Автор:
Костромина Маргарита Генадьевна
Место работы:
учитель истории, обществознания, права школы № 97 г. Волгoграда
Тема: «Пути развития Российской цивилизации»
Презентация
Тип урока: Практическая работа
Цель:
-продемонстрировать разнообразие мнений по определенной проблеме, дать каждому учащемуся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения.
Задачи:
- развитие способности учащихся к интегрирующему мышлению, которое помогает им увидеть новые стороны явления, формирует целостное видение мира.
- показать многообразие взглядов на место России в цивилизованном процессе
- уметь отслеживать основные вехи становления самобытности российской цивилизации
Правила организации учебной деятельности.
- Класс делится на три равнозначные группы.
- Каждая из них выбирает одну из трех позиций (методом жеребьевки)
- Используя текст учебника и данную информацию, отберите факты и доказательства в пользу избранной версии.
- Применение знаний отечественной истории, переодической печати.
- Заполните одну из колонок таблицы по своей позиции.
- Выступление представителей групп, оформление таблиц в рабочей тетради.
- Итоговое обобщение.
Позиции:
- Россия относится к западной цивилизации
- Россия - Восточная цивилизация
- Россия – промежуточная цивилизация
Информация:
С конца 80 – х гг. XX в. российские политики, журналисты и писатели подняли дискуссию о месте России в мировой истории, и о способах ее возвращения на общие пути развития мировой цивилизации. Все они делились на 2 группы. Первые считали, что Россия развивается на основе всеобщих закономерностей характерных для любого человеческого общества. Вторые считали, что Россия неповторима и уникальна и она идет по самобытному пути несвойственному мировой цивилизации. По географическому положению и этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Неслучайно ее называли Срединным миром, подчеркивая ее промежуточное положение между западом и востоком. К какому типу цивилизации следует отнести Россию?
В.В. Розанов как-то заметил, что не возьмешь «все Русью пахнет». П.Я. Чаадаев писал «Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру».
В наши дни немало тех, кто не считает Россию самостоятельной цивилизацией, что она некий конгломерат народов, у каждого из которых свой, особый тип развития.
Традиционный раскол российского общества на западников и славянофилов и теперь это не только история. Спор славянофилов и западников продолжается. Славянофилы верили и продолжают верить в особую миссию России. Не будем гадать насчет будущего славянофильской миссии. В ней сполна отразилось и история и современность. Для России сегодня очень важно научиться быть обыкновенной страной, идти прямо в цивилизацию, в демократию. Как когда – то заметил У. Черчилль «Демократия – это худшая форма правления кроме всех остальных, ибо они еще хуже».
Ход занятия:
1. Учащиеся рассаживаются по группам.
Вопросы:
- Перечислите черты древнерусской цивилизации. Что отличает ее как от западноевропейской, так и от традиционной восточной?
- Что сближает Россию с Востоком и Западом в области отношений между государственной властью и обществом?
- Подумайте, почему в России не сложилась ситуация диалога между властью и обществом?
После ответа навопросы
Каждая группа в течение 10 минут обсуждает свою позицию. Заполняет таблицу:
Список учащихся группы
|
|
Позиция
|
|
Характерные черты позиции
|
|
Примеры из истории России
|
|
Учащиеся определяют, кто из группы будет отстаивать данную позицию в дискуссии. На изложение своей позиции каждой группе отводится 3 минуты. Полное изложение оценивается в 10 баллов. По ходу изложения данной версии участники других групп фиксируют основные моменты данной позиции и готовят по два вопроса (каждый участник в письменном виде) для своих оппонентов.
2.После прослушивания позиции участники двух других групп задают вопросы своим
оппонентам. Вопрос оценивается в 1 балл, точный ответ-3 балла. Жюри дает оценку выступления группы, оценивает заданные вопросы и ответы на них.
3.Проводится аналогичная работа по оставшимся двум позициям. По окончании работы учитель делает краткий вывод по всем трем позициям. Вывод можно заранее подготовить на плакате, доске, или компьютере.
Первая позиция
|
Вторая позиция
|
Третья позиция
|
Россия - Западная цивилизация
|
Россия - промежуточная цивилизация
|
Россия – Восточная цивилизация
|
Сторонники этой позиции считают Россию европейской страной, которая идет по пути мировой цивилизации, они признают правильными реформы Петра I, разделяют взгляды «западников», считают советский период истории как ошибочный и видят целью сегодняшних реформ – построение западно-европейского капитализма и буржуазной демократии.
|
Защитники этой позиции, как и «славянофилы», отстаивают своеобразие исторического пути России, потому что она занимает как бы промежуточное положение между Западом и Востоком, между Европой и Азией. Поэтому Россия имеет свой неповторимый путь, который отличается от индустриальных и традиционных обществ. Россия – евразийская страна.
|
Приверженцы этой позиции относят Россию к странам Востока, потому что истоки деспотизма видят в иге монголо - татар, политике Ивана Грозного. Фактами истории они доказывают склонность российских народов к подданнической психологии, готовность обожествлять своих лидеров и жить по традициям, а не по законам.
|
4.По окончанию работы учащиеся заполняют авторскую таблицу (рабочие листы с данной формой заготовлены заранее для каждого участника дискуссии).
Ф.И.О. учащегося
|
|
К какому типу цивилизации вы отнесете Россию?
|
|
Характерные черты Российской цивилизации
|
|
Примеры из истории России
|
|
Ваши выводы
|
|
5. Подведение итогов. Оцениваются аргументы участников. Называется наиболее убедительный аргумент. Подводятся итоги по полученным баллам.
Сравнивается это соотношение с общественным мнением. Сегодня мы не можем ответить однозначно на вопрос нашей дискуссии. Каждый из вас занял свою позицию по этому сложному вопросу, нет четкой позиции и у историков и у политиков. Н.Я. Данилевский, исходя из концепции многолинейности исторического развития отмечал что самобытность каждого культурно-исторического типа вырабатывается при большем или меньшем влиянии чуждых ему современных или предшествовавших цивилизаций.
Список литературы
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа М., 1992г.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры М., 2001г
- Россия и мир. Под ред. А.А. Данилова
- Ионов И.Н. Российская цивилизация ХIХ-начало ХХ века
- Сахаров А.Н. История России с древнейших времен 2ч.
|