Автор:
Калюжнова Галина Викторовна
Место работы:
Учитель искусства и художественной культуры, МОУ СОШ № 9 Г. Дивногорск Красноярского края
Разработка урока по ИЗО «Фасад – лицо избы, окна – ее глаза», 5 класс
Методическое описание – рекомендации по использованию работы.
В данной презентации представлена разработка урока «Фасад – лицо избы, окна – ее глаза».
Этот урок проводится в 5 классе по программе «Художественная культура Красноярского края».
Это один из четырех уроков, входящих в блок «Деревянное зодчество Красноярского края».
Цель урока:
- Воспитание бережного отношения к культуре края.
- Понимание роли великого художественного наследия России и, в частности, Сибири, в формировании личности человека и развитии культуры.
Блок уроков «Деревянное зодчество Красноярского края» рассказывает о памятниках деревянного зодчества, сохранившихся до наших дней в городах и селах Красноярского края. Это наше наследие, наш след на земле.
На первом уроке по теме: «Деревянное зодчество Красноярского края. Культовая и жилая архитектура» проводится воображаемая экскурсия по городам – острогам Красноярского края 17 – 18 веков.
Учащиеся имеют возможность познакомиться с типами построек, которые сложились на русском Севере в старину. Рассматривают фотографии деревянных домов и учатся различать по внешнему виду, к какому типу (клеть, пятистенка) относятся эти постройки. Узнают, как и из чего строили дома наши предки, что было в доме (печь, полати, стол, лавки, домашняя утварь), как жили люди в те далекие времена.
На втором уроке - «Деревянная архитектура 19 века в Красноярском крае» - преображение городов в 19 веке.
Пятиклассники отмечают, как изменяются постройки с течением времени от простой избы «клетью» до богато украшенных двухэтажных особняков с балконами, башенками, эркерами, резными карнизами, окнами и т. д. Узнают о работе плотницких артелей. Знакомятся с понятиями: сруб, венец, конек, причелина, полотенце, наличники и т. д.
Третий урок проводится по теме: «Фасад – лицо избы, окна – ее глаза».
На этом уроке ученики узнают, какое значение русские люди придавали оформлению своих домов и, в частности, окон. Почему окна украшались ставнями, кокошником и фартуком. Какое значение придавалось этим элементам окна.
Какие виды украшений применяли. Почему обязательно на каждом окне присутствовало стилизованное изображение солнца.
Ученики обсуждают и сравнивают три вида резного декора, отличающихся техникой исполнения: глухая резьба, пропильная и накладная. Обсуждают вопрос о том, в чем проявилось искусство русских мастеров – древоделов.
Учитель вместе с учениками проводит исследование конструкции окна русской избы.
Приглашая пятиклассников к диалогу об искусстве деревянного зодчества, на примере дома раскрывается идея семейного лада как национальная традиция.
Важно, чтобы на уроке пятиклассники закрепили особенности конструкции окна русской избы и способы его оформления различными видами резьбы. Для этого проводится практическая работа, заключающаяся в том, что ученики под руководством учителя учатся рисовать окно. И творческая, в которой ученики самостоятельно подбирают элементы декора и оформляют свое окно.
В заключение урока проводится выставка рисунков, их обсуждение. Учащиеся выбирают лучшие работы.
Четвертый урок из этого блока проводится по теме «Изба – творение русских мастеров - древоделов».
Учитель вместе с учениками проводит исследование конструкции русской избы и составляет словарь из элементов, составляющих строение и его убранство.
Вторая часть урока – творческое задание: «Я – мастер – древодел». Учащимся предлагается нарисовать свой деревянный дом и правильно оформить его, проявив фантазию. Возле дома изобразить забор и ворота.
Таким образом, на протяжении четырех уроков пятиклассники знакомятся с деревянным зодчеством Красноярского края. Узнают, как строили дома наши предки и как их украшали.
При выполнении творческих заданий закрепляют свои знания и умения.
Учатся любить и бережно относиться к культурному наследию народов России и, в частности, Сибири.
Опыт проведения таких уроков показывает, что пятиклассники с большим интересом знакомятся с традициями предков, принимают активное участие в обсуждении тем уроков, и особенно с удовольствием выполняют практические и творческие задания. Многие приводят примеры из личной жизни, рассказывая, в каких домах и сейчас живут их дедушки и бабушки. Такие рассказы производят наиболее яркое впечатление.
Лучшие работы выставляются в кабинете искусства в «Картинной галерее», где их имеют возможность увидеть и оценить учащиеся других классов.
Таким образом, блок уроков по теме «Деревянное зодчество Красноярского края» учит понимать значение жизни народа на земле, понимать высшие достижения мастерства народа как проявление лучшего в характере народа.
Для реализации данной методики нужно не много: творческий подход учителя и наличие в школе мульти медийного кабинета. Желаю творческих удач!
|