Автор:
Кузнецов Александр Борисович
Место работы:
МОУ «Ординская средняя общеобразовательная школа» Пермский край, Ординский район, с. Орда, учитель химии первой категории
Химическая игра «Пентагон»
Работа предназначена для учеников школ с 8 по 11 класс, учащихся училищ, а также организаторов домов творчества и дополнительного образования..
Игра, как прием оптимизации учебного процесса
Наиболее трудной педагогической задачей является выбор методов, приемов и средств обучения, которые удовлетворяют цели обучении, содержанию изучаемого материала, уровню развития мышления учащихся. Их знаниям, умениям, навыкам и другим особенностям.
В работах Лихачева Б.Т. «Педагогика», М., «Прометей»,1998г.с.446 ученый приводит свою классификацию методов преподавания:
- По соответствию методов обучения логике общественно-исторического познания: наблюдение, накопление эмпирического материала, теоретическая обработка данных, практическая проверка выводов;
- По соответствию методов обучения изучаемому материалу и формам мышления: методы науки, искусства, практики;
- По роли развития сущностных сил, психических процессов: методы организации восприятия, развития мышления, эмоции, памяти ит.д.;
- По соответствию возрастным особенностям детей: наглядные, накопления эмпирического материала, обобщающие и т.д.;
- По способу передачи и получению информации: наглядные, визуальные, ситуативно-игровые, самостоятельные, исследовательские;
- По степени идейно-воспитательного воздействия: идеологического воздействия и практического научения;
- По этапам процесса обучения: методы восприятия – первоначального усвоения, методы усвоения – восприятия;
Методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную. Сравнительная оценка эффективности обучения получена Подласным И.П. (164 с.481-484) экспертным путем. В таблице приводится оценка пригодности основных методов обучения для реализации названных образовательных функций.
Таблица №1. Функциональные возможности методов обучения. Вывод: исходя из пятибалльной оценки метод познавательная игра имеет следующие оценки функций:
Обучающая – «4», развивающую «5», воспитывающую «5», побуждающую (мотивационную) «5» и контрольно-коррекционную «4». Данный метод уступает только таким методам, как работа с книгой и упражнениям.
Таблица№2. Формирование качеств личности методами обучения.
Вывод: исходя из количества плюсов метод познавательная игра имеет следующие оценки функций:
Формирование: кругозора, мировоззрения - +, теоретических знаний – +!,практических трудовых умений -+!,, умений добывать, систематизировать применять знания -+, умения учиться, навыков самообразования - -, навыков упрочения знаний, умений -+! Данный метод уступает только таким методам, как программированного обучения, упражнения.
Таблица№3. Развитие личности методами обучения.
Вывод: исходя из количества плюсов метод познавательная игра имеет следующие оценки функций:
Развитие: мышления -+!, познавательного интереса -+!, активности -+!, памяти -+!, воли -+!, способности выражать мысли -+!, эмоции -+!
Данный метод не имеет ни одного конкурента по данным показателям.
Таблица№4. Побуждение к действию методами обучения
Вывод: исходя из количества плюсов метод познавательная игра имеет следующие оценки функций:
Побуждение к: продуктивности мышления -+!, применение полученных знаний, умений -+!, проявлению инициативности, самостоятельности -+!, сравниванию -+!, коллективному сотрудничеству -+!
Данный метод не имеет ни одного конкурента по данным показателям.
Одним из средств воспитания интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и достижения их познавательной активности на уроках являются игры. Раньше считалось, что игры целесообразно применять в младших классах, на ранних этапах обучения, в старших классах игры использовались, как правило, на внеклассных занятиях.
В настоящее время игры приобретают большое значение. Они рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы учащихся и метод обучения.
Игровую деятельность школьников в процессе дидакты оценивают следующим образом: «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому она имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека. Об этом говорят названия игр: познавательные, интеллектуальные, музыкальные, подвижные и т.д. Игра - едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему-либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку» Газман О.С., Харитонова Н.Е. «Воспитательные возможности коллективной игры», «Учительская газета», 13.06.1985 год.
С помощью игры, возможно, достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету и проконтролировать умения их применять. Использование игр или элементов игры на уроке имеет большое воспитывающее значение: учащиеся учатся работать коллективно, радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачи. В коллективе формируется общественное мнение, создается творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого учащегося. В играх тренируются также внимание и память, особенно зрительная и слуховая, создается положительный эмоциональный настрой, который содействует успеху в работе и повышает интерес к ней учащихся.
Много раз в печати говорилось о сложности преподавания химии, перегруженности детей лишней информацией, отсутствии связи между предметами естественно-научного цикла. Трудно спорить с фактами, которые бросаются в глаза: дети стали болезненнее, плохо владеют родным языком. Исправить такой крен учитель средней школы не может, но сделать так, чтобы на его уроках было нескучно, чтобы факты врезались в память и обучение шло не только на уровне воспроизведения материала, но и на уровне логического мышления, анализа разрозненных фактов и объединения их в единую картину, на уроках химии представляется прекрасная возможность. Именно поэтому мною был выбран метод познавательная игра.
Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия.
На самом деле каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в разной степени. По мере взросления креативное мышление «затухает». Подавляющее число старшеклассников и студентов конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает.
Творческое, открытое мышление развивается не на закрытых задачах.
