Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Яровая Л.Г. Витамины ( 8 класс)

Автор: 
Яровая Любовь Григорьевна
Место работы: 
Красноярский край с.Миндерла, Сухобузимский район МОУ «Миндерлинская средняя общеобразовательная школа» Учитель биологии
Контакты: 

 

Витамины ( 8 класс)

 

 

                                ЛИТЕРАТУРА:

  1. И.И. Матусис  «Витамины и антивитамины»
  2. В.М. Куликов, Ю.Д. Рубан  « Общая зоотехния»
  3. Г.И. Азимов «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных.»
  4. Еженедельное приложение к газете « Первое сентября» Лайнус Полинг ( к 100 –летию со дня рождения).
  5. А.С. Батуев « Биология» 9 класс, Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев.  «Биология» 8 класс

 

Форма урока: работа в группах по 4 -5 человек.

 

Тему урока я не называю, мы назовём её вместе с ребятами.

 

Эпиграф: « Биологии не кончится урок – жизнь будет её вечным продолжением».

УЧИТЕЛЬ: Чтобы перейти к новой теме, давайте повторим:

  • Назвать питательные вещества, которые входят в продукты питания?
  •  Какую функцию они выполняют в организме?
  •  Под действием чего органические вещества расщепляются в организме?
  •  На что расщепляются органические вещества?
  • А сегодня мы поговорим ещё об одном органическом веществе, но с меньшей молекулярной массой. Эти органические вещества не расщепляются в желудочно-кишечном   тракте на мономеры, а всасывается как вода и минеральные соли. Что это за органические вещества?

 

«ВИТАМИНЫ» – это тема нашего урока (низкомолекулярные органические вещества, не расщепляются на мономеры)
ЦЕЛЬ: Изучить значение витаминов в обмене веществ, нормы и содержание их в продуктах питания. В каких отраслях промышленности их применяют, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность человека и животных.

 1 слайд. Даёт понятие витамины

УЧИТЕЛЬ:
Великий русский физиолог К.А. Тимирязев завещал нам исторический метод в биологии. С помощью этого метода ответим, как человек открыл витамины и роль их в организме?
2,3,4,5 слайды. Показывает учёных.

 

УЧИТЕЛЬ: Класс делю на 4 группы, и каждая группа готовит сообщение об одном учёном и его умозаключение.
1 группа о Н.И Лунине. Как вы думаете, к какому заключению пришёл Н.И. Лунин? ( невозможно обеспечить жизнедеятельность животных белками, жирами, углеводами и мин. солями, нужны ещё какие-то жизненно важные вещества, которые содержатся в молоке.
2 группа. Х. Эйкман. ( К какому заключению приходит Х.Эйкман? ( бери-бери -это не инфекционное заболевание, в шелухе риса содержатся нужные вещества для организма)
3 группа Гопкинс. (в натуральных продуктах содержатся какие- то вещества нужные для организма, но в малых количествах)

 

УЧИТЕЛЬ: А если органическое вещество нужно в малых количествах, то какую функцию выполняет это вещество?  (КАТАЛИТИЧЕСКУЮ) Предположим, что витамины и ферменты выполняют одну и ту же функцию. А как они работают?

 

БЕСЕДА: Где образуются ферменты?
А витамины?
Ферменты есть, так почему возникают заболевания, когда  недостаток витаминов (скорее всего они усиливают работу ферментов)

 

ВЫВОД: Витамины содержатся в натуральных продуктах и усиливают работу   ферментов, работают  Ф + витамин + Mg++
Слайд 6 Роль витаминов при окислении глюкозы.

 

7 СЛАЙД  4группа  делает сообщение о К. Функе (Выделил витамин В1 и назвал эту группу веществ витаминами)
Слайд 11. Классификация витаминов. ( Известно около50 витаминов, а 20 нужны нашему организму)  Обозначаются заглавными латинскими буквами, а второе их химическое название.  Недостаток или отсутствие витаминов длительное время вызывает заболевание- авитаминоз. С- цинга, А- куриная слепота, Д- рахит, В1-бери-бери. Лечится только витаминами. Делятся на две группы водорастворимые  и жирорастворимые. Почему ни у всех витаминов 2 названия? (например, липоевая кислота, оротовая кислота).

 

2. ЗАДАНИЕ ГРУППАМ.
Сколько нужно вводить томатной пасты в суточный рацион морским свинкам, чтобы они не заболели цингой, Витамин С  в организме морских свинок не образуется.

Разбить свинок на группы       №1              №2                 №3           №4



Томатная паста       1г.               2г.                   3г.             4г.

Допустим, свинки 1 группы заболели, а 2.3.4 нет , значит нужно добавлять 2-2,5г.
Вызвать авитаминоз у морских свинок, а за тем вводить 1, 2, г.. и когда выздоровят, то
это и будет норма.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА.
Каждая группа получает задание подготовить сообщение об 1 витамине (А, В, С, Д). Группы получают сообщения из разных источников и отвечают на 5 вопросов. Через 7мин. один человек от группы делает сообщение, а другой на доске заполняет таблицу.


Название витамина

Нор-
ма

Откладывает- ся в печени или нет

Регулирует обмен веществ

Заболевание

А (Ретинол)

1мг.

да

Белковый обмен и минеральных солей

Замедление роста и «куриная слепота»

В1 (Тиамин)

1мг.

нет

Углеводный обмен

Бери- бери

С (Аскорбиновая кислота)

70мг.

да

Углеводный обмен

Цинга

Д
Кальциферол

0,02мг

да

Кальция и фосфора

Рахит

 

Слайды 12-13,14-15, 16-17, 18-19 Сообщения о витаминах. Авитаминозы.

( А могут заменять витамины друг друга? Нет, так как каждый витамин регулирует свой обмен веществ) Летом в траве содержится много каротина и часть его уходит в продукцию ( молоко, в желток  яйца)

3. РАБОТА  ЖУРНАЛИСТОВ. (Каждая группа делает сообщение о витаминах, что это за вещества)
1. Органические вещества с низкой молекулярной массой.
1. Не расщепляются в ж.к. тракте.
2. Содержатся в натуральных продуктах.
3.Катализаторы.
4. Не заменяют друг друга.
5. Недостаток витаминов – авитаминоз.
6. Лечится только витаминами или продуктами, которые содержат этот витамин.

4     ВОПРОСЫ К ГУППАМ. ( Каждая группа получает по 2 вопроса)
1.  Почему, когда из рациона человека выводят продукты, содержащие витамин С, то цинга возникает через 6 месяцев?
2.  Почему чаще всего цинга возникала у мореплавателей?
3.  У учёных, которые выводили из своего рациона продукты, содержащие витамин С, наблюдалась цинга, а вот у эскимосов её признаков нет?
4.Почему в шелухе риса содержится витамин В1, а в эндосперме его нет?
5. Почему в странах Южной Азии встречается заболевание бери- бери, а у нас нет?
6. Почему летом у коров молоко жёлтое и у домашних кур желтки, говорят, что жирное, а так ли на самом деле?
7. Сколько загара нужно на теле человека, чтобы организм был обеспечен витамином Д?
8. Объясните, почему у негров живущих в России, возникает рахит, а у нас нет?
9. Какой продукт можно использовать в пищу, чтобы обеспечить витамином А,С.Д.
Задания групп оцениваются по 5 бальной системе. Та группа, которая набрала большее количество  балов, получает -5

5 ВЫСТУПАЮТ ГОСТИ.

                                    ДЕТСКИЙ  ВРАЧ. Слайд21
Я неделю назад попросила ребят вашей школы принести упаковки от витаминов, и  вот посмотрите сколько их( в коробке более 100 упаковок).Пользуетесь витаминами  - это хорошо, а так ли хорошо их использовать в больших количествах? Например, физиологическая норма витамина С-100мг., а лечебная-600мг. Одно время увлекались высокими  дозами  витаминов. Американский учёный Лайнус  Полинг рекомендует при угрозе или наличии начальных признаков простудных заболеваний применять колоссальные дозы витамина С- по нескольку граммов. Но совет  следует считать преждевременным. Эти наблюдения Полинг проводил на себе. Известно, что дозы, рекомендуемые Полингом, могут быть причинами весьма нежелательных явлений.

  • Угнетение выработки гормонов поджелудочной железы- инсулина.
  • Повышается артериальное давление.
  • Повышается свёртываемость крови.

Лайнус Полинг (28/2 1901года-19/8 1994года) имеет 2 Нобелевские премии: 1954г.- в области химии;1962г.- в области укрепления мира.
Незадолго до смерти его спросили, каким он хочет остаться в памяти потомков. Он ответил: «Скорее всего, обо мне будут  вспоминать, как  об изобретателе высоких доз витамина С, конечно, я о себе так не думаю».
ЗООТЕХНИК ПО КОРМАМ (исследовательская работа)

  • Провитамином витамина А является каротин. Он превращается в кишечнике в витамин А, а откладывается в печени. Витамин А откладывается в 3-4 раза быстрее, чем каротин и усваивается на 30% -60% лучше. Каротина же больше откладывается  в желтках яиц и молоке. Так как летом в траве много каротина, поэтому молоко и желтки яиц кур имеют жёлтую окраску. А куры на птицефабрике содержатся в клетках, поэтому все витамины должны поступать  с кормом. Большая часть витаминов на фабрике покупается в г. Бийске, а часть получают  на месте.
  • Так как каротина много в люцерне, то из неё производят гранулированную травяную  муку. Но надо иметь в виду, что даже при нормальных условиях каротин легко окисляется и теряет свою активность. А как теряется активность каротина, мы исследовали на факультативе.

