Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Мельникова Н.А. Обобщение опыта учителя в условиях технологизации и информатизации образования

Автор: 
Мельникова Наталья Анатольевна
Место работы: 
г. Магнитогорск Челябинская обл. МОУ «СОШ № 60» заместитель директора по УВР

Обобщение опыта учителя в условиях технологизации и информатизации образования

«Любая деятельность есть процесс и результат»
Б. Пастернак


Проблема исследования творчества учителя, его умение обобщить опыт своей работы не просто актуальна, остро актуальна. В условиях технологизации и информатизации образования развивающий результат в обучении школьника выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей. Для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации педагогом школы своего  творческого потенциала.

Формирование информационно-коммуникационной культуры всех участников образовательного процесса является одним из условий реализации креативных способностей. Среди разных форм проявления этой культуры мы выделяем открытые выступления педагогов на педагогических советах, методических и научных конференциях разных уровней.

В текущем учебном году коллектив школы работал над методической темой «Поиск и отбор современных образовательных технологий» В современных образовательных технологиях успешно реализуются принципы:

  • Обеспечение реализации целей обучения с наивысшей эффективностью.
  • Возможность ее обеспечения в любом учебном заведении.
  • Ориентированность на психологическое обучение, то есть планирование учебного процесса от ученика.

На педагогическом совете «Поиск и отбор современных образовательных технологий» (17.04.2009г.) был обобщен творческий и инновационный опыт учителей школы. Материалы выступлений педагогов, их статьи и конспекты уроков по заявленной тематике собраны в сборник, состоящий из трех частей, в него вошли публикации администрации и практически всех учителей школы.
В процессе поиска и отбора эффективных образовательных технологий происходило активное познание педагогом нового для себя, с целью преобразования педагогической практики, эффективного руководства умственным трудом школьника – все это педагогическое творчество, новаторская деятельность.
Во время создания сборника были обозначены проблемы, связанные с умением обобщить опыт своей работы.  Как помочь педагогу донести ценный опыт педагогической деятельности в учительскую среду?
Учитель должен рассмотреть свой труд с точки зрения коллективного восприятия. Казалось бы, самое простое – конспект урока, то, что учитель пишет ежедневно, вызывает сложности. Существуют разные формы написания конспекта урока, и когда педагог пишет его для себя, то приемлема любая  форма. Можно так написать конспект урока, прописывая подробно все его этапы, что инновационная сущность урока спрячется за многообразие различных заданий.
Учитель, обобщая свой инновационный опыт должен, прежде всего, выявить инновацию. Инновационная сущность урока может включать:

  • Новое содержание учебного материала.
  • Содержание творческой деятельности ученика
  • Применение образовательной технологии, адаптированной к условиям класса.
  • Использование информационных технологий.

Возможны и другие инновации, виды творчества учителя входящие в понятие «педагогическая техника учителя».
Самым ценным в конспекте урока учителя является доступность и исчерпывающее донесение до читателя сути инновации. Исходя из этого, к конспекту урока мы стали предъявлять определенные требования. В каждой образовательной технологии есть обязательные составляющие этапы, для читающего сборник их необходимо выделять, чтобы они четко просматривались в конспекте урока. Это позволит молодым учителям понять и освоить инновационный материал, а опытным учителям быстро сориентироваться в большом объеме информации.

Требования к конспекту урока с учетом использования
образовательной технологии.

  1. Информационная технология.

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится все более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников  и педагогов большого объема разнообразных знаний, включая знания информационных технологий.
Информационные технологии открывают ребенку мир культуры, учителю - перспективу профессионального роста, руководителю - более эффективный механизм принятия решений и контроля за их исполнением. При выборе педагогической технологии, связанной с использованием ИКТ на уроках при изучении нового материала, закрепления и обобщения знаний, выигрывают все участники образовательного процесса. Достаточно обозначить несколько «плюсов» использования мультимедиаматериалов:

  • Обогащают уроки эмоциональной окрашенностью
  • Психологически облегчают процесс усвоения материала.
  • Расширяют общий кругозор
  • Возрастает уровень использования наглядности на уроке
  • Увеличивается производительность труда учащихся.    

              Организовывая педсовет «Поиск и отбор современных образовательных технологий» мы не ставили целью перед педагогическим коллективом  представить конспект урока с обязательным использованием ИКТ. Были удивлены, когда увидели, что все уроки построены с использованием ИКТ, учителя применяли электронные учебники, мультимедиапрезентаций, электронные энциклопедии.
Собственно сама информационная технология не всегда используется в чистом виде, а входит составной, очень органичной частью в другие образовательные технологии. Если урок задуман с использованием электронного учебника на различных его этапах, тогда учителю необходимо: указать в конспекте:

  • Раздел учебника, номер урока.
  • Поэтапно прописать самостоятельную деятельность учащихся в работе с электронным учебником,
  • Варианты коррекции знаний учащихся.

2.   Игровая технология.
В учебном процессе все чаще используются различные игры. Что такое игра? Игра – это прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке.  Планирование ролевой игры – это важнейший этап подготовки, на котором решается, как конкретно разыграть идею или ситуацию выбранным способом. Для этого организатору необходимо выбрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация, наметить роли учеников, предусмотреть “реквизит”, справочные материалы, решить, как использовать результаты игры. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным. Когда учитель предоставляет конспект урока с использованием обучающей игры, совсем не обязательно давать полную картину урока. Для конспекта урока с использованием игровой технологии необходимо прописать основные этапы:

  • Цель игры.
  •  Организацию учащихся в классе для игровой деятельности.
  • Задание участникам игры.
  • Критерии оценивания, количество времени, выделяемое на задание.
  • Итог игры.

