Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Актуальность и проблемы профессиональной ориентации

 

Актуальность и проблемы профессиональной ориентации.

 

 

 

Параил Зинаида Филипповна,

руководитель центра профессиональной ориентации

«Планирование карьеры»

 

 

 

Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.

 

Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:

  • недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
  • необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
  • трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;
  • совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;
  • инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).

 

Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

 

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).

 

Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

 

Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.

 

Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

 

Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами  и потребностями рынка труда.

 

При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

 

Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.

  • профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
  • профессиональное просвещение предоставляет возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием;
  • в рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
  • с помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;
  • профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
  • профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

 

Существующая система профориентационной работы не позволяет сопровождать обучающихся на протяжении всего образовательного маршрута, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием на этапе обучения в школе, чаще всего она носит дискретный характер, не выдерживается принцип системности, слабо используются возможности сотрудничества с различными социальными структурами в реализации задачи профессионального самоопределения обучающихся.

 

В результате возникают противоречия между:

- выбором профессионального будущего подростка и образовательным процессом;

- потребностью общества в определённых кадрах и личными планами людей;

- незнанием обучающимися о правилах выбора профессии и необходимостью обязательного выбора даже без учёта собственных интересов;

- недостаточной информированностью обучающихся о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности выбора;

- потребностями человека в деловых советах и недостатком (или полном отсутствии) подлинно компетентных советчиков;

- профессиональными планами обучающихся и его стойкими личными качествами;

- требованиями работодателей к профессиональным и личностным

компетентностям работников и их стойкими личными качествами;

- неясность вектора развития общества.

 

Действительность предъявляет всё новые требования к знаниям молодёжи об особенностях рынка труда в Камчатском крае. Учитывая территориальную и экономическую специфику Камчатского края, профориентационная составляющая становится особенно актуальна.

 

В Центре профессиональной ориентации «Планирование карьеры» реализация запланированной работы предусматривает вовлечение обучающихся в специально организованную деятельность:

- учебные курсы,

- практикумы,

- профессиональные пробы,

- тренинги,

- комплексные диагностики и самодиагностики,

- самопрезентации,

-  исследовательскую работу и другие формы работы. 

 

С целью соблюдения принципа непрерывности и преемственности в профессиональной ориентации обучающихся,  профориентационная работа планируется и проводится с учётом психологических и возрастных особенностей обучающихся на двух этапах обучения:

1. основной школы (8-9-е классы),

2. старшие классы 10-11-е классы).

На каждом этапе обучения определяется соответствующее содержание работы и формы организации деятельности.

 

Направления деятельности  центра профориентации «Планирование карьеры»:

1. Организация взаимодействия различных социальных структур с целью координации основных направлений профориентационной работы в образовательных учреждениях Камчатского края.

2. Учебно-методическое обеспечение профориентационной работы.

3. Диагностика, мониторинг и проблемный анализ результатов работы профориентации.

 

Создана система работы по профориентации, которая  способствует формированию профессионального самоопределения  в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в Камчатском крае.

 

Полноценная консультация, системное тестирование, профильные занятия,   должны раскрывать и развивать потенциал учащегося, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению,   корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного),  готовность рассматривать себя развивающимся, находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

 Центр профессиональной ориентации «Планирование карьеры»:

  • оказывает методическую помощь:
  • в планировании профориентационной работы с учащимися;
  • в организации профориентационных мероприятий различного уровня;
  • в проведении профессиональной диагностики и психодиагностики учащихся;
  • в организации встреч с работодателями.

 

МЫ ЖДЕМ ВАС ПО АДРЕСУ:

г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова 1, каб. 216.

Телефон: 29-67-47,  29-69-10

 


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн