Submitted by Галина Валентиновна Маркова on пн, 20/04/2015 - 22:59
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
ΙΙ.Повторение.
1. Вопрос:
- Чем замечателен и чем нравится вам сегодняшний день?
(Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема весны)
Текст о весне записывается тетрадь:
День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»
2. Задание классу:
- Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.
(Возможные варианты заданий:
· Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.
· Найдите местоимения, укажите разряды.
· Озаглавьте текст. Продолжите текст и др)
3. Беседа на повторение:
- Что такое местоимение?
- Какие разряды изучили?
- Вспомните, какие трудности по теме «Имя местоимение» вы для себя выделили на прошлом уроке.
Л – личные
В – возвратные
? - вопросительные
О – относительные
Н – неопределенные
-- - отрицательные
5. Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата. Ситуация успешности для ученика создается через отсутствие среди критериев оценивания оценки «2».
- Какие разряды местоимений не удалось определить и почему?
- Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
- Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.
ΙΙΙ. Введение в тему.
1. Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой:
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
2. Вопросы и задания для работы с текстом:
- Прочитайте выразительно стихотворение.
- Какие чувства испытывает лирический герой? Вам знакомы эти чувства?(Обновление.)
- Какие художественные средства помогают создать образ наступающей весны?
Отдыхает луг – олицетворение;
Шумят деревья – олицетворение;
Весело-сухие – эпитет;
Ветер нежен и упруг – эпитет;
Как новую – сравнение.
- Найдите все местоимения в тексте (такие, своей, своего, ту, что).
- Назовите известные разряды местоимений.
- В чем особенность местоимений ТАКИЕ, ТУ? Какую роль они играют в тексте? (Выделяют слово, подчеркивают его особенность.)
- Предложите свое название таким местоимениям?
После заслушанных вариантов записывается тема урока в тетрадь.
ΙV. Изучение новой темы урока«Указательные местоимения».
1. Исследовательское задание классу:
- Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах?
- Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно)
Это, этот,тут,теперь, такой,столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того.
(После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы (местоимения и наречия)):
Это
этот
такой
столько
такова
та
того
тут
теперь
там
туда
оттуда
тогда
так
2. Целеполагание обучающихся:
Вопросы:
- Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы «Указательные местоимения».
- Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации об указательных местоимениях (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)
3. Работа с учебником.
- Задание: прочитайте параграф из учебника: § 77, стр. 184.
- Что Вы узнали об указательных местоимениях?
- Сделайте свой вывод.
(После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, также предлагается вариант учителя – опорный конспект: 1. Указывают на какой-то один предмет из числа однородных. 2. Тот, такой, этот – Р.Ч.П. 3. Столько – Ч. 4. Таков – Р.Ч.)
4. Рефлексия:
- Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
- Что Вам в этом помогло?
- Какие трудности возникли?
V. Закрепление.
1. Эвристическое задание:
- В начале урока мы сегодня с Вами говорили о том, что именно в этот день девушки и ребятишки начинают кликать весну, петь песни. Такие старинные обрядовые песни в старину называли веснянки или веснянки-заклички. Придумайте свою веснянку, призывающую весну, обязательно употребляя в своем тексте указательные местоимения.
2. Альтернативное задание – упр. 437.
(По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.)
VΙ. Домашнее задание:
1. Выяснить, в чем сходство и отличие указательных местоимений в русском, татарском и английском языках.
2. Уметь рассказать по своей краткой записи об указательных местоимениях.
3. Упражнение 439.
VΙΙ. Итоговая рефлексия:
- Что для меня самым полезным было на уроке?
- Что для меня на уроке было самым интересным?
- Что на уроке для меня было трудным?
- На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?