3.   Новое содержание образования.
Инновация, связанная с новым содержание образования (предпрофильная, профильная подготовка, содержание элективных курсов, содержание регионального компонента…) имеет свои особенности в написании конспекта урока.  В нем прописывается в полном объеме содержание нового материала, желательно с пояснениями учителя о необходимости и важности знакомства учащихся именно с этим  учебным материалом. Если учебный материал образует блок уроков, то есть представляет собой достаточно большой объем, можно перед конспектами блока уроков прописать основную образовательную концепцию, выделить главные обучающие  задачи, ожидаемый результат. В конспекте учителя должен быть прописан:

  • Особо-значимый учебный материал.
  • Подбор учебных заданий классу.
  • Механизм обратной связи с учащимися.

Обычно для учителя работа над содержанием такого урока занимает большой отрезок времени: происходит сбор информации через различные источники, включая Интернет, для читателей было бы полезно узнать литературные первоисточники.

4. Проблемное обучение.
Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций: путем вопросов, опытов, задач и управлении деятельностью учащихся по решению учебных проблем. Сейчас в этом могут помочь ИК технологии, например использование уже созданных программ распространяемых на дисках или найденных интересных фактах, явлениях в Интернете и пр. Проблемную ситуацию не нужно путать с учебной задачей..С точки зрения психологии, проблемность неотъемлемо связана с творческим мышлением. Перед человеком нередко возникают такие жизненные ситуации, когда обнаруживается конфликт между условиями и требованиями какой-либо деятельности.  Человек должен решить ту или иную задачу, однако имеющиеся условия не подсказывают ему способа решения этой задачи, в его прошлом опыте также нет апробированной схемы решения. Чтобы найти выход из такой ситуации, человеку нужно создать новую, не имевшуюся у него прежде стратегию деятельности, т.е совершить акт творчества. Безусловно, учебные проблемы имеют  свои    особенности.
М.И.Махмутов в книге «Проблемное обучение» М. Педагогика. 1975 г.  сформулировал основные требования к учебной проблеме, с учетом которых учитель может создавать наиболее эффективные типы проблемных  ситуаций.

  • Учебная проблема должна быть связана с учебным материалом и естественным путем, логически вытекать из него, а также из деятельности ученика по анализу фактов и явлений, вызвавших проблемную ситуацию.
  • Учебная проблема должна отражать противоречивость информации.
  • Основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному поиску, указывать направление путей её решения.
  • Проблемы должны быть посильными для учащихся.
  • Речевая формулировка проблемы должна содержать слова, обозначающие такие известные ученику понятия, в которых содержатся элементы, имеющие связь с неизвестным в самой проблеме.
  • Проблемные вопросы, задачи и учебные задания должны оказывать воздействие на эмоциональное состояние ученика, заинтересовывать его в учебном материале, побуждать к активной деятельности.

В конспекте проблемного урока должны отражаться основные дидактические моменты, связанные с изучением нового материала:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Обсуждение проблемы.
  • Выдвижение различных гипотез.
  • Постановка серии опытов.
  • Решение проблемы.
  • Общий вывод.

5.  Проектная технология.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Эту технология относят к технологии XXI века, предусматривая, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивиуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Как правило, метод проектов включает в себя блок уроков, состоящий из 3-6 уроков. В конспекте урока должны быть отражены 5 этапов:

  • Постановка задачи.
  • Разработка самого проекта принятого задания.
  • Организация общественного мнения об организованном мероприятии.
  • Непосредственно трудовая деятельность.
  • Учет проделанной работы.

6. Исследовательская технология.
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников  понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющих своей целью построение субъективно  нового знания.  Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.

  • Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор.
  • Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение.
  • Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии.
  • Выступая много раз перед аудиторией учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии.
  • Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание.
  • Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-лаборатория, урок творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом, урок экспертиза, урок «патент на открытие» и т.п. Кроме того исследования можно разделить на 3 вида: монопредметные, межпредметные и непредметные. С учетом вышеизложенного конспект урока будет иметь разную структуру, но содержание исследовательской  деятельности учащегося должно быть представлено в нем в необходимом объеме (можно в качестве приложения).

 

Зачем учителю необходимо создавать конспекты уроков для публикаций в сборниках, зачем весь этот интеллектуальный труд, заставляющий учителя порой пересмотреть весь опыт своей работы, ведь он может спокойно писать рабочие конспекты для себя, и проводить мастерские уроки с классом? Учитель живет в небольшом коллективе школы и ему необходима поддержка и понимание коллег, ему необходимо общение с близкими по духу учителями, получающими удовлетворение от познания и успешной самореализации. Открытые публичные выступления, коллективная работа над созданием сборника позволяют, как алмаз филигранно отточить все грани профессионализма педагога, проявляя его способности рефлектировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в условиях динамичной учебной реальности.
Образовательный процесс поворачивается к учителю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учителю необходима поддержка и понимание его творческих поисков администрацией школы, коллегами, ему важно признание и уважение его труда. Только создавая условия для раскрытия творческих способностей педагога можно выстраивать успешную образовательную программу школы, основанную на личностно – ориентированном подходе к каждому ученику.

e-mail:               sch602008yandex.ru
сайт школы № 60:  http://74202s060.edusite.ru

 

Прикрепленный файл Размер
melnikova.jpg 3.45 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн