щи, в пюре, в рагу и рыбу.
Хватит! Хватит! Всё! Спасибо!
Кинечу: Лихо закрутив усы,
Чинит ЧАСОВОЙ ЧАСЫ,
Он винтовкой винт ввинтил
Всё в порядке! Починил!
Ретсам: СЛЕСАРЬ с ЛЕСОМ стал на «ты»,
Стережет в лесу кусты.
Чтоб никто срубить не смог их,
Под покровом темноты.
Кинечу: ВОДИТЕЛЬ ВОДИТ хоровод –
С ним веселится весь народ.
Где он – там игры, шутки, смех!
ВОДИТЕЛЬ веселее всех.
Ретсам: С АСТРОНОМОМ всё в порядке –
АСТРЫ он растит на грядке.
А бывают АСТРОНОМЫ,
Что торгуют в ГАСТРОНОМАХ.
Кинечу: Операция идёт:
КРОВЕЛЬЩИК здесь КРОВЬ сдаёт.
Кровь вливается больному,
Он уже здоров – и дома!
Учитель: Всё! Хватит! Всё вы перепутали!
Не растут на грядке астры,
Слесарь с лесом не знаком,
И горняк не ходит в горы
С тяжеленным рюкзаком.
Учитель: Ребята! В чем тут дело? Что перепутали наши гости? Помогите поскорей разобраться, что к чему?
Объяснение значений профессий.
Соедини стрелочками нужную профессию
Презентация слайд №6
Ретсам и Кинечу: Ребята, а что нужно учитывать при выборе профессии?
(Ответы детей)
Учитель: Послушайте стихотворение Р. Сефа «Странное дело». О чем оно?
Странное дело, а может быть, нет –
Жил-был на свете когда-то сапожник.
Сорок пять лет, но про него говорили:
«Художник!» (Почему?)
Странное дело, а может быть, нет –
Жил-был на свете когда-то художник.
Семьдесят лет, но про него говорили:
«Сапожник!» (Почему?)
Странное дело, …а, может быть, …нет?
Учитель: Так о чем это стихотворение? (в любую работу нужно вкладывать душу, т.е. делать приятно себе и людям)
- А где-то ещё мы читали об этом? (см. «Секреты ювелира»)
Ретсам и Кинечу: Откуда, ребята, вы всё знаете?
Учитель, ученики: Нам помогли родители.
Презентация слайд №7
Зачитываются лучшие интервью.
«Дерево профессий» иллюстрирует наличие династий.
Презентация слайд №8
- Как называют профессию человека, который берет интервью? (корреспондент, журналист)
- Какие качества характера нужно иметь, чтобы стать хорошим журналистом? специалистом?
- умение общаться с людьми, доброта;
- разбираться в людях;
- работать с душой.
- А что такое династия?
Династия – это труженики, передающие из поколения к поколению мастерство, трудовые традиции.
Данные:
- медицинские работники – 3,
- военные – 16,
- рабочих – 7,
- учителей – 1,
- водители – 3
- узкие специалисты – 6
Презентация слайд №9
Учитель: Хочу напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и по, возможности готовиться к этой профессии.
- Основной труд детей.
Ретсам и Кинечу: А какой основной труд у детей?
Учитель: Это вы узнаете, посмотрев сценку «Твоя работа» С. Баруздина.
Приложение №2
Сценка по стихотворению С. Баруздина «Твоя работа»
V. Физкультминутка
- А сейчас - минутка отдыха. Встаньте, выйдите из-за парт.
Презентация слайд №10
Учитель читает слова и показывает движения, дети повторяют:
В поле пашет - …(тракторист)
Поезд водит - …(машинист),
В школе учит нас - …(учитель),
Строит здания - …(строитель),
Красит стены нам - …(маляр),
В шахте трудится - …..(шахтер),
Нарисует нам - ….(художник),
Рыбу ловит - ….(рыбак),
Служит на море - …(моряк),
В машине возит груз - …(шофер),
Хлеб убирает - …(комбайнер)
Песни нам поёт - …(певец).
Кто все знает – молодец!
VI.Игра “Узнай профессию”
На каждой парте лежит карточка, где зашифровано название профессии.
Учитель: Переверните карточки, по опорным словам отгадайте профессию, напишите это слово в центр и поднимайте карточку.
Приложение №5
Дети работают самостоятельно.
Учитель: Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.
Если вы согласны с ответом, хлопните в ладоши.
А теперь проверим правильность написания профессий.
На экране появляются изображения профессий и слова: летчик, парикмахер, продавец, часовщик, доярка, тракторист, электрик, библиотекарь, лесник, комбайнер.
Презентация слайд №11– 19
Учитель: Как вы думаете, чем важны эти профессии?
Дети отвечают.
Учитель: Мы можем сделать вывод: все профессии нужны, все профессии важны.
VII.Тест «Учреждение – профессия»
Учитель: А сейчас проверим себя. У вас на столе листок с тестом. Возьмите его и соедините стрелочкой название профессии и место работы человека.
Приложение №6
Учитель: Внимание - на экран! Сверьте свои ответы. Если у вас есть ошибки, то исправьте их.
Презентация слайд №20
VIII.Конкурс: “Вопрос – ответ”.
Учитель: Проведём небольшой блиц-турнир.
Презентация слайд №21 – 26
IX.Создание рецепта от ленности.
Учитель: Чтобы вы не забыли и смогли вылечить ваших друзей, мы дадим вам рецепт.
Создание рецепта (дети выполняют задание на бланке)
Приложение №3
Дети зачитывают готовый рецепт и читают стихотворение «Твоё призвание»
Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь.
|
|
|
Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь!
|
Ретсам и Кинечу: - Спасибо за науку. Желаем вам успехов в учебе, в вашем нелегком труде. И в память о себе дарим вам вот эти волшебные ручки (дарят каждому ученику ручки). – До свидания!
Учитель: - До свидания! И помните, что славу человеку создает труд!
Список литературы
- «Путаница о профессиях», выпуск №2 Агафонов В.В., Соболева О.Л., «Малыш», Ростов-на Дону, 1994;
- «Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах» А.Лопатина, М. Скребцова ,«Амрита-Русь»-332с., Москва, 2005г., 352с.;
- «600 творческих игр для больших и маленьких» А.Лопатина, М. Скребцова «Амрита-Русь»-, Москва, 2005г., 320с.
Презентация
|