Автор:
Яровая Любовь Григорьевна
Место работы:
Красноярский край с.Миндерла, Сухобузимский район МОУ «Миндерлинская средняя общеобразовательная школа» Учитель биологии
Витамины ( 8 класс)
ЛИТЕРАТУРА:
- И.И. Матусис «Витамины и антивитамины»
- В.М. Куликов, Ю.Д. Рубан « Общая зоотехния»
- Г.И. Азимов «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных.»
- Еженедельное приложение к газете « Первое сентября» Лайнус Полинг ( к 100 –летию со дня рождения).
- А.С. Батуев « Биология» 9 класс, Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. «Биология» 8 класс
Форма урока: работа в группах по 4 -5 человек.
Тему урока я не называю, мы назовём её вместе с ребятами.
Эпиграф: « Биологии не кончится урок – жизнь будет её вечным продолжением».
УЧИТЕЛЬ: Чтобы перейти к новой теме, давайте повторим:
- Назвать питательные вещества, которые входят в продукты питания?
- Какую функцию они выполняют в организме?
- Под действием чего органические вещества расщепляются в организме?
- На что расщепляются органические вещества?
- А сегодня мы поговорим ещё об одном органическом веществе, но с меньшей молекулярной массой. Эти органические вещества не расщепляются в желудочно-кишечном тракте на мономеры, а всасывается как вода и минеральные соли. Что это за органические вещества?
«ВИТАМИНЫ» – это тема нашего урока (низкомолекулярные органические вещества, не расщепляются на мономеры)
ЦЕЛЬ: Изучить значение витаминов в обмене веществ, нормы и содержание их в продуктах питания. В каких отраслях промышленности их применяют, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность человека и животных.
1 слайд. Даёт понятие витамины
УЧИТЕЛЬ:
Великий русский физиолог К.А. Тимирязев завещал нам исторический метод в биологии. С помощью этого метода ответим, как человек открыл витамины и роль их в организме?
2,3,4,5 слайды. Показывает учёных.
УЧИТЕЛЬ: Класс делю на 4 группы, и каждая группа готовит сообщение об одном учёном и его умозаключение.
1 группа о Н.И Лунине. Как вы думаете, к какому заключению пришёл Н.И. Лунин? ( невозможно обеспечить жизнедеятельность животных белками, жирами, углеводами и мин. солями, нужны ещё какие-то жизненно важные вещества, которые содержатся в молоке.
2 группа. Х. Эйкман. ( К какому заключению приходит Х.Эйкман? ( бери-бери -это не инфекционное заболевание, в шелухе риса содержатся нужные вещества для организма)
3 группа Гопкинс. (в натуральных продуктах содержатся какие- то вещества нужные для организма, но в малых количествах)
УЧИТЕЛЬ: А если органическое вещество нужно в малых количествах, то какую функцию выполняет это вещество? (КАТАЛИТИЧЕСКУЮ) Предположим, что витамины и ферменты выполняют одну и ту же функцию. А как они работают?
БЕСЕДА: Где образуются ферменты?
А витамины?
Ферменты есть, так почему возникают заболевания, когда недостаток витаминов (скорее всего они усиливают работу ферментов)
ВЫВОД: Витамины содержатся в натуральных продуктах и усиливают работу ферментов, работают Ф + витамин + Mg++
Слайд 6 Роль витаминов при окислении глюкозы.
7 СЛАЙД 4группа делает сообщение о К. Функе (Выделил витамин В1 и назвал эту группу веществ витаминами)
Слайд 11. Классификация витаминов. ( Известно около50 витаминов, а 20 нужны нашему организму) Обозначаются заглавными латинскими буквами, а второе их химическое название. Недостаток или отсутствие витаминов длительное время вызывает заболевание- авитаминоз. С- цинга, А- куриная слепота, Д- рахит, В1-бери-бери. Лечится только витаминами. Делятся на две группы водорастворимые и жирорастворимые. Почему ни у всех витаминов 2 названия? (например, липоевая кислота, оротовая кислота).
2. ЗАДАНИЕ ГРУППАМ.
Сколько нужно вводить томатной пасты в суточный рацион морским свинкам, чтобы они не заболели цингой, Витамин С в организме морских свинок не образуется.
Разбить свинок на группы №1 №2 №3 №4
Томатная паста 1г. 2г. 3г. 4г.
Допустим, свинки 1 группы заболели, а 2.3.4 нет , значит нужно добавлять 2-2,5г.
Вызвать авитаминоз у морских свинок, а за тем вводить 1, 2, г.. и когда выздоровят, то
это и будет норма.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Каждая группа получает задание подготовить сообщение об 1 витамине (А, В, С, Д). Группы получают сообщения из разных источников и отвечают на 5 вопросов. Через 7мин. один человек от группы делает сообщение, а другой на доске заполняет таблицу.
Название витамина |
Нор-
ма
|
Откладывает- ся в печени или нет
|
Регулирует обмен веществ
|
Заболевание
|
А (Ретинол)
|
1мг.
|
да
|
Белковый обмен и минеральных солей
|
Замедление роста и «куриная слепота»
|
В1 (Тиамин)
|
1мг.
|
нет
|
Углеводный обмен
|
Бери- бери
|
С (Аскорбиновая кислота)
|
70мг.
|
да
|
Углеводный обмен
|
Цинга
|
Д
Кальциферол
|
0,02мг
|
да
|
Кальция и фосфора
|
Рахит
|
Слайды 12-13,14-15, 16-17, 18-19 Сообщения о витаминах. Авитаминозы.
( А могут заменять витамины друг друга? Нет, так как каждый витамин регулирует свой обмен веществ) Летом в траве содержится много каротина и часть его уходит в продукцию ( молоко, в желток яйца)
3. РАБОТА ЖУРНАЛИСТОВ. (Каждая группа делает сообщение о витаминах, что это за вещества)
1. Органические вещества с низкой молекулярной массой.
1. Не расщепляются в ж.к. тракте.
2. Содержатся в натуральных продуктах.
3.Катализаторы.
4. Не заменяют друг друга.
5. Недостаток витаминов – авитаминоз.
6. Лечится только витаминами или продуктами, которые содержат этот витамин.
4 ВОПРОСЫ К ГУППАМ. ( Каждая группа получает по 2 вопроса)
1. Почему, когда из рациона человека выводят продукты, содержащие витамин С, то цинга возникает через 6 месяцев?
2. Почему чаще всего цинга возникала у мореплавателей?
3. У учёных, которые выводили из своего рациона продукты, содержащие витамин С, наблюдалась цинга, а вот у эскимосов её признаков нет?
4.Почему в шелухе риса содержится витамин В1, а в эндосперме его нет?
5. Почему в странах Южной Азии встречается заболевание бери- бери, а у нас нет?
6. Почему летом у коров молоко жёлтое и у домашних кур желтки, говорят, что жирное, а так ли на самом деле?
7. Сколько загара нужно на теле человека, чтобы организм был обеспечен витамином Д?
8. Объясните, почему у негров живущих в России, возникает рахит, а у нас нет?
9. Какой продукт можно использовать в пищу, чтобы обеспечить витамином А,С.Д.
Задания групп оцениваются по 5 бальной системе. Та группа, которая набрала большее количество балов, получает -5
5 ВЫСТУПАЮТ ГОСТИ.
ДЕТСКИЙ ВРАЧ. Слайд21
Я неделю назад попросила ребят вашей школы принести упаковки от витаминов, и вот посмотрите сколько их( в коробке более 100 упаковок).Пользуетесь витаминами - это хорошо, а так ли хорошо их использовать в больших количествах? Например, физиологическая норма витамина С-100мг., а лечебная-600мг. Одно время увлекались высокими дозами витаминов. Американский учёный Лайнус Полинг рекомендует при угрозе или наличии начальных признаков простудных заболеваний применять колоссальные дозы витамина С- по нескольку граммов. Но совет следует считать преждевременным. Эти наблюдения Полинг проводил на себе. Известно, что дозы, рекомендуемые Полингом, могут быть причинами весьма нежелательных явлений.
- Угнетение выработки гормонов поджелудочной железы- инсулина.
- Повышается артериальное давление.
- Повышается свёртываемость крови.
Лайнус Полинг (28/2 1901года-19/8 1994года) имеет 2 Нобелевские премии: 1954г.- в области химии;1962г.- в области укрепления мира.
Незадолго до смерти его спросили, каким он хочет остаться в памяти потомков. Он ответил: «Скорее всего, обо мне будут вспоминать, как об изобретателе высоких доз витамина С, конечно, я о себе так не думаю».
ЗООТЕХНИК ПО КОРМАМ (исследовательская работа)
- Провитамином витамина А является каротин. Он превращается в кишечнике в витамин А, а откладывается в печени. Витамин А откладывается в 3-4 раза быстрее, чем каротин и усваивается на 30% -60% лучше. Каротина же больше откладывается в желтках яиц и молоке. Так как летом в траве много каротина, поэтому молоко и желтки яиц кур имеют жёлтую окраску. А куры на птицефабрике содержатся в клетках, поэтому все витамины должны поступать с кормом. Большая часть витаминов на фабрике покупается в г. Бийске, а часть получают на месте.
- Так как каротина много в люцерне, то из неё производят гранулированную травяную муку. Но надо иметь в виду, что даже при нормальных условиях каротин легко окисляется и теряет свою активность. А как теряется активность каротина, мы исследовали на факультативе.
ТАБЛИЦА.
Месяц |
Количество мг. Каротина на 1 кг муки
|
Июль
Октябрь
Февраль
|
230мг/кг
170мг/кг
40мг/кг
|
В февральской муке очень низкое содержание каротина, и как источник витамина её рекомендовать нельзя. Но мы ещё определили наличие каротина в хвое ели, в которой содержится 80мг/кг, т.е. в 2 раза выше, чем в травяной муке. Но хвою нужно использовать свежую и измельчённую.
- Потребность в каротине, витамине В и Е решают путём проращивания зерна.
- Витамином Д обеспечивают путём облучения цыплят и корма ультрафиолетовыми установками.
ДИРЕКТОР ФАБРИКИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ КРЕМОВ И ШАМПУНЕЙ. Слайд 22,23
- Наша фабрика выпускает крема, шампуни, лаки и бальзамы. В состав их входят витамины, концентрат алоэ и пшеничных отрубей. Вот эта обновлённая серия средств называется « Прелесть Шик». Женщинам, кому за 50, рекомендуем этот крем. Он вернёт бодрость и эластичность вашей коже. Посмотрите на меня, моя кожа ослепительно свежая.
А сколько проблем может доставить вам обыкновенная перхоть, зуд, истончение и выпадение волос? Уже после второго и третьего применения ваши волосы «оживит» наш шампунь « Прелесть Шик». У мужчин увеличится дополнительный объём волос, а у женщин даже заколка их не обхватит.
ДИРЕКТОР ЗАВОДА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ВИТАМИНОВ.
С 1938 года началось промышленное производство витаминов. Сегодня их производят тонны. Витамин С получают из шиповника и облепихи. Витамин А, Д- из печени кита, акулы и трески. В1 -из отрубей. Витамины получают из продуктов перегонки каменного угля. Они улучшают здоровье и повышают продуктивность животных. Но каждый человек должен знать, что витамины тоже надо пить с умом. К сожалению, лишь немногим известна «страшная тайна» поливитаминной таблетки: в организме человека происходит взаимодействие между её составляющими! Например, кальций и железо снижают усвоение марганца и конкурируют как между собой, так и цинком. С витамином С плохо уживается медь и витамины группы В
Решить проблему удалось российским специалистам. В новом уникальном препарате «АлфаВИТ» 23 витамина и минерала разделили на 3 части. Каждая часть подобрана из максимально дружественных компонентов. А раз нет между ними биохимических споров, значит, усвоение будет почти 100%. Словом, «Разделяй и здравствуй!»
ДИРЕКТОР МЫЛОВАРЕННОГО ЗАВОДА.
- В настоящее время многие фабрики и заводы добавляют в свою продукцию витамины. Например, в жевательную резинку, соки, муку, сахар, растительное масло и молочные продукты. В свою продукцию туалетное мыло, мы тоже добавляем витамины. Особенно у женщин пользуется спросом мыло «Бархатные ручки».
РЕКЛАМА.
- С тех пор, как я попробовала мыло «Бархатные ручки», моя кожа помолодела, стала нежной и приятной на ощупь. Поры расширились, я почувствовала прилив бодрости и новых сил! Даже сама удивилась! Хотя на вкус….. мыло как мыло…….
ДИРЕКТОР ФИТОБАРА « ВИКТОРИЯ».
Дорогие друзья, в этом году в Миндерле открылся фитобар « ВИКТОРИЯ» Лучшие напитки нашего бара, которые пользуются спросом у населения -это отвары шиповника и клубники. Напитки повышают бодрость духа и укрепляют здоровье. ( Угощает всех ). Затем спрашивает: « Вы почувствовали прилив сил и бодрость духа?» Слайд 25
Учитель биологии: Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.
Тест (отвечают при помощи табличек А, В, С, D). Слайд26
- Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
- Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
- Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
- Витамин роста (А).
- Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
- Шиповник – это кладовая витамина (С).
- Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).
- Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (В1).
- Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С).
В конце урока подводим итоги и отметки получают по количеству набранных баллов.
|