                                            ТАБЛИЦА.


Месяц

Количество мг. Каротина на 1 кг муки

Июль
Октябрь
Февраль

230мг/кг
170мг/кг
40мг/кг

В февральской муке очень низкое содержание каротина, и как источник витамина её рекомендовать нельзя. Но мы ещё определили  наличие каротина в хвое ели, в которой содержится 80мг/кг, т.е. в 2 раза выше, чем в  травяной муке. Но хвою нужно использовать свежую и измельчённую.

  • Потребность в каротине, витамине В и Е решают путём проращивания зерна.
  • Витамином Д обеспечивают путём облучения цыплят и корма ультрафиолетовыми установками.

                        
ДИРЕКТОР  ФАБРИКИ  ПО  ПРОИЗВОДСТВУ  КРЕМОВ  И  ШАМПУНЕЙ. Слайд 22,23
-    Наша фабрика выпускает крема, шампуни, лаки и бальзамы. В состав их входят витамины, концентрат алоэ и пшеничных отрубей. Вот эта обновлённая серия средств называется « Прелесть Шик».  Женщинам, кому за 50, рекомендуем этот крем. Он вернёт бодрость и эластичность вашей коже. Посмотрите на меня, моя кожа ослепительно свежая.

А сколько проблем может доставить вам обыкновенная перхоть, зуд, истончение и выпадение волос? Уже после второго и третьего применения  ваши волосы «оживит»  наш  шампунь « Прелесть Шик». У мужчин увеличится дополнительный объём волос, а у женщин даже заколка их не обхватит.

 

ДИРЕКТОР ЗАВОДА  ПО  ПРОИЗВОДСТВУ  ВИТАМИНОВ.
С 1938 года началось промышленное производство витаминов. Сегодня их производят тонны. Витамин  С получают из шиповника и облепихи. Витамин А, Д- из печени кита, акулы и трески. В1 -из отрубей. Витамины получают из продуктов перегонки каменного угля.  Они улучшают здоровье и повышают продуктивность  животных. Но каждый человек должен знать, что витамины тоже надо пить с умом.  К сожалению, лишь немногим известна «страшная тайна» поливитаминной таблетки: в организме человека происходит взаимодействие между её составляющими! Например, кальций и железо снижают усвоение марганца и конкурируют как между собой, так и цинком. С витамином С плохо уживается медь и витамины группы В
Решить проблему удалось российским специалистам.  В новом уникальном препарате «АлфаВИТ» 23 витамина и минерала  разделили на 3 части. Каждая часть подобрана из максимально дружественных компонентов. А раз нет между ними биохимических споров, значит, усвоение будет  почти 100%. Словом, «Разделяй и здравствуй!»

 

ДИРЕКТОР МЫЛОВАРЕННОГО ЗАВОДА.
-  В настоящее время многие фабрики и заводы добавляют в свою продукцию витамины. Например, в жевательную резинку, соки, муку, сахар, растительное масло и молочные продукты. В свою продукцию туалетное мыло, мы тоже добавляем витамины. Особенно у женщин пользуется спросом мыло «Бархатные ручки».

РЕКЛАМА.
- С тех пор, как я попробовала мыло «Бархатные ручки», моя кожа помолодела, стала нежной и приятной на ощупь. Поры расширились, я почувствовала прилив бодрости  и новых сил! Даже сама удивилась! Хотя на вкус….. мыло как мыло…….

ДИРЕКТОР ФИТОБАРА « ВИКТОРИЯ».
Дорогие  друзья, в этом году в Миндерле открылся фитобар « ВИКТОРИЯ» Лучшие напитки нашего бара, которые пользуются спросом у населения -это отвары  шиповника и клубники. Напитки повышают бодрость духа и укрепляют здоровье. ( Угощает всех ).  Затем спрашивает: « Вы почувствовали прилив сил и бодрость духа?» Слайд 25

Учитель биологии: Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.
Тест (отвечают при помощи табличек А, В, С, D). Слайд26

  • Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
  • Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
  • Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
  • Витамин роста (А).
  • Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
  • Шиповник – это кладовая витамина (С).
  • Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).
  • Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (В1).
  • Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С).

В конце урока подводим итоги и отметки получают по количеству набранных баллов.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн