Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова».
Цели урока:
- Научиться грамотно писать слова с данной орфограммой; уметь видеть её в в тексте и слышать;
- Развивать творческие способности детей; придумывать слова на данную орфограмму;
- Воспитывать интерес к богатству русского языка.
Оборудование: компьютер, иллюстрации, слова –исключения.
Ход урока
1.Дорогие ребята! У нас сегодня необычный урок и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на него. Перед вами лежат смайлики: кто выберет смайлик,, который улыбается, означает, что и у него радостно на душе. Если выбранный вами смайлик грустит, вам тоже сейчас грустно.А кто выберет смайлик, который плачет , тот потерял всякий интерес к тому, что у нас здесь происходит.
Поднимите, пожалуйста, ваши смайлики, и мы посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок., а в конце узнаем, изменилось ли у вас настроение .
Мы , ребята, с вами хорошо знаем , какой раздел изучаем? (Морфемику)
Какая морфема самая главная? (Корень)
Чем же занимается корень? (образованием новых слов)
При помощи чего? (При помощи приставок и суффиксов)
Попробуйте отгадать слово-загадку:
Начало - нота.
Потом - оленя украшенье,
А вместе - место
Оживленного движенья. (Дорога)
2. Пришло время проверить домашнее задание.
На какое правило было ваше упражнение. Расскажите правило. Правило мы знаем. А как у нас обстоят дела с написанием слов на это правило. Садитесь,ребята, парами будем писать взаимодиктант.
Карточка:
I. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о.
1) Излагать содержание; хорошо изложить; знать признаки прилагательных; написать изложение; слагаемые числа; расположиться на ночлег; располагать свободным временем.
2) Роскошные растения; гул нарастает; зáросли кустов; молодой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов.
( Взаимопроверка)
- Физминутка
А вот ещё для вас разминка на это правило : В каждой строке есть лишнее слово, найдите его.
- Выросли, подрастать, росточек, чёрные.
- Шоколад, растение, растительный, возраст.
3.Подросли, вырос, щётка, выращенный
3.Объяснение нового материала.
Чёрные,шоколад, щётка
В какой части слова вариант морфем? Какие буквы чередуются? (О.ё)
После каких букв ? ( Шипящих) Сформулируйте тему нашего урока.
(Запись темы и целей урока)
Буквы е и о после шипящих в корне
|
Шелк – шелковистая
|
шорох
|
Щеки – щека
|
шорты
|
Шепот – шепчет
|
крыжовник
|
Желтый – желтеть
|
шов
|
Шерстка – шерстяной
|
капюшон
|
ё-е
|
о |
Посмотрите внимательно на примеры слов. (Зачитываются)
Какие же буквы могут писаться после шипящих в корне слова? (е,ё,о). А теперь посмотрите внимательно и попробуйте догадаться, когда же мы будем писать в корне после шипящих Е?
Вывод о правописании слов: в корне под ударением после шипящей звук о обозначается буквой ё, если есть однокоренная пара с е во всех русских словах для того, чтобы сохранить одинаковые буквы, обозначающие звуки о под ударением после шипящих пишется е. Ведь буквы е и ё очень похожи.
А что же за слова с правой стороны? У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. Эти слова будут считаться исключениями.
3б Закрепление правила стр180 ( Работа в парах)-Проверка
4.Закрепление нового материала.
1.Отгадайте слово.
- Ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого ( шёлк – шелковый)
- Плод дуба( жёлудь –желудёвый)
- Предмет для чистки зубов (щётка-щетина)
- Предмет для приведения зубов в порядок (Расчёска - чесать)
- Человек, который модно одевается (щёголь - щеголять)
- Погладить котика по мягкой… (шёрстке – шерсть)
- Маленькое отверстие в чём-либо (щёлка-щель)
- Знак переноса слов (чёрточка- черта)
- Цвет одуванчика (жёлтый -желтеть)
2. Слова – исключения:
Чтобы легче запомнить эти слова, запишем их в "Словарь трудных слов".
шоссе,шофёр,жонглёр, жокей, обжора, крыжовник,шоколад, шорох, шорты, капюшон,шов.
Составьте с двумя из этих слов предложения.
3. Предупредительный диктант.
1.Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. Я помню осенние ночи, берёзовый шорох теней. 3. За горами, за жёлтыми долами протянулась тропа деревень.
6 Рефлексия. Выборочный диктант.
1) Шорох за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин) 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и щеки. 6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. (А. Казанцев) 10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами.
7.Итог урока: Что нового мы узнали на уроке?
8. Релаксация: Ребята давайте проверим, изменилось ли наше настроение?
Я благодарю вас за урок.
|