В 2004 г. на сайте Всероссийской школьной библиотечной ассоциации появилась статья профессора Г.А.Ивановой "Профессиональная подготовка школьных библиотекарей: современный подход". Ниже - выдержки из статьи.
"Деятельность школьных библиотекарей значительно усложняется в связи с организацией медиатек. В стандартах для школьных библиотек США (1998 г.) под заглавием "Власть информации" функции и профессиональные требования библиотекаря или медиаспециалиста определяются следующим образом:
* как преподаватель, данный специалист сотрудничает с учащимися и педагогами, чтобы на основе анализа учебных и информационных потребностей определить и использовать адекватные ресурсы; знает о современных исследованиях в области педагогики и психологии и умело применяет их на практике; постоянно повышает свою квалификацию и знания, чтобы эффективно работать со всеми пользователями;
* как партнер по обучению, медиаспециалист сотрудничает с преподавателями, определяя связи между информационными потребностями и информационными ресурсами медиатеки;
* как информационный специалист, обеспечивает лидерство и экспертизу в приобретении и оценке информационных ресурсов во всех форматах; в моделировании стратегий для нахождения, доступа и оценки информации;
* как администратор, работает в сотрудничестве со школьным коллективом, чтобы определить политику программы медиацентра и осуществлять деятельность в соответствии с этой программой. "
"...в МГУКИ (Московский государственный университет культуры и искусств) открыта новая специализация "Организация школьных медиацентров". Студенты изучают учебные дисциплины: организация деятельности школьной библиотеки, организация медиатек, формирование фонда, организация справочно-библиографического аппарата, литература для детей и юношества, педагогика детского и юношеского чтения, возрастная и педагогическая психология, современные педагогические системы, иллюстрация детской книги, библиография литературы для детей и юношества, новые информационные технологии в образовании"
"...чтобы профессия школьного библиотекаря стала привлекательной для молодежи... важно повысить статус этого специалиста, приравнять его к учителям. Статус, возможности служебного роста и заработная плата должны быть сопоставимы с аналогичными показателями для специалистов, получивших профессиональную подготовку в других областях. Важно в каждой библиотеке создать современную информационно-образовательную среду".
"Назрела острая необходимость утвердить в дополнение к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности "Библиотечно-информационная деятельность" квалификацию "Библиотекарь-педагог".
АВВ130226: Культурологи и школьные библиотекари стремятся внедрить в общее образование особый предмет по информационной культуре личности. Нужен ли в школе ещё один предмет? Или информационную культуру учащихся должны формировать все предметы, каждый - на своих материалах?
И ещё вопрос: должен ли каждый предметник быть в какой-то мере "библиотекарем", т.е. владеть основами и технологиями работы с источниками и другой информацией в своей предметной области?
|
Что делать библиотекарям
Умение работать с информацией и передавать эти умения обучающимся сегодня необходимо каждому педагогу.
Вместе с тем, следует признать, что библиотекам и библиотекарям приходится нелегко в сложившихся условиях.
Возьмем ситуацию 10 лет назад. Информационные ресурсы были сосредаточены в одном месте - в библиотеке, и школьники приходили сюда взять программное произведение для урока литературы, книги для написания реферата или сообщения, да и за художественной литературой - почитать на досуге.
Сегодня досуга у школьника нет - кружки, репетиторы, компьютер, а материал для любого задания ученик 8 класса без труда находит в Интернете (про более младших не знаю, предмет химия стоит в программе в 8 класса). Библиотеки формально становятся ненужными. Формально, потому что на самом деле они очень нужны, только должны изменить свои формы работы. Библиотека должна стать медиацентром, где школьник может не только взять книгу, но и поработать за компьютером, получить консультацию опытного специалиста. Отсюда следует, что библиотекари должны иметь очень высокий уровень ИКЛ.
К сожалению, этого пока нет. Как нет компьютеров ни в школьной библиотеке (кроме рабочего компьютера библиотекаря), ни в ближайшей ко мне библиотеке №5 Централизованной библиотечной сети г. Воронежа (опять же, кроме компьютеров для нужд самих библиотекарей).
Отдельный предмет, мне кажется, не нужен. Есть информатика, где дадут основы, все другие педагоги должны подключиться в рамках своего предмета. И школьному библиотекарю дело найдется - индивидуальные консультации читателей (или как их теперь называть-то?). Неужто не осилим?
Дорогу осилит идущий!
А что делать предметникам как менеджерам своих медиатек?
Спасибо, ЕА, за реакцию на "Библиотекари-педагоги". А что Вы делаете как химик-"библиотекарь" в Вашей личной медиатеке?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Предметник как "библиотекарь"
Попробую ответить на Ваш вопрос, ВВ.
Мне только не нравится понятие "личная медиатека". Я предпочитаю считать "своей медиатекой" все доступные ресурсы. Зачем же ограничивать?
1) "библиотекарь для учеников"
Помощь в отборе идей, поиске ресурсов для учебных и исследовательских проектов, их реализации, оформлении и т.д. Мои ученики, например, участвовали здесь (тезисы докладов опубликованы, моих детей можно найти на стр. 22, 27, 39) и здесь, собираемся поучаствовать здесь.
О других внешних проектах, где участвовали мои гимназисты, можно узнать здесь, здесь, здесь... (это так, навскидку).
Мне кажется, это отличная школа для детей, они приобретают ценнейший опыт.
А есть еще проекты внутренние, в которых они тоже учатся работать с информацией и из безликой делать ее личностной: здесь, здесь, здесь...
Это "собирание" ресурсов в помощь ученикам для подготовки к ЕГЭ, ГИА (например, здесь) и создание тестов с той же целью (пример здесь).
Это экскурсии в мир сервисов веб2.0, которые дети потом успешно используют сами (примеры здесь, здесь, здесь, здесь.. - это работы детей).
Это книги, диски, справочники, которыми я всегда готова поделиться и для подготовки к олимпиадам, и просто так - почитать. И естественно, отдавая их детям, я точно знаю кому, что и зачем я даю.
2) "библиотекарь для учителей"
С такими запросами приходится сталкиваться, например, как руководителю РМО - помочь найти, помочь сделать, подсказать, поделиться и т.д. И это вполне нормально.
3) "библиотекарь для себя любимой"
А это ежедневные потребности. Потому что два химико-биологических класса с углубленным изучением предмета - 10 и 11, и должно быть и эффективно, и интересно.
Остальные тоже такие разные - гуманитарные, математические, социально-экономические - и для всех можно использовать их профиль как ключик к химии.
А есть еще Основы Православной культуры - в 8, 3, 4 классах. Это в статусе кружков, есть Воскресная школа - так что по духовно-нравственному направлению у меня большая личная библиотека, без нее не возможно обойтись. И ИКТ активно в ход идут. Кстати, в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОПК у меня ежегодно бывают призеры. В этом году - тоже есть.
Но ведь не просто взял книгу и пошел на урок - это творчество даже большее, чем все остальное.
И это то, что меня в свое время больше всего привлекло в работе педагога. Педагог - самая творческая профессия.
Дорогу осилит идущий!