К диалогам по первому модулю программы ИКЛ мы подошли, уже немного познакомившись друг с другом, с Открытым Классом как средой нашего взаимодействия, с предложенным вариантом программы ИКЛ как предметом взаимодействия. Эти условия, внешние для каждого из нас, но внутренние для нашего проекта - Вебинара 1302, приглашаю принять условной рамкой обсуждения темы "Личная культура в социокультурном поле".
Приглашаю вести диалоги не о "культуре" вообще, а об образе (модели) личной культуры в наших головах. И строить этот образ, рефлексируя в первую очередь свой собственный опыт. Информацию о культуре, которую почерпнули из книг и других источников, привлекать как дополнительную к знаниям, сложившимся в собственной голове в некую систему.
В духе такой персонализации моделей внешнего мира ("интериоризации" как говорят психологи) построена программа "Основы и технологии информационной культуры личности". Именно личную культуру, в том числе личную информационную культуру, хотят понять и развить коллеги по Вебинару 1302 (см здесь здесь здесь...). Именно такой, личный, образ информационной культуры представлен в авторской программе, которую мы рассматриваем в Вебинаре 1302.
Что из этой модели приемлемо для коллег, решать каждому. Каждый человек - своя "вселенная", на основе своего опыта он может обогатить составленную другим программу и стать соавтором. Но может и раскритиковать полностью предмет обсуждения и противопоставить ему свой собственный (как это нередко в науке и образовании в условиях рыночной экономики и конкуренции). Конечно, альтернативные подходы имеют право на существование. Давайте однако предложим авторам представить альтернативные программы в другое время в другом месте. А мы вернёмся к нашей программе и тезисно представим её.
1. Первые два модуля отражают контекст понимания ИКЛ. На этот контекст - ГЕОС и ИОС - обратила внимание Ольга Геннадьевна Болдина. Об ИКЛ подробнее завтра. А сегодня будем разбираться с представлением о личной культуре, зафиксированным в Модуле 1. Напомню его тематику:
Образование как формирование личной культуры на протяжении жизни (lifelong) и в объёме жизни (lifewide). Изменение моделей действительности, ценностей сознания, программ и технологий деятельности.
Информация - в обществе, знания - в головах. Знания и нравственность индивида. Личная культура как единство сознания и действий индивида. Личная культура как капитал.
Для диагностики состояния своей культуры мы сопоставляем избранные индикаторы (модели действительности, ценности сознания, программы и технологии деятельности) в начале и в конце Вебинара 1302. Казалось бы, что может измениться в личной культуре за три недели? Вот конкретный пример - Е.А.Пономарёва: " Понятие "асинхронный вебинар" просто перевернуло мое представление о вебинарах." Пример из области технологий - личный рабочий стол (если автор ведёт его не по общему шаблону). Если внимательно рефлексировать материалы вебинара и свои действия, то, думаю, каждый обнаружит своё продвижение в знаниях и технологиях действий.
2. Модули 3 и 4 посвящены ИКТ (обратите внимание: только 1/6 авторской программы ИКЛ). Участники старшего поколения помнят популярный в ХХ веке девиз "Знание - сила". Под влиянием технического прогресса и политики информатизации маятник в "часах" единства сознания и действий качнулся в другую крайность: началась гонка ИКТ при отставании мировоззрения, человеческих ценностей, того, что понимают под "культурой" в аксеологическом (оценочном) значении. В Модуле 3 мы еще затронем проблему "Технологии против работы"
Задача каждого из нас - восстановить в личной культуре баланс технологий и сознания для ДОБРа (Длительного Относительно Безопасного Развития) человека и общества.
3. Немного особняком в программе стоит Модуль 5 о технологическом цикле "ПОСРЕДНИК". Его смысл - в алгоритме действий с информацией по любой проблеме, которую выделяем, изучаем и предлагаем решение. Не продуктивно увлекаться каким-то одним элементом цикла - поиском или представлением информации... Надо "танцевать" от жизненно важной проблемы и в работе с информацией по этой проблеме соблюдать весь цикл ПОСРЕДНИК.
4. Большой блок программы - модули 6, 7,8, 9. "Шапка" блока - модуль 6 о "персональной среде познания" . Распространилось понятие "образовательная среда". В авторской программе акцент на "познание". А другую составляющую личностного роста - социализацию - в индивидуальной образовательной программе подчиняем задачам познания. Такой выбор из " двух дорог" предпочтителен для педагогического сайта "Открытый Класс", тогда как в массовых социальных сетях господствует социализация в её примитивном варианте (сайты знакомств).
В персональной среде познания индикаторами служат ключевые для личности слова (модуль 7 "Личный тезаурус"). А сама среда развивается в двух направлениях - круги источников (модуль 8) и круги общения (модуль 9). "Личная медиатека" (современное, более широкое по сравнению с "библиотекой" понятие) предшествует "Кругам общения" потому, что в ней отражён исторический опыт человечества, а общение - с современниками. Вместе с тем на первый план "персональной среды познания" ставлю людей, призываю искать прежде всего "Учителей", а не ЭОР.
5. Квинтэссенцией личной информационной культуры для меня стала "Автодидактика учащегося" (Модуль 10). Она ещё мало разработана в теоретическом плане. Но каждый учащийся на протяжении жизни формирует свою автодидактику, над которой стоит задуматься.
6. Завершающие модули перекидывают мосты к профессии педагога/андрагога и к будущим занятиям другими программами метапредметного комплекса "Социо-Инфо-Гео-Клио", т.е. опять к контексту программы ИКЛ.
Столь "длинный" текст - отклик на пожелание Вячеслава Алексеевича Стародубцева (" мне пока не хватает "затравочных" тезисов). Реагируйте, пожалуйста, в комментариях ниже и/или своими размышлениями о личной культуре в личных блогах (с ссылками в личном рабочем столе и в постах в общую дискуссию по Модулю 1)
|
На: Раздумья о личной информационной культуре
Я считаю,что современных студентов надо учить мыслить о себе в связи с космическими законами, о которых говорили русские космисты.
такое обучение является по сути, как космологическим, так ипсихологическим и способствует пониманию сущности человека. психическое развитие связано с физиологическим развитием, проявляется в социальном развитии, но оно невозможно без духовного развития – осмысления человеком своего предназначения в жизни, появления ответственности перед будущим, понимания сложной природы мироздания и стремления к совершенствованию – перевод потенциального в актуальность.
Для этого предлагаем дополнительно к стандартным курсам, таким как «Психология и педагогика», «педагогика высшей школы», читаемым в университетах для студентов и преподавателей, ввести спецкурс «Физическая психология», разработанный автором.
«Физическая психология» – это курс о мироздании, в котором мы живём и сущностном в человеке. в настоящее время он наиболее актуален, поскольку объясняет и обеспечивает правильное понимание человеком не только себя, но и понимания «смысла человеческой жизни» и бесполезности знания без космического бытия.
«Физическая психология» – это трансформизм в противоположность экзистенциализму.
С любовью и признательностью.
ИнИн
На: пост ИнИн
Инна Иннокентьевна,
Ваши мысли мне, много лет преподающему курс "Концепции современного естествознания", очень близки. Может не столько в плане психологии, сколько естествознания о мире и человеке в нем. Но тенденция к "прикладному" бакалавриату приводит к появлению все более маломерных дисциплин в возрастающем количестве. Так что о духовности образования "мечтать не вредно" !
Вячеслав
На: пост ИнИн
Всё правильно, Вячеслав Алексеевич.
Давайте начнём с преподавателей.
Мой руководитель по диссертационной работе "Естественноисторические и естественнонаучные аспекты философии русского космизма" (междисциплинарная работа) д-р физ.-мат. наук, профессор Савченко Валерий Нестерович тоже читает курс КСЕ в ДВФУ. Соруководитель - д-р философ. наук, профессор Кулебякин Евгений Васильевич. Они сначала мне возражали, поскольку руководствовались классическими понятиями, бытующими в науке, а теперь соглашаются с моей парадигмой реальности, но ничего не могут изменить в стандартном образовании.
Кстати, моё первое образование - электроника (факультет радиоэлектроники и приборостроения Политехнического ин-та), второе - психология и третье - философия. Поэтому я и написала спецкурс "Физическая психология".
"Физическая психология" - это СИНТЕЗ, что соответствует духу нашего времени, новой парадигме картины мира, в которой раньше не хватало именно психической составляющей нашего бытия (в квантовой физике - влияние наблюдателя).
А каких "наблюдателей" мы готовим в университетах? А подобных преподавателям, у которых отсутствует реальная картина мира!
Давайте начнём с преподавателей, а студенты подтянуться, если им, конечно, дадут такую возможность.
Самое первое и архиважное, научить пониманию многомерности Вселенной и Человека. Как минимум - троичности. Ещё Пифагор в аксиоме о троичности всего сущего говорил: «Никто не может стать воистину мудрым, пока не будет уметь представить любую проблему в виде треугольной диаграммы… Узрите треугольник, и проблема на две трети решена. Все вещи состоят из трех…»
"Физическая психология" призвана обяснить человеку: 1) строение человека, 2) строение Вселенной и 3) их взаимодействие.
В университете мне не дают читать этот курс, так давайте попробуем в новом проекте Вебинара!!!
На дворе XXI век - точка бифуркации, фрактально повторяющая время зарождения Русского космизма (конец XIX- начало XX века). Наша Солнечная система вошла в особое дименсионное пространство, где совсем другие физические законы и течение времени). Меняется сознание человечества - закономерный эволюционный процесс, связанный с прецессией Земли.
Наступила эпох Водолея - эпоха синтеза и креативного мышления. Вспомних гениальных русских космистов и начнём меняться, дабы не "ударить в грязь лицом" перед будущим.
С любовью и признательностью.
ИнИн
На: Раздумья о личной информационной культуре
Спасибо, ВВ за развернутую "дорожную карту" (как стало модно говорить)!
В Вашей программе для меня просматривается философский подтекст (мировоззренческий и методологический), что возражений не вызывает, скорее наоборот, притягивает ...
Личная культура как единство сознания и действий индивида, проявляемая в сетевом общении.
Личная культура как капитал - как человеческий капитал общества (помните - "нельзя быть свободным от общества" у К. Маркса). К сожалению, пока только хорошие слова в контексте реальной жизни. В контракт не вписывается :(
Ценности сознания изменяются с большим трудом: в беседах с молодыми сотрудниками поражаюсь иногда степени их меркантильности: не будут платить, значит не буду делать "лишних" телодвижений. Будет ли победа за "креативным классом"? Наверное, увижу только ростки, как вот на нашем вебинаре!
Вячеслав
Как быстро реагировать?
Спасибо, В.А., за поддержку.
Как Вам удалось так быстро (всего через час после исходной публикации!) выйти на "дорожную карту"?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)