Актуальность и проблемы профессиональной ориентации.
Параил Зинаида Филипповна,
руководитель центра профессиональной ориентации
«Планирование карьеры»
Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.
Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:
- недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
- необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
- трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;
- совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;
- инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).
Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).
Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.
Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами и потребностями рынка труда.
При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.
Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.
- профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
- профессиональное просвещение предоставляет возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием;
- в рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
- с помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;
- профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
- профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
Существующая система профориентационной работы не позволяет сопровождать обучающихся на протяжении всего образовательного маршрута, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием на этапе обучения в школе, чаще всего она носит дискретный характер, не выдерживается принцип системности, слабо используются возможности сотрудничества с различными социальными структурами в реализации задачи профессионального самоопределения обучающихся.
В результате возникают противоречия между:
- выбором профессионального будущего подростка и образовательным процессом;
- потребностью общества в определённых кадрах и личными планами людей;
- незнанием обучающимися о правилах выбора профессии и необходимостью обязательного выбора даже без учёта собственных интересов;
- недостаточной информированностью обучающихся о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности выбора;
- потребностями человека в деловых советах и недостатком (или полном отсутствии) подлинно компетентных советчиков;
- профессиональными планами обучающихся и его стойкими личными качествами;
- требованиями работодателей к профессиональным и личностным
компетентностям работников и их стойкими личными качествами;
- неясность вектора развития общества.
Действительность предъявляет всё новые требования к знаниям молодёжи об особенностях рынка труда в Камчатском крае. Учитывая территориальную и экономическую специфику Камчатского края, профориентационная составляющая становится особенно актуальна.
В Центре профессиональной ориентации «Планирование карьеры» реализация запланированной работы предусматривает вовлечение обучающихся в специально организованную деятельность:
- учебные курсы,
- практикумы,
- профессиональные пробы,
- тренинги,
- комплексные диагностики и самодиагностики,
- самопрезентации,
- исследовательскую работу и другие формы работы.
С целью соблюдения принципа непрерывности и преемственности в профессиональной ориентации обучающихся, профориентационная работа планируется и проводится с учётом психологических и возрастных особенностей обучающихся на двух этапах обучения:
1. основной школы (8-9-е классы),
2. старшие классы 10-11-е классы).
На каждом этапе обучения определяется соответствующее содержание работы и формы организации деятельности.
Направления деятельности центра профориентации «Планирование карьеры»:
1. Организация взаимодействия различных социальных структур с целью координации основных направлений профориентационной работы в образовательных учреждениях Камчатского края.
2. Учебно-методическое обеспечение профориентационной работы.
3. Диагностика, мониторинг и проблемный анализ результатов работы профориентации.
Создана система работы по профориентации, которая способствует формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в Камчатском крае.
Полноценная консультация, системное тестирование, профильные занятия, должны раскрывать и развивать потенциал учащегося, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся, находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
|
Центр профессиональной ориентации «Планирование карьеры»:
- оказывает методическую помощь:
- в планировании профориентационной работы с учащимися;
- в организации профориентационных мероприятий различного уровня;
- в проведении профессиональной диагностики и психодиагностики учащихся;
- в организации встреч с работодателями.
МЫ ЖДЕМ ВАС ПО АДРЕСУ:
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова 1, каб. 216.
Телефон: 29-67-47, 29-69-10
|
|