I. Чтение текста И. Тургенева.
1. Работа с текстом до чтения.
– Как называется произведение и кто его автор, прочитайте.
– Знакомо ли вам имя автора?
– Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал для детей. Нам предстоит подумать, почему же авторы учебника включили его произведение в свою книгу.
– Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас читаем?
Можно ли предположить по названию произведения и иллюстрации, о чём будем читать? Расскажите.
– Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение будем читать? Какое оно по объёму? (Проза, короткое произведение. Может быть, рассказ.)
– Прочитайте помету (пояснение) в скобках после названия. Что вас удивило?
– Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением? (Проблемный вопрос. Предположения детей.)
– Такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» – стихотворение в прозе. Попробуем понять, что это значит, что в прозе есть от стихов. Вспомните, что непременно должно присутствовать в стихотворении. (Рифма, ритм, настроение, интонация, мелодия и т.д.)
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (читает учитель, дети следят по тексту).
Иван Тургенев
ГОЛУБИ
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребрённым морем – раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. (Представьте себе это море спелых колосьев: то золотое, то посеребрённое, и оно не движется, застыло перед грозой.)
Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной (то есть большой, тяжёлой) громадой на целой половине небосклона.
Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! (Усилились запахи трав перед грозой, пахнет полынью, растущей на межах – невспаханных участках земли между полями.) Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. «Ну скорей же, скорей! – думалось мне, – сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!» (Скорее бы кончилось это тягостное ожидание и пролился дождь!)
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. (Что бы это могло быть? Вопрос оставляем без ответа.) То летел со стороны деревни белый голубь. (Вот что это за белый платочек – голубь похож на него и на снежный комок. Он, наверное, особенно чётко был виден на фоне тёмной тучи.)
Летел, летел – всё прямо, прямо... и потонул за лесом. (Скрылся внезапно белый голубь – как будто потонул за лесом.)
Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад (Можно предположить – что за два комочка?); то летят домой ровным полётом два белых голубя. (Наш ответ подтверждает текст.)
И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень (очень сильный, мощный), молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром, запахло серой...
Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас.
Нахохлились оба (устали, наверное, да и страшно было…) – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один, как всегда.
2.Выявление первичного восприятия.
– Какие картины вы представляли, когда слушали?
– Что получилось представить особенно ярко? Почему?
3. Обобщающая беседа.
а) Похоже ли описание летней грозы И.С. Тургенева и А.Н. Толстого? Почему меняется настроение рассказчика: сначала «тоскливое томление», потом «и мне хорошо»?
б) Как вы думаете, почему И.С. Тургенев захотел рассказать нам историю о том, как один голубь спас другого во время грозы?
в) Какие мысли автора вы прочитали «между строк»? (Выполнение задания 3 в тетради на с. 13.)
3. Работа с текстом после чтения.
1.Определение жанра произведения.
– Прочитайте вопрос 3 учебника. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Описаны чувства, смена настроения…)
– К. Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм, что «ритм прозы зависит от таланта писателя, от чувства языка, от хорошего писательского слуха». Мы видели, как слова в произведении И. Тургенева сливались в яркие картины, образы – это ли не поэзия? Мы слышали мелодию прозы, её особый ритм.
Чтение с доски:
«Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, по существу является подлинной поэзией». (К. Паустовский)
«Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму». (Л. Толстой)
Выполняется задание в тетради на с. 13 (в таблицу записываем признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определённый ритм; небольшое по объёму... ещё один признак прозы – можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).
– Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?
2.Рассказ учителя о цикле И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».
– Как вы думаете, одно ли такое стихотворение в прозе И.C. Тургенева? Обратите внимание на помету в скобках. Сможете ли вы объяснить значение слова цикл?
В литературе цикл – ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. Например:
у Э. Успенского цикл сказочных повестей о Дяде Фёдоре и его друзьях;
у К. Паустовского – цикл рассказов «Мещёрская сторона» и т.д.
У И. Тургенева таких стихотворений несколько. (Учитель показывает сборник «Стихотворения в прозе».)
Каждое из этих стихотворений в прозе – небольшое по объёму, у них особый ритм, лиричность (то есть они наполнены чувствами, переживаниями, эмоциями).
