Профориентационный праздник для учащихся начальной школы
«ДЕНЬ ПРОФЕССИЙ»
(в рамках проведения Недели психологии)
Никитина Светлана Евгеньевна,
педагог-психолог
МБОУ "Средняя школа №11"
Петропавловск-Камчатского гродского округа
В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества.
Профессиональная ориентация — система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества.
Профессиональная ориентация — это не выбор профессии, одной на всю жизнь, а формирование готовности у личности к профессиональному самоопределению, активизация его внутренних ресурсов с тем, чтобы включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней
Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его небогатым жизненным опытом: работа родителей, воспитателя в детском саду, учителя в школе. Даже о знакомых профессиях дети знают очень мало. Между тем в современном мире существует огромное количество профессий. Ориентация в мире профессий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Раннее знакомство с различными видами труда расширяет круг интересов и склонностей ребенка, учит его ставить перед собой конкретные цели, осознавать свое будущее место в обществе, ориентироваться в социуме. Готовить обучающихся к профессиональному выбору необходимо уже с начальных классов. В раннем возрасте у ребенка начинает проявляться интерес к различным профессиям, через книги, игру, телевиденье, интернет, профессии родителей. Интерес проявляется в зависимости от особенностей характера, его темперамента, способностей и склонностей. Например, кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т. п.
Профориентационная работа в школе должна проводиться с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии с учетом их личных интересов, возможностей и потребностей, с изменениями, происходящими на рынке труда.
Профориентационная работа в начальных классах способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к труду, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
Именно поэтому в Неделю психологии, которая традиционно проводится во второй половине ноября и приурочена ко Дню психолога в России (22 ноября) был включен профориентационный праздник «День профессий».
Цель Дня профессий: активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
Основные задачи:
- познакомить учащихся с профессиями людей, расширить знания детей о мире профессий;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
- показать важность, необходимость и значимость любого труда людей.
Мероприятие рассчитано на 1 учебный день: 1 и 2 смены.
Участники: обучающиеся 1 – 4 классов.
По результатам проведенного праздника всем детям вручаются почетные грамоты, а авторы самых лучших работ, самые активные участники а также ребята, которые добровольно вызвались и помогали организаторам в проведении мероприятий, получают дипломы и памятные призы.
«День профессий». Подробный план мероприятий:
- По всем стенам в рекреации начальной школы развешены задания «Оденьспециалиста в спец. одежду» (приложение 1) и «Раскрась профессию» (приложение 2). Любой желающий школьник младших классов может во время перемены или пересменки подойти к понравившемуся заданию и выполнить его. В этих заданиях важно не столько умение красиво рисовать и раскрашивать, сколько знание названий профессий и их характерных черт.
- Учащимся 4х классов предлагается принять участие в викторине «В мире профессий» (приложение 3), где они могут показать свое знание профессий, порассуждать, что такое труд, в чем его важность, и какие черты характера необходимы хорошему специалисту.
- В тех классах, где в этот день стоит в расписании ИЗО, детям предлагают нарисовать, кем они хотят стать, когда вырастут.
- В группе продленного дня первоклассникам читают сказку «Все профессии нужны, все профессии важны» (приложение 4). После прочтения идет обсуждение. Желающие могут нарисовать иллюстрации к сказке.
- Для обучающихся 2-3 классов проводится занятие «Радуга профессий»:
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, слесари, токари и поэты, строители, артисты, швеи и повара, спортсмены и космонавты, агрономы, бухгалтера, программисты, милиционеры, парикмахеры и инженеры, менеджеры и шофёра, фермеры и трактористы!
Не удивляйтесь, ребята, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, пройдут студенческие годы, и именно вы станете за штурвалы кораблей, построите лучшие дома, сошьёте красивую и удобную одежду, откроете новые планеты. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, вырасти и выучиться.
Как вы уже поняли, сегодня мы с вами поговорим о различных профессиях, но для начала давайте отгадаем загадки:
Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А, кем быть, решить и стать.
Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет …(пилотом)
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет …(художник)
У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет …(певица)
У певицы есть соседи -
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,
Значит будут …(поварами)
Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит станет …(депутатом)
Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает …(балериной)
Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю,
Значит, будет …(воспитатель)
Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет …(циркачом)
Ян-циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать …(шпионом)
У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком.
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет …(ученым)
Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый …(капитан)
Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами,
Стать хотят они …(врачами).
А теперь подумайте, ребята, как вы понимаете слово профессия? (ответы детей).
Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Вы прекрасно знаете, что каждый человек на земле должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд – основа жизни, чтобы стать хорошим мастером, человек должен много знать и много уметь.
В том, что вы умеете разгадывать профессии, мы уже убедились. А теперь давайте посмотрим, как вы умеете их рисовать. Дорисуйте картинки на первой карточке (приложение 5), и назовите профессии, которые там изображены. (Дети работают) Покажите свои рисунки классу и расскажите, что же это за профессии??
Молодцы! А теперь давайте возьмем вторые карточки (приложение 6). Большинство профессий так или иначе связаны с работой с людьми. Найдите каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Какие пары у вас получились?
Вы отлично поработали на этом уроке. Расскажите, что нового вы узнали?(ответы детей)
Сегодня вы за школьной партой. Учёба тоже труд и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы станете взрослыми, и перед вами станет серьёзный вопрос: «Кем быть?» Вы сейчас много мечтаете, и мы, взрослые, обязательно поможем вам выбрать профессию и не ошибиться в выборе. Спасибо за занятие!
Список используемой литературы
1.Зеер, Э. Ф. Основы профориентологии / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова.- М.: Высшая школа, 2005. -159 с.
2.Мухина, М. В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников / М. В. Мухина.- Сочи, 2011.-38с.
3.Попова, Е. В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации / Е. В. Попова, В. А. Творожникова.- Сыктывкар.: ГАУ РК «РИЦОКО», 2011.-66с.
4.http://www.moeobrazovanie.ru/
5.http://www.moeobrazovanie.ru/vse_professii_vazhny.html
6.http://www.moeobrazovanie.ru/ekskurs_v_mir_professiy.html
7.http://nsportal.ru/
8.http://ruk.1september.ru/
Рекомендуемая литература: Резапкина Г. В. "Уроки самоопределения".
|