|
Галиева Екатерина Викторовна
Сведения об авторе:
|
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании мировой художественной культуры
Пусть тот, кто ищет, не перестаёт искать до тех пор, пока не найдёт. И когда найдёт, он будет потрясён.
Когда-то человек, ведомый необратимым процессом эволюции, шёл по пути создания всё новых ресурсов для обеспечения своей жизни. С течением времени ситуация в корне переменилась: теперь уже нам приходится догонять широко шагающий по Земле прогресс, соответствовать его требованиям, наращивать ряд компетенций, чтобы смело называться цивилизованным человеком. Сегодня вполне можно говорить о том, что нам приходится жить в том мире, который мы сами для себя создали – в мире цифровых технологий. Окружающая нас действительность постоянно изменяется под их воздействием. В соответствии с этим изменяется и человек. И образование – как область, в центре которой стоит личность, её развитие - одна из тех сфер, которая наиболее чутко реагирует на всё происходящее в обществе.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, на мой взгляд, следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют эволюционной логике развития образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, благодаря чему прочно завоёвывают внимание педагогов и детей.
Организация эффективного обучения детей возможна только при знании и умелом использовании разнообразных средств обучения в ходе педагогического процесса. Исследования в области педагогики показали, что наиболее продуктивным обучение становится в том случае, когда все средства обучения используются учителем комплексно, взаимно дополняя друг друга.
Процесс обучения сегодня невозможно построить только с использованием устной и письменной речи без привлечения средств наглядности, лабораторного оборудования, компьютерных программ и т.д. Потенциал современной техники позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов. Это в свою очередь, оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные таким образом знания обеспечивают в дальнейшем лёгкий переход к более высокой ступени – пониманию и теоретическим выводам.
Эти теоретические обоснования и практические наблюдения и определили направленность моей работы.
В соответствии с принятой педагогическим коллективом в 2006 году Программой развития школы, в учебном плане появился ряд предметов, ориентированных на раскрытие и развитие индивидуальных способностей детей, их личностных качеств, на создание условий для максимально успешной адаптации личности в обществе. Среди этих предметов – МХК. Этот выбор вполне обоснован: какой бы профиль не реализовывала школа, какие современные образовательные технологии не внедряла, наша задача – создать условия для развития личности каждого ребёнка, воспитать его как носителя культуры своей страны. За основу своей деятельности я взяла компьютерные технологии, которые в большей степени способствуют достижению поставленных целей и задач.
Одной из целей моей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков на уроках мировой художественной культуры (МХК) с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Задачи:
- Способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями.
- Развивать познавательные процессы.
- Содействовать творческому развитию каждого ученика.
- Способствовать воспитанию социально активной личности.
- Воспитывать основы ответственного отношения к культурному наследию страны.
Для реализации цели и задач в школе созданы необходимые условия: развивающаяся и постоянно пополняющаяся материально-техническая база (видео- и аудиоаппаратура, цифровые фотоаппараты, компьютеры в необходимом количестве, оборудование для использования звукового сопровождения, мультимедийный экран, мультимедиапроектор, сканер и т.д.).
Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках МХК можно подтвердить востребованностью цифровых продуктов. Дидактические материалы, используемые мною в непосредственной деятельности, дают возможность решать поставленные цели. Вот, например, некоторые дидактические средства обучения и необходимые для их разработки программные продукты и техническое оснащение:
Дидактические средства обучения
|
Программные продукты
|
Техническое оснащение для работы с материалами
|
Печатный раздаточный материал
|
MS Word
|
Компьютер, принтер
|
Иллюстративный материал
|
MS Word
|
Компьютер, принтер
|
Печатные бланковые тесты
|
MS Word
|
Компьютер, принтер
|
Мультимедийный демонстрационный материал
|
MS Power Point
|
Компьютер, мультимедийный экран, мультимедиапроектор
|
Электронные справочники, энциклопедии
|
MS Power Point
|
Компьютер, мультимедийный экран, мультимедиапроектор
|
Ресурсы школьной медиатеки и творческий подход самого учителя позволяют обогатить уроки интересными заданиями, способствующими повышению интереса учащихся к изучаемой теме, например:
- в 5 классе в рамках изучения темы «Люди и звери» ребята готовят электронный фотоальбом с цифровыми фотографиями своих питомцев (составляется общая презентация в программе Windows Movie Maker );
- учащиеся 6 класса на уроке МХК по теме «Мифологические образы в произведениях искусства» отправились в электронную экскурсию по Санкт-Петербургскому «Музею античности» в Летнем саду (презентация в программе MS Power Point - авторская разработка Галиевой Е.В.);
- в 7 классе – урок по теме «Русская иконопись» (с использованием презентации в программе MS Power Point - авторская разработка Галиевой Е.В.);
- в 8 классе – электронная экскурсия по российским городам – культурным центрам (Москва, Екатеринбург - презентации в программе MS Power Point - авторская разработка Галиевой Е.В.);
- в 9 классе – уроки с использованием музыки из отечественных и зарубежных кинофильмов и т.д.
Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий – весьма интересное и творческое дело. Интерес к представленным таким образом материалам и эффективность восприятия предлагаемой ими информации намного превосходят возможности любых традиционных наглядных пособий. Кроме того, использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:
- Организовать урок на качественно более высоком уровне.
- Активизировать работу учащихся на уроке.
- Учесть психологические, возрастные особенности детей разного возраста.
- Понизить физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей.
- Повысить качество знаний по предмету: средний показатель качества по МХК в 2006-2007 учебном году составил 74%, по итогам I четверти 2007-2008 учебного года – 76%.
Но самый важный результат, на мой взгляд, это то, что современный ребёнок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.
|