Методическая лаборатория "Деятельностный подход на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности."
Так называется мероприятие, в котором мы предлагаем Вам принять участие в 2015-2016 учебном году.
Организаторы:
Ассоциация учителей истории и обществознания Владимирской области
|
Почему лаборатория?
В Русском орфографическом словаре читаем, что "Лаборатория - заимствовано в XVIII в. из немецкого языка, где Laboratorium < лат. laboratorium, суф. производного от laborare "работать". Лаборатория буквально — "место, где работают", ср. аудитория".
Толковый словарь Ожегова объясняет одно из значений слова "Лаборатория – Внутренняя сторона творческой деятельности".
В Википедии можно уточнить, что "Лаборатория (средн. лат. laboratorium, от laboro «работаю») — оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д.); обыкновенно при высших учебных заведениях, заводах, аптеках и пр".
Результатом работы лаборатории станет
создание электронного методического пособия для учителей истории и обществознания. Пособие будет размещено на сайте Открытый класс, в нём будут опубликованы разработки уроков и занятий, созданных в соответствии с ФГОС 2 поколения. Все материалы пройдут экспертизу педагогического сообщества.
|
План работы.
Сроки
|
Название этапов
|
Что необходимо сделать
|
Что сделано |
12.11. 2015 - 01.12. 2015 |
Регистрация, участие в форуме, выбор проблемы для работы.
Внимание! Срок регистрации продлен до 15 декабря 2015 года.
Основная регистрация окончена 15 декабря. Но если появятся новые участники, они могут приступить к работе до 11 января 2016 года.
|
Принять участие в разработке требований к рабочим материалам участников; зарегистрироваться и определиться с проблемой. Выбрать темы уроков и занятий над которыми предстоит работать.
Участие в опросе
|
В обсуждении требований приняли участие 5 авторов разработок.
Зарегистрировались 14 участников лаборатории, в том числе сформированы 2 микрогруппы.
В разработке находятся 11 уроков и 2 учебных проекта.
|
02.12- 2015 - 10.01. 2016
|
Работа над проблемой в микрогруппе или индивидуально.
Уважаемые участники! К сожалению, не все из Вас поработали на страницах:
|
Создание и разработка материалов к урокам, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход.
Вы можете начать работу на вики-страницах Ваших планов-конспектов уроков.
"Повторительно-обобщающий урок Древняя индия и Древний Китай"
Пока не все обсудили План самоанализа урока, критерии остаются незавершенными.
|
В опросе приняли участие 13 человек.
Начали размещать материалы,
10 января размещены материалы к урокам:
Человек родился, Древнейший Рим.
19 января размещены материалы к уроку
"Труд-основа жизни"
29 января размещены материалы к уроку
" Мораль"
31 января - "Государственные символы России"
Ждем другие материалы.
О требованиях к урокам на 1 февраля высказались только 8 участников.
|
11. 01. 2016 - 25.01. 2016 г
Меняем сроки с 11.01 2016 до 14 февраля
|
В связи с неразмещением материалов большей частью участников организаторам приходится продлить сроки третьего этапа.
Обсуждение материалов микрогрупп и отдельных участников лаборатории.
|
Познакомиться с материалами коллег, в комментариях к ним дать характеристику созданных материалов, оценить материалы коллег по заданному на сайте Открытый класс алгоритму оценки материалов. Добавить свои предложения. Проработать не менее 3 материалов коллег.
|
Знакомство с опытом участников.
План работы над конспектами и материалами коллег будет предложен после сдачи методических материалов большинством участников.
|
26.01 2016
10.02 2016 г.
Меняем сроки с 15.02 2016 до 29 февраля
|
Создание и публикация электронного методического пособия "Деятельностный подход на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности - результаты работы методической лаборатории в 2015 - 2016 учебном году" на сайте Открытый класс. |
Размещение отредактированных материлов на страницы электронного методического пособия на сайте Открытый класс. |
Уважаемые участники! Вместо планируемых 12 уроков представлены материалы пяти. 6-ой урок в доработке. Не получилась работа микрогрупп, так как записавшиеся в лабораторию педагоги, не разместили свои материалы. В настоящее время некоторые из Вас уже проанализировали работы коллег, кто-то это сделал подробно, как Ивановская Татьяна Александровна, некоторые участники ограничились одобрением работ коллег.
