Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Открытый урок "Буквы ё-о после шипящих в корне"

Выберите действие:

Фото пользователя Вера Александровна Мелибаева
Submitted by Вера Александровна Мелибаева on чт, 06/03/2014 - 18:42

Тема:                 «Буквы ё-о после шипящих в корне слова».

Цели урока:

  1. Научиться грамотно писать слова с данной орфограммой; уметь видеть её в в тексте и слышать;
  2. Развивать творческие способности детей; придумывать слова на данную орфограмму;
  3. Воспитывать интерес к богатству русского языка.

 

Оборудование:  компьютер, иллюстрации, слова –исключения.

Ход урока

 

1.Дорогие ребята! У нас сегодня необычный урок и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на него. Перед вами лежат смайлики:  кто выберет смайлик,, который улыбается, означает, что и у него радостно на душе. Если выбранный вами смайлик грустит, вам тоже сейчас грустно.А кто выберет смайлик, который  плачет , тот потерял всякий интерес к тому, что у нас здесь происходит.

  Поднимите, пожалуйста, ваши смайлики, и мы посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок., а в конце узнаем, изменилось ли у вас настроение .

  Мы , ребята, с вами хорошо знаем , какой раздел изучаем? (Морфемику)

 Какая морфема самая главная? (Корень)

 Чем же занимается корень? (образованием новых слов)

При помощи чего? (При помощи приставок и суффиксов)

 Попробуйте отгадать слово-загадку:

Начало - нота.

Потом - оленя украшенье,

А вместе - место

 Оживленного движенья. (Дорога)

2. Пришло время проверить домашнее задание.

  На какое правило было ваше упражнение. Расскажите правило. Правило мы знаем. А как у нас обстоят дела с написанием слов на это правило. Садитесь,ребята, парами будем писать взаимодиктант.

Карточка:

      I. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о.

      1) Излагать содержание; хорошо изложить; знать признаки прилагательных; написать изложение; слагаемые числа; расположиться на ночлег; располагать свободным временем.
      2) Роскошные растения; гул нарастает; зáросли кустов; молодой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов.
 

( Взаимопроверка)

- Физминутка

А вот ещё для вас разминка на это правило : В каждой строке есть лишнее слово, найдите его.

  1. Выросли, подрастать, росточек, чёрные.
  2. Шоколад, растение, растительный, возраст.

       3.Подросли, вырос, щётка, выращенный

3.Объяснение нового материала.

Чёрные,шоколад, щётка

В какой части слова вариант морфем? Какие буквы чередуются? (О.ё)

После каких букв ?  ( Шипящих) Сформулируйте тему нашего урока.

(Запись темы и целей урока)

Буквы е и о после шипящих в корне

Шелк – шелковистая

шорох

Щеки – щека

шорты

Шепот – шепчет

крыжовник

Желтый – желтеть

шов

Шерстка – шерстяной

капюшон

 

                   ё-е

           о
 

 

                                       Посмотрите внимательно на примеры слов. (Зачитываются)

                             Какие же буквы могут писаться после шипящих в корне слова? (е,ё,о).   А теперь посмотрите внимательно и попробуйте догадаться, когда же мы будем писать в корне после шипящих Е?

Вывод о правописании слов: в корне под ударением после шипящей звук о обозначается буквой ё, если есть однокоренная пара с е во всех русских словах для того, чтобы сохранить одинаковые буквы, обозначающие звуки о под ударением после шипящих пишется е. Ведь буквы е и ё очень похожи.

 А что же за слова с правой стороны? У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. Эти слова будут считаться исключениями.

3б Закрепление правила стр180 ( Работа в парах)-Проверка

4.Закрепление нового  материала.

1.Отгадайте слово.

  • Ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого ( шёлк – шелковый)
  • Плод дуба( жёлудь –желудёвый)
  • Предмет для чистки зубов (щётка-щетина)
  • Предмет для приведения зубов в порядок (Расчёска  - чесать)
  • Человек, который модно одевается (щёголь - щеголять)
  • Погладить  котика по мягкой… (шёрстке – шерсть)
  • Маленькое отверстие в чём-либо (щёлка-щель)
  • Знак переноса слов (чёрточка- черта)
  • Цвет одуванчика (жёлтый -желтеть)

   2.     Слова – исключения:

Чтобы легче запомнить эти слова, запишем их в "Словарь трудных слов".

 шоссе,шофёр,жонглёр, жокей, обжора, крыжовник,шоколад, шорох, шорты, капюшон,шов.

Составьте с двумя из этих слов предложения.

3. Предупредительный диктант.

1.Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. Я помню осенние ночи, берёзовый шорох теней. 3. За горами, за жёлтыми долами протянулась тропа деревень.

              6 Рефлексия. Выборочный диктант.

1) Шорох за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин) 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и щеки. 6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. (А. Казанцев) 10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами.

7.Итог урока:  Что нового мы узнали на уроке?

8. Релаксация: Ребята давайте проверим, изменилось ли наше настроение?

Я благодарю вас за урок.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн