«Организация проектной деятельности школьников
как средство формирования личностного и профессионального самоопределения обучающихся»
Назаренко Оксана Владимировна,
педагог-психолог МБОУ «Средняя школа №11»
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность. В «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (Приказ Президента Российской Федерации №827 от 3.04.2012 г.) и «Комплексе мер» по еѐ реализации отмечается, что «сегодня Россия стоит на пороге эволюционного перехода от индустриальной экономики к инновационной экономике знаний. В связи с этим назрела острая необходимость решения кадровых проблем модернизации страны путем воспитания нового поколения исследователей, разработчиков и рабочих для высокотехнологических отраслей». Важным подходом в реализации развития образования стал переход на профильное обучение.
В настоящее время это обусловлено необходимостью формирования у школьников готовности к осознанному выбору будущей профессии, устойчивого мотива к обучению, а значит и более глубокого усвоения знаний. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
Организация проектной деятельности обучающихся - важная часть работы учителя и администрации школы, так как все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Эта деятельность обучающихся позволяет решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Цель работы: создание условий для актуализации творческого потенциала учащихся через организацию проектной деятельности.
Задачи:
- формировать умения планировать свою деятельность;
- учить школьника моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействие при решении поставленных задач);
- учить обучающихся умению ставить цель, организовать ее достижение, выполняя различные социальные роли в группе и коллективе.
- развивать широкий спектр познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
Возрастная группа обучающихся: 6-11 классы.
Механизм реализации, достижения поставленных задач проекта: организация проектной деятельности обучающихся
Ожидаемые результаты:
- Сформированность у обучающихся способности переносить известные способы действий (знания и умения) в новую практическую ситуацию.
- Наличие умений к сотрудничеству, взаимодействию внутри малой группы; динамики в становлении ученического коллектива как учебного сообщества.
- Наличие способностей к самостоятельной учебно-практической деятельности, умению ставить задачи, искать пути их решения, оценивать процесс проектирования.
- Начало формирования умений владения разными коммуникативными способностями, включая публичные.
- Повышение творческого потенциала обучающихся.
Практическая значимость
Одной из жизненно важных для подрастающего поколения задач образовательной системы является оказание помощи и поддержки при вхождении обучающихся старших классов в мир социального опыта, профессионального самоопределения, особенно, если они связывают свое будущее с научным творчеством. Таким молодым людям должны быть предоставлены максимальные возможности для реализации его потребности в творческой деятельности, получения навыков продуктивной проектно-исследовательской деятельности, формирования инновационного мышления.
В рамках «Проектной мастерской» под руководством педагога старшеклассники овладевают основами научно-исследовательской деятельности, учатся грамотно работать в проблемном поле, овладевают системой эвристических приѐмов решения продуктивных творческих задач и применяют полученные навыки на практике в своей исследовательской деятельности, овладевают технологией проектной деятельности.
Педагогическая целесообразность
Знания, полученные школьниками на уроках по различным предметам, не являются для них чем-то абстрактным и бесполезным и применяются на практике в процессе осуществления проектно-исследовательской деятельности. Новые знания, полученные в ходе исследовательской или проектной работы, усваиваются детьми гораздо быстрее и прочнее, т.к. добыты ими самостоятельно или получены в результате возникновения осознанной необходимости в этом.
Индивидуальный подход к каждому участнику «Проектной мастерской», как к автору своего исследовательского, творческого, информационного проекта, позволяет педагогу обеспечить ему возможность подлинного самоопределения и творческой самореализации, исходя из интересов, знаний и личности конкретного ученика.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения является в настоящее время необходимым условием профессионального и личностного самоопределения подростков.
|
В нашей школе, мы создаем условия для самоопределения подростков, путем создания деятельностной ситуации для участников, задавая всему, что происходит, цель и обозначая привлекательный для участников результат. Иными словами, полученные знания, становятся нужны здесь и сейчас для решения актуальных проблем. |
Это и участие в конкурсах, проектно-исследовательская деятельность, профориентационные курсы, итогом которых являются конкретные вещи. В девятом классе по итогу профориентационного курса обучающиеся создают свой паспорт профессионала, защищают профессию, в десятом классе темой проектов является роль психологии в профессиональной деятельности, в одиннадцатом классе - создают бизнес-план.
Для осуществления сопровождения проектной деятельности обучающихся в кабинете профориентации функционирует «Проектная мастерская», где обучающиеся могут на переменах или после уроков получить консультацию по вопросам своих проектов.
Организуя проектную деятельность обучающихся, есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Школьнику не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом обучающийся должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Для того, чтоб учитель мог сориентироваться кому и что можно предложить, в нашей школе в начале учебного года педагогом-психологом проводится обследование обучающихся 9 классов с целью построения научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на основе знания ведущих мотивов учения школьников в рамках работы проектной мастерской (см. приложение 1). По результатам диагностики делаются выводы о предпочитаемых видах проектов, о волнующих проблемах обучающихся, которые могут положены в основу проекта, о предпочитаемых способах презентации проекта.
С данными полученными в результате диагностики на педагогическом совещании знакомиться педагогический коллектив, для обеспечения индивидуализации и дифференциального подхода в построении учебного процесса.
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом - это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.
Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
По завершении работы над проектом автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Данный этап работы - самооценка и рефлексия.
Именно последний этап является самым трудным в реализации для старшеклассников. Для того чтоб помочь обучающимся проанализировать свою работу над проектом, на основании методических рекомендаций Ступницкой М.А. , нами был разработан «Дневник проекта», в котором обучающиеся могут отвечая на вопросы подвергнуть анализу весь процесс работы на проектом (см. приложение 3).
Завершается проект обычно презентаций найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.
Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результаты работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себе, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями.
Итак, две основные проблемы презентации -это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текс презентации будет написан в виде тезисов.
В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому нужно быть готовым. Ответ лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность).
В нашей школе ученикам предоставляется широкий выбор для мест презентации своих проектов. Это и презентация проекта своим одноклассникам на уроках информационной подготовки и «Основах построения карьеры», на классных часа для обучающихся 6-8 классов. Так же лучшие проекты презентуются на ежегодной школьной научной конференции, по итогам которой работы-победители представляются на муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах. Это и конференция «Человек, природа, общество» в рамках студ.науки в КамГУ имени В. Беринга и фестиваль-конкурс проектных и исследовательских работ «Портфолио ученика», организованное университетом «Первое сентября» и т.д.
Таким образом, можно условно обозначить следующие этапы работы над проектом:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Примеры профориентационных проектов МБОУ "Средняя школа №11":
Актуальные профессии на Камчатке
День профессии - информационный стенд для обучающихся
Дневник проекта
Паспорт проекта
Рекомендации по составлению компьютерной презентации для защиты проекта
Список литературы
|