– Как вы думаете, почему авторы учебника решили вас познакомить с произведениями писателя «взрослого», который не писал специально для детей?
– Вам, наверное, интересно будет познакомиться с отрывком из воспоминаний А.Н. Толстого: «Детских книг я почти не читал, должно быть, у меня их и не было. Любимым писателем был Тургенев. Я начал его слушать в зимние вечера лет с семи».
II. Чтение стихотворения И.А. Бунина «Розы».
1. Работа с текстом до чтения.
– Мы увидели картины летней природы, нарисованные художниками слова – русскими писателями/классиками А.П. Чеховым, И.С. Тургеневым, А.Н. Толстым, С.А. Есениным. Их произведения считаются классическими, т.е. лучшими, образцовыми, они являются частью нашей национальной культуры. Сейчас нам предстоит познакомиться со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина. Оно называется «Розы». Пусть каждый из вас представит себе эти цветы.
– Расскажите, что вы представили. (Розы разных цветов и оттенков, в саду, на клумбе, в вазе…)
– Прочитайте стихотворение про себя, представляя картины, нарисованные словами.
2. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение (самостоятельно, про себя).
2.Выявление первичного восприятия.
– Так какие же розы у Бунина? (Те, что расцвели в летнем саду.)
– Вы увидели, какого они цвета? («Полные огня» – красные, алые.)
– У Бунина тоже нарисована картина летней грозы. Но какая она: страшная, как у Чехова, долгожданная и живительная, как у А. Толстого, стремительная, как у Тургенева? (Она не страшная, не долгая, она как утреннее умывание…)
3.Перечитывание по строфам, развитие эмоций, воображения детей.
Читает учитель или хорошо читающий ученик.
Иван Бунин
РОЗЫ
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня. (Представьте: ярко-синее небо (лазурь), белые облака; а пламенный день – это какой?)
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня. (Розы похожи на чаши – большие, круглые. Они «полные огня» – то есть… алые, красные.)
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душного истома
Струила сладкий аромат. (Знойный, душная, сладкий, пламенный – из этих слов складывается картина очень жаркого летнего дня.)
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул... Но пели пчёлы,
Звенели мухи – день сиял. («День сиял» – что вы представили?)
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых...
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их. (А вот и летняя гроза, но потоки голубых ливней шумно пробегали – то есть… ливень быстро проходил, омыв землю.)
И день сиял (Уже второй раз повторяются эти слова. Почему?),
и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня. (Что это за слёзы? Капли дождя. Но ливень не погасил огня: розы всё так же горят.)
– «Улыбнулись сонные берёзки» у С. Есенина, «улыбались сквозь слёзы» розы у И. Бунина. Оба поэта… (закончите фразу).
4.Обобщающая беседа.
а) Какой же летний день у И. Бунина? (Пламенный, жаркий, душный, истома… – и гром, голубые ливни. Сияющий день и прекрасные розы – это подлинная красота жизни!)
б) Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах, а, к примеру, не об одной или о трёх? Ведь рифма при этом не нарушилась бы. Вспомните, и у Тургенева – два голубя. Почему так? (Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Двое, две – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе, помогать друг другу…)
в) Можем ли мы понять, о чём думал поэт, когда создавал это стихотворение? Что он чувствовал? (Он радовался жизни, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою, неповторимостью. Любовался гармонией и красотой природы…)
5.Выразительное чтение.
3. Работа с текстом после чтения.
1. Несколько слов об И.А. Бунине.
– Вспомните, как начиналось стихотворение «Розы».
Блистая, облака лепились…
В записках Бунина есть одна фраза, она относится к началу лета 1906 года: «Начинается пора прелестных облаков», – записал Бунин и как бы этим открыл одну из тайн своей писательской жизни. Он очень любил работать летней порой – «порой облаков», «порой дождей», «порой цветения». Он любил наблюдать за небом, наблюдать облака, всегда таинственные и притягательные. Читая Бунина, видишь свет и цвет, чувствуешь запахи и слышишь звуки. К. Паустовский, говоря о Бунине, так пишет об этом: «В области русского языка Бунин был мастером непревзойдённым. Каждый рассказ, каждое стихотворение Бунина подобны магниту, который притягивает отовсюду все частицы – слова, нужные для этого рассказа».
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
|