Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Копылова Л.А. Тема урока: «Сложное предложение», 5 класс

Автор: 
Копылова Лидия Александровна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы II квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области

 

Тема урока: «Сложное предложение», 5 класс

Предмет: Русский язык.
Класс: 5.
Тема урока: «Сложное предложение».
Форма работы: групповая.

 

Цели урока:

  • Восстановить в памяти учащихся прием распознавания простых и сложных предложений;
  • основные признаки сложного предложения;
  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определить его границы;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

 

Оборудование:

  • Текст из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; А.Н. Толстой;
  • схемы сложного предложения.
  • презентация

 

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Цели
на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические приемы

Система
ожидаемых умений

Целеполагание

 

Сообщение темы и цели урока (Слайд 1).
Цель урока:

  • научиться распознавать простые и сложные предложения;
  • определить основные признаки сложного предложения;
  • познакомиться с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • определять его границы, строить сложные предложения.

 

 

Уметь различать сложное и простое предложения, ставить запятую между частями сложного предложения типа: [], О или О, П, определять его границы, строить сложные предложения.

Подготовка учащихся к усвоению материала

 

Сегодня мы изучаем сложное предложение, несколько уроков назад изучали простое предложение.

  • Скажите, что такое предложение вообще?
  • А что такое, по вашему мнению, сложное предложение?
  • Было высказано много мнений, нам предстоит определить, какое из них верное?

Ответы на вопросы.

Беседа по вопросам.

 

Усвоение
новых знаний

Распознавать простые и сложные предложения.

Зачитайте речь Тортилы из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Вопросы.

  • Почему Тортила назвала Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?
  • В каких предложениях Буратино выражал свои «коротенькие мысли»? (В коротких.)
  • А Тортила? Зачитайте эти предложения.
  • Так в каких предложениях выражает свои мысли Тортила. (В длинных.)
  • Давайте сравним, по каким признакам различны предложения Буратино и Тортилы?

Чтение отрывков из сказки заранее подготовленными учениками.
Речь Тортилы (Слайд 2).
«Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Если бы ты сидел дома и хорошо учился, то не оказался бы без денег в Стране Дураков. Деньги твои украли кот и лиса. Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор. Но ты не горюй, человечек, я помогу тебе.
Этот ключ обронил человек с такой бородой, что он засовывал ее в карман, чтобы она ему не мешала. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне золотой ключик!»
Речь Буратино (Слайд 3).
«Я хороший и благоразумный. Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой! Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!»

Беседа по содержанию текста. Учащиеся зачитывают предложения.

 

Сравнительный анализ предложений по наличию
в них грамматических основ

Определить основные признаки сложного предложения – количество грамматических основ.

Сравните (Слайд 4).
Как я вернусь к папе Карло?
Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор.
Вывод.

  • Теперь, когда оказалось, что в предложении, сказанном черепахой Тортилой, две грамматические основы, а в предложении Буратино – одна, подумайте и решите: какое предложение мы будем называть простым, а какое – сложным?

Учащиеся должны подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях и сказать о смысловой связи.
Отвечают на вопрос.

 

 

 

Уметь формулировать правило.

  • Сформулируйте правило: что такое сложное предложение?

Работа с учебником «Русский язык. Теория», § 24. Чтение учащимися формулировки синтаксического понятия «сложное предложение».

 

 

Закрепление
новых знаний

Самоконтроль.

А сейчас проведем небольшой эксперимент.

  • Какие это предложения? Составьте их схемы. (Слайд 5).

Дождь кончился.
[–  =].
Дети пошли гулять.
[–  =].

Составляют схемы и записывают в тетрадь.

 

 

 

Познакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного.

  • Составьте предложения по данным семам и запишите их в тетрадь (Слайд 6).

[–  =], [–  =].
Дождь кончился, дети пошли гулять.
[–  =], и [–  =].
Дождь кончился, и дети пошли гулять.
(Когда –  =), [–  =].
Когда дождь кончился, дети пошли гулять.
Вывод.

  • Если между частями этих предложений смысловая связь?
  • Какие это предложения и какие средства связи простых предложений в составе сложного?

Составляют предложения по данным схемам и записывают их в тетрадь.
Проверь себя (Слайд 7).
Отвечают на вопросы.

 

 

 

Уметь находить сложные предложения в тексте.

Откройте учебник на стр. 100 и выполните упр. 325. Запишите только грамматические основы.

  • Назовите гр. основы простых предложений.
  • Назовите гр. основы сложных предложений.

Продолжают работу с §24.

 

 

 

РР уметь употреблять сложные предложения в речи.

  • Вернемся к тексу из сказки. Права ли Тортила, называя Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?

Творческое задание (Слайд 8).
Употребляя сложные предложения, составьте по тексту или свою сказку, или только сложные предложения, или дайте советы Буратино.

Сочиняют свою сказку или конструируют сложные предложения по тексту.

 

 

Домашнее задание. Продолжите дома работу по сочинению сказки.

Рефлексия

Проверка усвоения материала

Тест (Слайд 9-12).
I. Выбрать определение сложного предложения.

  • Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
  • Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
  • Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.

  • С помощью обобщающих слов.
  • С помощью союзов.
  • С помощью порядка слов.

III. Выбрать схему сложного предложения.

  • [–  =], [–  =].
  • [–  =].
  • .[–  =,  =,].

IV. Найти сложные предложения.

  • Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь.
  • Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают.
  • Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода.

(К. Ушинский)

Работают с тестами с последующей проверкой.
Ответы (Слайд 13).


Задание

Ответ

I

3

II

2

III

1

IV

2,3

 

 

Прикрепленный файл Размер
kopylova.jpg 2.96 Кбайт
kopylova.ppt 215 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн