Урок литературы «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» с ТРКМ)
Submitted by Любовь Николаевна Скирдина on чт, 19/11/2015 - 22:05
Тема урока: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу» (Урок литературы по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе») Эпиграф: «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце» (Антуан де-Сент Экзюпери) Место урока: заключительный урок, который отводится на обобщение повести и подготовку к сочинению «Путь Васи к правде и добру». Цель: создать условия для достижения образовательных результатов через анализ текста повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» • Личностных (усвоение гуманистических ценностей; формирование целостного мировоззрения, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, умение сопереживать, воспитание культуры общения, формирование умения выслушать и учитывать мнение другого); • Метапредметных (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства); • Предметных (развитие умения осмысленного чтения художественного текста, эстетического и сравнительного анализа текста и характеристики героев; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне эмоционального восприятия, интеллектуального осмысления). Используемые технологии: ТРКМ через чтение и письмо, стратегия «Направленное чтение», информационно-коммуникационные, дифференцированное обучение (групповая исследовательская деятельность). Оборудование: проектор, презентация к уроку. Ход урока: I. Стадия «Вызов». (Цель: сформировать умения целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.). 1. Актуализация. Слово учителя. Ребята, мы заканчиваем изучение повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». Своим творчеством писатели и поэты пытаются пробудить в нас добрые чувства. В.Г. Короленко в своей повести сумел показать, что самый великий дар человека – это чуткое сердце. В основе мироощущения писателя лежат сострадание, сочувствие. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Сегодня мы проследим этапы движения (пути) главного героя повести Васи к правде и добру. Что такое «путь», каковы синонимы этого слова? Составление кластера. Учитель пишет на доске слово «Путь», ребята записывают свои ассоциации с этим словом. Работа в группах. Задание 1 группе: Какие записанные нами синонимы к слову «путь» ассоциируются с темой урока? Задание 2 группе: Как вы понимаете фразу Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу»? II.Стадия осмысления. - Изменился ли Вася после встречи с «детьми подземелья»? -Какие этапы можно выделить на пути Васи к правде и добру? - Какие тексты нам следует отобрать для прослеживания этого пути? Исследовательская работа. - История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения. Повесть Короленко – это урок милосердия и любви к людям. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества характера Васи. Учащимся предлагается в парах заполнить данную таблицу с этапами примерами из текста. (Накануне повесть «В дурном обществе» была прочитана с пометками) 1 Жизнь Васи до встречи с Валеком и Марусей 2 Первая встреча Васи с «детьми подземелья» 3 Чувства Васи по отношению к Марусе 4 Разговор с Валеком об отце Васи 5 Размышления Васи о воровстве 6 История с куклой 7 На могиле Маруси III. Стадия рефлексии. Прием «Синквейн» -Вернёмся к нашему эпиграфу: «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце» - Ребята, серому камню противостоит в повести человеческое сердце. Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце? Давайте запишем эти слова: доброта, сочувствие, милосердие, справедливость, понимание, забота, честность… Вывод: если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью. Творческая работа (составление синквейна) 1 ряд составляет синквейн к слову «Серый камень» 2 ряд составляет синквейн к слову «Сердце» IV. Домашнее задание. Написать сочинение «Путь Васи к правде и добру». Использованные ресурсы: 1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013. 2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2013. Интернет-ресурсы: 1. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200302402 2. http://www.uchportal.ru/load/258-1-0-28058