Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Выпуски журнала
|
- Октябрь 2013, Том 2013, № 59
- Сентябрь 2013, Том 2013, № 58
- Май 2013, Том 2013, № 55
- Апрель 2013, Том 2013, № 54
- Март 2013, Том 2013, № 53
- Февраль 2013, Том 2013, № 52
- Январь 2013, Том 2013, № 51
- Декабрь 2012, Том 2012, № 50
- Ноябрь 2012, Том 2012, № 49
- Октябрь 2012, Том 2012, № 48
|
|
|
Копылова Л.А. Тема урока: «Сложное предложение», 5 класс
|
|
|
|
Автор:
Копылова Лидия Александровна
Место работы:
учитель русского языка и литературы II квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области
Тема урока: «Сложное предложение», 5 класс
Предмет: Русский язык.
Класс: 5.
Тема урока: «Сложное предложение».
Форма работы: групповая.
Цели урока:
- Восстановить в памяти учащихся прием распознавания простых и сложных предложений;
- основные признаки сложного предложения;
- познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
- обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определить его границы;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.
Оборудование:
- Текст из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; А.Н. Толстой;
- схемы сложного предложения.
- презентация
Технологическая карта урока
Этап урока
|
Цели
на каждом этапе
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Педагогические приемы
|
Система
ожидаемых умений
|
Целеполагание
|
|
Сообщение темы и цели урока (Слайд 1).
Цель урока:
- научиться распознавать простые и сложные предложения;
- определить основные признаки сложного предложения;
- познакомиться с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
- определять его границы, строить сложные предложения.
|
|
|
Уметь различать сложное и простое предложения, ставить запятую между частями сложного предложения типа: [], О или О, П, определять его границы, строить сложные предложения.
|
Подготовка учащихся к усвоению материала
|
|
Сегодня мы изучаем сложное предложение, несколько уроков назад изучали простое предложение.
- Скажите, что такое предложение вообще?
- А что такое, по вашему мнению, сложное предложение?
- Было высказано много мнений, нам предстоит определить, какое из них верное?
|
Ответы на вопросы.
|
Беседа по вопросам.
|
|
Усвоение
новых знаний
|
Распознавать простые и сложные предложения.
|
Зачитайте речь Тортилы из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Вопросы.
- Почему Тортила назвала Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?
- В каких предложениях Буратино выражал свои «коротенькие мысли»? (В коротких.)
- А Тортила? Зачитайте эти предложения.
- Так в каких предложениях выражает свои мысли Тортила. (В длинных.)
- Давайте сравним, по каким признакам различны предложения Буратино и Тортилы?
|
Чтение отрывков из сказки заранее подготовленными учениками.
Речь Тортилы (Слайд 2).
«Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Если бы ты сидел дома и хорошо учился, то не оказался бы без денег в Стране Дураков. Деньги твои украли кот и лиса. Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор. Но ты не горюй, человечек, я помогу тебе.
Этот ключ обронил человек с такой бородой, что он засовывал ее в карман, чтобы она ему не мешала. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне золотой ключик!»
Речь Буратино (Слайд 3).
«Я хороший и благоразумный. Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой! Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!»
|
Беседа по содержанию текста. Учащиеся зачитывают предложения.
|
|
Сравнительный анализ предложений по наличию
в них грамматических основ
|
Определить основные признаки сложного предложения – количество грамматических основ.
|
Сравните (Слайд 4).
Как я вернусь к папе Карло?
Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала их разговор.
Вывод.
- Теперь, когда оказалось, что в предложении, сказанном черепахой Тортилой, две грамматические основы, а в предложении Буратино – одна, подумайте и решите: какое предложение мы будем называть простым, а какое – сложным?
|
Учащиеся должны подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях и сказать о смысловой связи.
Отвечают на вопрос.
|
|
|
|
Уметь формулировать правило.
|
- Сформулируйте правило: что такое сложное предложение?
|
Работа с учебником «Русский язык. Теория», § 24. Чтение учащимися формулировки синтаксического понятия «сложное предложение».
|
|
|
Закрепление
новых знаний
|
Самоконтроль.
|
А сейчас проведем небольшой эксперимент.
- Какие это предложения? Составьте их схемы. (Слайд 5).
Дождь кончился.
[– =].
Дети пошли гулять.
[– =].
|
Составляют схемы и записывают в тетрадь.
|
|
|
|
Познакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного.
|
- Составьте предложения по данным семам и запишите их в тетрадь (Слайд 6).
[– =], [– =].
Дождь кончился, дети пошли гулять.
[– =], и [– =].
Дождь кончился, и дети пошли гулять.
(Когда – =), [– =].
Когда дождь кончился, дети пошли гулять.
Вывод.
- Если между частями этих предложений смысловая связь?
- Какие это предложения и какие средства связи простых предложений в составе сложного?
|
Составляют предложения по данным схемам и записывают их в тетрадь.
Проверь себя (Слайд 7).
Отвечают на вопросы.
|
|
|
|
Уметь находить сложные предложения в тексте.
|
Откройте учебник на стр. 100 и выполните упр. 325. Запишите только грамматические основы.
- Назовите гр. основы простых предложений.
- Назовите гр. основы сложных предложений.
|
Продолжают работу с §24.
|
|
|
|
РР уметь употреблять сложные предложения в речи.
|
- Вернемся к тексу из сказки. Права ли Тортила, называя Буратино «безмозглым мальчишкой с коротенькими мыслями»?
Творческое задание (Слайд 8).
Употребляя сложные предложения, составьте по тексту или свою сказку, или только сложные предложения, или дайте советы Буратино.
|
Сочиняют свою сказку или конструируют сложные предложения по тексту.
|
|
|
Домашнее задание. Продолжите дома работу по сочинению сказки.
|
Рефлексия
|
Проверка усвоения материала
|
Тест (Слайд 9-12).
I. Выбрать определение сложного предложения.
- Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
- Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
- Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.
- С помощью обобщающих слов.
- С помощью союзов.
- С помощью порядка слов.
III. Выбрать схему сложного предложения.
- [– =], [– =].
- [– =].
- .[– =, =,].
IV. Найти сложные предложения.
- Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь.
- Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают.
- Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода.
(К. Ушинский)
|
Работают с тестами с последующей проверкой.
Ответы (Слайд 13).
Задание |
Ответ
|
I
|
3
|
II
|
2
|
III
|
1
|
IV
|
2,3
|
|
|
|
|
» Тэги к этому документу:
|
|
|
|
|
|
|
Редактор журнала
|
Екатерина Викторовна Якушина
|
|
|