Не забывайте, что необходимо проанализировать не менее 3-х материалов коллег.
За основу берем
План самоанализа урока,
К нему добавляем критерии, предложенные при обсуждении:
Посмотрите, пожалуйста, свои комментарии к работам коллег, доработайте их.
Обязательно отразите в них следующие вопросы:
1.Как организована мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
2.Насколько рационально отобрано развивающее содержание; виды заданий, упражнений.
3. Используются ли активные, интерактивные методы и приемы.Присутствуют ли различные виды активности (познавательная, социальная, физическая).Формы организации (традиционные или интерактивные).
4.Рационально ли распределено время, отведенное на все этапы урока. Логичны ли "связки" между этапами.
4.Какие позиции и роли занимают и обучающиеся.Каковы позиции учителя.
5.Принцип организации групповой деятельности, алгоритм работы в группах, организация самооценки деятельности.
6. Создание условий для первичного усвоения новых знаний и возможность его проверки.
7.Виды рефлексии, соответствие их возрасту обучающихся.
Одновременно конспекты будут также проанализированы организаторами лаборатории, при необходимости отредактированы совместно с авторами и участниками. ( до 1 марта)
|
10.02 - 20.02
2016
Меняем сроки с 01.03 2016 до 12 марта
|
Подведение итогов. |
Работа экспертной комиссии.
1. Боровкова Татьяна Геннадьевна - учитель истории высшей категории , Саратовская область, "Почетный работник общего образования РФ". - экспертиза всех работ.
Человек родился оценка
Древнейший Рим оценка
Труд - основа жизни оценка
Мораль оценка
Государственные символы России оценка
2. Воробьева Елена Евгеньевна - Владимирская область,учитель истории высшей категории, "Почетный работник общего образования РФ", сетевой методист, (моя страничка в Letopisi.Ru ) - экспертиза всех работ.
|
Уважаемые коллеги! Закончилась экспертиза представленных Вами материалов. Каждый урок набрал среднее число баллов по заключению экспертов, но несмотря на эти баллы, в каждом из Ваших уроков есть замечательные находки и, конечно , есть недостатки. Не хочется, чтобы кто-то из Вас считал, что меньшее и большее число баллов - это уже результат. У всех есть много недочетов в оформлении материалов. Очень жаль, что нет возможности увидеть некоторые приложения, презентации, прочитать полное описание применемых на уроке приемов и методов.
Среднее число баллов:
" Труд - основа жизни" - 18
"Человек родился" - 26
"Мораль" - 21
"Древнейший Рим" -15
"Государственные символы России" -24
Эти баллы не полностью отражают насколько урок соотвествует деятельностному подходу, скорее они заложены создателями сайта ОК и имеют немного другую логику, поэтому важнее для Вас прочитать разделы о достоинствах, недостатках и рекомендациях, которые есть в каждой оценке Ваших материалов.
|
21.02 -08. 03 2016
Меняем сроки с 12.03 2016 до 14 марта
|
Оформление итоговых документов. |
Авторы лучших работ по итогам экспертной проверки будут награждены Дипломами, педагоги, принявшие активное участие во всех этапах работы получат сертификаты участников.
|
Итоговые документы
Жох Я.В..pdf
Ивановская Т.А..pdf
Лукьянчикова Е.В..pdf
Марьянкова И.В..pdf
Чуйкина Е.Н..pdf
|
Что читать:
Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие
для учителя / А.А. Гин. — 13?е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. — 112 с. Скачать фрагмент книги можно здесь.
Эта книга-методика адресована учителям-практикам и методистам независимо от предметной специализации. В ней содержатся апробиро-
ванные и четко сформулированные приемы управления классом, поддержания дисциплины и внимания; технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; приемы обеспечения эффективной проверки знаний и т. п., а также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, нескучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе и др. Кроме того, в ней раскрыты приемы организации труда учителя.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта)
. –– Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
|