Вам необходимо проанализировать ситуацию с вашей профессиональной позиции (педагог-психолог/учитель-дефектолог/учитель-логопед):
Ангелина М., 12 лет, нарушение зрения (амблиопия в высокой степени обоих глаз).
Рекомендации ПМПК: обучение в общеобразовательной организации по адаптированной образовательной программе; занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом; обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
В данном случае ребенку необходим охранительный режим по зрению, создание благоприятных условий в учреждении. У нас, к сожалению, учреждений для такой категории обучающихся нет! Всю ответственность на себя берут учителя и другие специалисты ОУ, многие даже не предполагают, как этим детям помочь...Увы!!!
Светлана Анатольевна, я согласна с Вами про создание благоприятных условий и охранительного режима по зрению. Но, хотелось бы узнать, какова Ваша роль, как специалиста в вопросах создания условий для таких детей. Если ПМПК рекомендует занятия с учителем-логопедом, то значит есть в этом необходимость. Проанализируйте эту ситуацию, предположите, какие логопедические проблемы могут быть у данного ребенка. Как бы Вы их решали? Современные документы (Закон «Об образовании Р.Ф.», Проф.стандарт) предъявляют требования к нашей профессиональной компетентности. Педагог и специалист должен быть готов к работе с детьми данной категории. Конечно, нам еще многому предстоит научиться. В рамках нашей мастерской Вы познакомились с опытом работы специалистов МБДОУ «Детский сад №37 компенсирующего вида». К ним можно и за помощью обратиться.
Здравствуйте! Думаю работа логопеда с детьми с нарушениями зрения тебует знаний в области офтальмологии. Нужен индивидуальный подход к ребёнку. Может нужно использовать специальную наглядность(более крупную). Проводить физкульминутки для глаз.
Успешному осуществлению логопедической работы способствует знание учителем-логопедом зрительного диагноза ребенка и этапа в его лечебно-восстановительном периоде (ортоптика, плеоптика, стереогнозис), индивидуальных зрительных возможностей (VIS) и уровня развития зрительного восприятия. Логопеду, работающему с детьми с нарушениями зрения, необходимо помнить, что при определенной остроте зрения рекомендовано предъявлять картинные пособия конкретного размера. Безусловно, важным для логопеда является знание основных терминов: амблиопия, миопия, гиперметропия, афакия и т.д., а также особенностей зрительных нагрузок при предъявлении пособий детям разного возраста с определенной остротой зрения, методов и приемов для снятия отрицательного фона в настроении. Необходимо стремиться развивать у детей желание достигать положительный результат в любом варианте взаимодействия с окружающим миром. Это очень важно для становления здорового психического состояния детей, поэтому в работе по коррекции и развитию речи детей с нарушениями зрения логопедом должны использовать элементы психогимнастики и мимических разминок у зеркала. Например, на уроках вместо физминуток можно применять психогимнастические упражнения: «Лисёнок боится».- Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это упражнение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. На выражение внимания, интереса, сосредоточения «Собака принюхивается» - охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у неё вытянулась вперёд, уши приподнялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах (имитация). Можно ещё использовать и такие этюды на тренировку отдельных групп мышц. Пример: «Винт»- и.п.: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно руки свободно следуют за корпусом в том же направлении. Большое значение при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, имеет осуществление индивидуального подхода. В научных исследованиях отмечается, что дети с нарушениями зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз). Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольности, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно-практических и умственных действий, снижением объема памяти. Недостаточность зрительных представлений детей с амблиопией о предметности окружающего мира ученые связывают с трудностями опредмечивания геометрических фигур. Логопед в своей работе должен осуществлять специальную коррекционную работу по обогащению зрительных впечатлений о предметном мире, демонстрируя пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя тем самым предметные представления детей. Все задания при этом должны предусматривать словесное обозначение объектов окружающего мира. Следует учить детей отвечать на вопросы: Что это? Как называется? На какую геометрическую фигуру похож?
При монокулярном характере зрения у детей с амблиопией отмечаются затруднения в усвоении учебного материала, особенно того, где необходима зрительная ориентировка.