Существуют много разных игр: КВН, «Своя игра», деловые игры, сказки и т.д. Но мною была выбрана главная игра, которая применяется уже около 10 лет «Химический пентагон».
Данное пособие составлено в соответствии с учебниками 8-11 классов Габриеляна О.С.
Данная игра хороша тем, что все учащиеся класса принимают самое активное участие. Причем активность проявляют и учащиеся со слабыми знаниями по предмету.
Правила игры:
Участники:
ведущий, жюри – 2-3 человека, команды по 4 человека.
До игры:
1. Учитель знакомит класс со схемой игры.
2. Формируются команды.
3. На столах играющих команд ручки и 10-15 листов бумаги.
4. Игра подразделяется на 7 таймов по 6-7 минут.
Во время игры:
В каждом тайме ведущий зачитывает пять подсказок. После каждой подсказки дается время 1 минута, чтобы команды обсудили, написали на листочках ответ и передали его в жюри.
Если команда дала правильный ответ уже после первой подсказки, ей присуждается 5 баллов, после второй – 4 балла и т.д. За каждый неправильный ответ команда теряет 1 балл. Несколько подсказок можно пропустить, если есть сомнения или нет ответа. В этом случае баллы не теряются.
После каждого тайма ведущий дает правильный ответ, а жюри называет число очков, полученное каждой командой за последний тайм и общее число очков.
В конце игры жюри подсчитывает количество заработанных баллов каждой командой, а ведущий подводит итог всей игры.
Дефицит времени на уроке не дает возможности проведения большого количества игр, поэтому почти каждый урок начинаю с тайма из «пентагона», но время на обдумывание каждого вопроса 5 – 10 секунд и ответ не письменно, а устно.
Например, урок по теме «Алюминий» можно начать с вопроса: «Угадайте предмет, сделанный из этого вещества?» (это может быть алюминиевая вилка или фольга). Задаются пять подсказок «Пентагона»:
Тема № 1. 5.Определите вещество.
1.В 16 веке Парацельс, его имя Филипп Ауреол Теофаст Бомбаст фон Гогенгейм, изучал это вещество.
2.Наполеон III – маленький племянник великого дяди любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись, те, кому достались золотые.
3.В 1889 году Д.Н.Менделееву в Лондоне был преподнесен подарок из золота и этого вещества. Так был отмечен день рождения великого химика, и весы из этих были дороже золотых.
4.Советский спутник запустил 30 метровую антенну для радиосигналов. Вес спутника был 62 кг.
5.Дом Советов построен из этого вещества, а у Н.Г.Чернышевского «Что делать», во снах Веры Павловны называют этот металл «металлом социализма»
Ответ: алюминий.
Обычно ученики угадывают уже на 2-3 подсказке. Тема разгадана и можно продолжать урок. Этим приемом мы сводим оргмомент к минимуму, расширяем кругозор учащихся, а главное создаем положительную мотивацию для изучения предмета.
Можно задать вопрос, например, по теме «Спирт» – «Какое отношение имеет вещество к спиртам?» /вещество – древесный уголь/. Древесный уголь используется для очистки спиртов. (смотрите вопрос и «Пентагона» «Древесный уголь»)
В данном пособии есть материал об ученых, причем не даты и сухие цифры, а интересные факты из жизни замечательных людей. Считаю, что ученикам тоже небезынтересно узнать не только законы и открытия великих ученых - химиков, но и курьезы, случавшиеся с ними.
Тема № 7. 4.Назовите имя ученого.
1.Гениальнейший человек своего века, знающий 10 языков. Единственный сын и во сне увидел место гибели своего отца. Поплыв к острову, нашел его.
2.Когда местный щеголь, увидев на рукава дыру, сострил: «Мудрость выглядывает?», на что получил остроумный ответ: « Нет, глупость заглядывает».
3.Основоположник металлургии в России, организовал производство стекла /ныне это Ленинградский фарфоровый завод/, занимался мозаикой. Из его 40 работ сохранилось 23. Они находятся в Русском музее, Эрмитаже, Историческом музее.
4.Ученый – естествоиспытатель, энциклопедист, основоположник физхимии; поэт, заложивший основу современного русского языка; художник, историк, поборник русского в науке, в просвещении.
5.Создатель первого в России университета и сам являлся университетом. За открытие закона был предан анафеме церковью. К тому же в те времена ценилась борода, а он был безбородый.
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.
Данное пособие помогает при составлении задач.
Задача обычная:
При разложении сложного вещества образуется три новых вещества, причем один из них металл.
Подсказка: смотри «Пентагон» вещество « ляпис»
Задача принимает вид:
Сложное вещество применялось владельцами собак, которые занимались обманом. Для того, чтобы пес походил на молодого, они натирали этим веществом собаку и цвет шерсти становился черным.
Определите практический выход металла, если из 100 г сложного вещества получается 50 г металла.
Особенностью этого сборника является то, что очень легко подобрать вопросы для внеклассных мероприятий даже для учащихся разновозрастных групп. Если творчески подойти к данному пособию, то каждый учитель может найти для себя много полезного материала и сам определить подход к использованию предлагаемого пособия в каждом конкретном случае.
Материал выполнен в виде презентации на CD-ROM в программе Power Point, а также в печатном варианте (за счет гиперссылок можно вернуться в любую тему и любого класса.
С элементами своей работы над сборником выступал на 11 областной научно – практической конференции, проходящей в п. Шадейка Кунгурского района, 13.04.2001году.
|