Процесс прослеживания ряда элементов усложнен нарушением глазодвигательных функций. Учеными была обнаружена взаимосвязь нарушений локализации и фиксации с трудностями нахождения объекта в ряду множеств. Эти трудности обусловлены двоением, наслоением одного объекта на другой при направленном взоре ребенка на картинный (предметный) ряд. Следствием в нарушении глазодвигательных функций являются трудности в предметно-практических действиях. В этих случаях логопед должен использовать в коррекционной работе задания, требующие прослеживания элементов в ряду: “Какой по счету?”, “Назови все желтые предметы”, “Перечисли только овощи” и т.д. Широкие возможности для развития зрительно-пространственной ориентировки представлены в логопедической работе в разделе предложно-падежного управления при использовании предлогов. Ведь только при точном понимании и использовании ребенком в речи предлогов (из, над, под, на, из-за, с(со), из-под, к и таких понятий, как “выше – ниже”, “дальше – ближе”, “слева – справа”, “близко – далеко”, можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство. Из-за сниженной остроты зрения, нарушенной функции цветоразличения, бинокулярности, стереоскопичности и глазодвигательной функции снижается скорость, точность, полнота зрительного анализа и синтеза, в результате чего дети с амблиопией очень часто испытывают трудности при описании предмета, составлении последовательного рассказа по серии сюжетных картинок, при пересказе и тем более затрудняются в собственном речевом творчестве. Дети с нарушениями зрения не всегда правильно понимают взаимосвязи и взаимозависимости в предметном мире (Ваза упала, потому что разбилась). Они затрудняются в классификации и дифференцировке предметов по их общим отличительным или специфическим свойствам. Эти трудности обусловлены недостаточностью конкретной информации об окружающем их реальном мире предметов, явлений. В целом можно сказать, что нарушение процесса развития зрительного восприятия при патологическом характере зрения ребенка осложняет формирование его чувственно-практического опыта. У школьников проявляется неуверенность в своих силах, снижается стремление доводить начатое дело до конца. В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения, у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость. Для снятия утомления, для активизации внимания, работоспособности необходимо использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и глазной гимнастики (слежение за движущимся в разные стороны предметом; упражнения, направленные на расслабление мышц глаз; легкий круговой массаж глазного яблока поверх века; соляризация – став напротив освещенного окна, выполнять повороты всего туловища в разные стороны, не концентрируясь на источнике света), а также предусмотреть смену видов деятельности на занятии.
Мне кажется, что лучше начать с консультаций и обследования ребенка. Поговорить с родителями девочки, узнать, общалась ли Ангелина со сверстниками, чтобы выяснить ее степень адаптированности в обществе, спросить, как сама девочка реагирует на свой недуг. Так же необходимо разузнать, насколько высока степень амблиопии. Побеседовать с самим ребенком, чтобы узнать непосредственно в каких сферах деятельности (кроме зрения) она испытывает затруднения.
Скорей всего, помимо гимнастики для глаз и упражнений понадобится работа по поднятию самооценки ребенка, занятия на мотивацию к успеху (как я читала, если задаться целью, амблиопия высокой степени лечится). Так же в ходе бесед с родителями необходимо мотивировать родителей на развитие у ребенка ответственности, что поможет систематизировать лечение и выполнение необходимых процедур. Родителям нужно объяснить, что ребенок нуждается в положительной мотивации и поддержке.
Если Ангелина испытывает затруднения в общении со сверстниками, то проводится работа с классом и преподавателем в виде бесед по толерантности, сплоченности и взаимопомощи, так же тренинги направленные на принятие детей с ОВЗ в классе. Лучше подготовить класс заранее, если девочка переходит в другую школу (класс). Если класс тот же, то необходимо будет проводить работу приблизительно так: индивидуально с Ангелиной, индивидуальные консультации для педагогов, беседы и консультации для родителей, беседы и тренинги с классом без девочки, тренинги и занятия непосредственно с классом и Ангелиной.
Ну, и, конечно же, составление индивидуальной программы обучения и сопровождения, диагностика для выявления изменений.
Комментарий был изменен с момента создания (Рябец Екатерина, Tue, 26/01/2016 - 03:29).
Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.
Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающих значительные сложности в школьном учреждении.
Основные направления педагогической работы по охране зрения школьников в условиях образовательного учреждения общего назначения:
Оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения;
Формирование навыков социально-адаптивного поведения и социализация детей со зрительной патологией;
Выявление проблем адаптации ребёнка в ОУ;
Лечение и коррекция зрительных функций;
Формирование здоровья детей с нарушением зрения;
Осуществление социально-правовой защиты детей;
Чёткое знание зрительных диагнозов и зрительных возможностей детей;
Чёткое выполнение рекомендаций офтальмологов;
Контроль за соблюдением светового режима в классе;
Контроль за правильной посадкой учащихся и использование приёмов по её достижению;
Контроль за соблюдением рационального режима дня и питания;
Профилактика простудных и инфекционных заболеваний;
Профилактика общего и зрительного утомления учащихся.
Основные направления деятельности:
диагностическое направление;
медицинская коррекция;
психолого-педагогическая коррекция;
социально-развивающее направление;
профилактическое направление;
консультативное направление.
Направления работы учителя – дефектолога
Диагностическое обследование;
Поддерживающая лечение коррекционная работа;
Коррекционно – педагогическая работа;
Диагностическое обследование ребёнка с нарушением зрения:
Учитель-дефектолог обследует зрительное восприятие, состояние слухового анализатора, осязание, моторику, познавательную сферу, состояние психических процессов
Поддерживающая лечение коррекционная работа:
Соблюдение зрительного режима;
Специальная подготовка к проверке остроты зрения характера зрения и лечению на аппаратах;
Организация специальных коррекционных упражнений, необходимых на определённом этапе лечения.
Организация специальных коррекционных упражнений:
Упражнения на развитие конвергенции и аккомодации;
Упражнения на развитие глазодвигательных функций;
Упражнения на развитие зрительно – моторной координации;
Упражнения на развитие различительной способности;
Упражнения на расширение поля зрения;
Упражнения на совершенствование центрального и периферического зрения.
Упражнения на развитие зрительного внимания;
Упражнения на снятие зрительного утомления;
Формы работы с родителями:
Индивидуальные консультации;
Групповые консультации;
Родительские собрания;
Анкетирование родителей.
Согласованная работа всех специалистов, таких как учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, офтальмолог, невролог, инструктор ЛФК, помогает ребенку не только адаптироваться в ОУ, но и успешно адаптироваться в социуме.
Работа логопеда с таким ребёнком требует определенных знаний в офтальмологии, тифлопедагогике, владения соответствующими приемами обучения.
На сформированной речевой основе можно перейти к работе по устранению речевых недостатков, соответствующих речевому уровню ребёнка.
Необходимо использовать специальную наглядность; адаптированные пособия; использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов.
В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания.
Логопед должен учитывать такие индивидуально-психологические особенности, как медлительность при выполнении задании, частую отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью, особенно там, где имеет место непрерывная зрительная работа (например, перед зеркалом).
В процессе коррекционной работы следует обеспечить развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов.
Важным звеном всей системы коррекционной работы являются игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания.
Логопед в своей работе должен осуществлять специальную коррекционную работу по обогащению зрительных впечатлений о предметном мире, демонстрируя пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя тем самым предметные представления детей. Работа по развитию зрительно-пространственных восприятий направлена на формирование зрительной памяти, умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, располагать предметы в определенном порядке, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо.
В данной ситуации учитель-логопед должен строить коррекционную работу,опираясь на рекомендации врача - офтальмолога.Необходимо также учитывать психологические особенности ребенка.Логопедическая работа,скорее всего, будет проводиться индивидуально, и будет направлена на преодоление имеющихся нарушений устной и письменной речи.У девочки,вероятно,есть затруднения в пространственной ориентировке(упражнения на развитие этих навыков необходимо включать в занятия).Несформированность зрительных функций часто влечет нарушение чтения.Основное содержание работы - предупреждение и преодоление нарушения чтения, обусловленного преимущественно несформированностью зрительных (гностических и моторных)компонентов чтения. Задачи коррекции и развития зрительных гностических функций: - развитие произвольного зрительного внимания (удерживание и переключение); - развитие навыков зрительного анализа и синтеза; - развитие зрительной памяти. Задачи коррекции и развития зрительных моторных функций: - развитие точных прослеживающих движений глаз; - формирование зрительно-пространственных представлений; - формирование зрительно-моторных координаций. Разные аспекты содержания коррекционно-педагогической работы раскрываются в пособиях О.Б.Иншаковой,А.Н.Корнева,М.Н.Русецкой.Огромную помощь учителю-логопеду окажут Учебно-методический комплекс "Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов.Чтение."О.А.Ишимовой. Хотя данные материалы рассчитаны на младший школьный возраст,они вполне применимы для учащихся среднего звена.В письменной речи возможны оптическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза,аграмматическая дисграфия.Все виды дисграфии возможны, т.к. нарушения зрительных функций отрицательно влияют на скорость запоминания,на продуктивность сохранения и качество воспроизведения полученных знаний.В логопедической работе необходимо чередовать виды деятельности,проводить физ.минутки для снятия общего и локального утомления.
Выполнение рекомендаций ПМПК с уточнением направления деятельности педагога-психолога.
А если рассуждать в общем, то мы ознакомившись с психологическими особенностями детей с нарушенным зрением, знаем, что для них характерны нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. Часто это повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряжённость, слабая способность к пониманию эмоционального состояния партнёра по общению и адекватному самовыражению. Также вполне вероятна диспропорциональность психического развития. Таким образом, коррекционная работа может быть направлена на развитие коммуникативных и регулятивных УУД. Также коррекционная работа будет направлена на развитие эмоционально-волевой сферы.
Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдаленные объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т. д. Поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо: 1) создать соответствующие условия для зрительного восприятия; 2) оптимально использовать наглядные пособия; 3) применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка; 4) подходить к обучению индивидуально, учитывая психофи-зиологические особенности детей. Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения. В обучении чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличений и т. д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение. Предметы и объекты, которые демонстрируют фронтально, т. е. для всех детей одновременно, располагают на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Не следует задавать вопросы, пока воспитатель не убедился в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают. Во время рассматривания картины дети, должны подходить к ней, чтобы видеть, что на ней изображено, при этом воспитатель направляет внимание детей на выделение в картине главных и второстепенных объектов, побуждает детей к активному анализу содержания. Следует учитывать, что детям с нарушениями зрения значительное время требуется на то, чтобы рассмотреть предметы, выделить их характерные признаки. Зная особенности зрительного восприятия детей, воспитатели должны способствовать полноценному познанию детьми окружающего мира. Все предметы, с которыми сталкиваются дети, должны быть ими всесторонне обследованы. Индивидуальный иллюстративный материал: рисунки и другие предметы — детям следует рассматривать на расстоянии не менее 30—35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние является наиболее оптимальным для зрительной работы. Для рисования хорошо использовать мольберты, а при рассматривании иллюстраций на стол следует ставить подставку для книг. Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом. Доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов. Мел должен быть мягким и хорошего качества; хорошо использовать цветные мелки. При показе практических действий необходимо позволять детям подойти к нему, чтобы видеть, как выполняется работа. Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о необходимости достаточного контраста между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным материалом. При демонстрации того или иного предмета надо убрать из поля зрения лишние объекты. На 5—7-й минуте, если работа идет на близком для зрения расстоянии, проводить физкультурные минутки для снятия зрительного утомления. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Коррекционная работа выступает как регулирующая и активизирующая все психические процессы ребенка с нарушением зрения. Эффективность коррекционной работы зависит от понимания педагогом целей, задач и роли коррекционной работы в преодолении недостатков в развитии детей с нарушением зрения. Именно поэтому важно знать ряд принципов, которые предопределяют эффективность коррекционной помощи. Коррекционная работа является средством оказания помощи ребенку при овладении определенным опытом общения с окружающим миром. При этом она должна быть направлена на формирование способностей адекватно отражать суть объектов и явлений действительности, что необходимо для самопроявления ребенка в различных видах деятельности, и на развитие потенциальных возможностей его психики. Одним из принципов коррекционной работы является ее превентивная (предупреждающая) направленность, позволяющая решать задачи опережающего характера по предотвращению отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. При этом важно спрогнозировать результаты коррекционно-компенсаторной помощи в развитии и становлении личности ребенка не только на ближайшее будущее, но, исходя из прогноза восстановления, сохранения и развития зрения, определить дальнейшие перспективы его социальной адаптации, абилитации или реабилитации. В связи с тем, что у детей с нарушением зрения существуют специфические трудности чувственной ориентировки, необходимо обеспечить им различные социально-адаптивные способы ориентации в окружающем мире. Например, применительно к овладению рисованием, необходим пропедевтический курс обучения детей навыкам обследования натуры, постановки руки, формообразующих движений. Таким образом, формируются те социально-адаптивные навыки, которые позволяют детям, занимаясь той или иной конкретной деятельностью, успешно опираться на сохраненные анализаторы, речь и мышление. Важное значение в коррекции имеет принцип единства педагога и ребенка, включающий такие критерии, как: 1)адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушением зрения; 2) оптимальная направленность коррекционной работы и ее процессов на достижение объективно обоснованных целей; 3) обеспеченности, выносливости, а также ориентировки в пространстве, координации движений. Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений. Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление, т. е. формирование компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения. Начиная с первого года обучения следует учить детей видеть и понимать реальные предметы в их взаимосвязях и пространственных отношениях. Учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, пространства: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник — сенсорные эталоны плоскостных предметов; куб, шар, эллипсоид, цилиндр, параллелепипед (брусок), конус — сенсорные эталоны объемных тел. Формировать эти представления следует по принципу нарастающей сложности: от 1 — 3 сенсорных эталонов до усвоения более полного набора этих эталонов. Далее закрепляется поэлементное сравнение множеств, но уже с выделением количества, начинается обучение измерению величин с помощью условных мерок — все это становится основой формирования полноценного понятия о числе и счете. Основой для ознакомления с длиной служит непосредственное сравнение предметов по их размерам. Давая детям первоначальные представления об измерении длин, необходимо познакомить их с условными мерками, в качестве которых могут быть полоски цветной бумаги, палочки, карандаши, линейка и другой дидактический материал. При этом надо обратить особое внимание на выработку умений выполнять такие сложные для детей с нарушением зрения операции, как приложение и наложение. На занятиях по формированию элементарных математических представлений важно уделять внимание развитию зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентации и формированию чувственно-практического опыта детей за счет активного включения в процесс обучения сохранных анализаторов и речи. Арифметические задачи на сложение и вычитание следует решать с опорой на практические действия с реальными предметами или их изображениями. Большое внимание наряду с формированием чувственно-практического опыта детей с нарушением зрения следует уделять овладению грамматически правильной речью. Накопление зрительного опыта у детей с нарушением зрения осуществляется медленно, поэтому сюжетное рисование начинает активно формироваться на 3—4-м годах обучения. На всем протяжении обучения идет уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений, формирование способов обследования. Значительное место занимают задания по формированию пространственной ориентировки в самом процессе изображения, а также при отображении пространственных характеристик изображаемых объектов. Программа «Ознакомление с окружающим миром» способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека. Дети учатся действовать с различными предметами, понимать их назначение и применение в бытовой деятельности человека. На первом и втором годах обучения занятия по ознакомлению с окружающим миром тесно связаны с развитием речи; наряду с формированием чувственного опыта детей в это время осуществляется работа по овладению детьми словом, что позволяет им соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и благодаря чему создается адекватный образ предметов реального мира. На третьем и четвертом годах обучения наряду с этой задачей осуществляется работа по расширению и систематизации представлений об обществе, природе, даются некоторые математические и эстетические знания.
Вам необходимо проанализировать ситуацию с вашей профессиональной позиции (педагог-психолог/учитель-дефектолог/учитель-логопед):
Ангелина М., 12 лет, нарушение зрения (амблиопия в высокой степени обоих глаз).
Рекомендации ПМПК: обучение в общеобразовательной организации по адаптированной образовательной программе; занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом; обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Назаренко Оксана Владимировна