Проект развития информационной культуры личности (ИКЛ) обычно начинаем с самодиагностики. Используем графическую многомерную модель в виде круговой диаграммы. В центре - нулевой уровень, от которого в разные стороны направлены векторы составляющих ИКЛ.
Вот пример диаграммы такого типа:
Векторами принимаем избранные лично модули программы "Основы и технологии информационной культуры личности" - те модули, которые можно шкалировать от простого к сложному. Например,
- домашняя библиотека (шкала от умения использовать книги и СМИ как источники к культуре библиотекаря);
- персональный компьютер как основное ныне средство личной работы с информацией (шкала умений использовать компьютер и содержать его в рабочем состоянии);
- программное обеспечение для обработки и обмена информацией (шкала от текстового редактора к комплексу мультимедийных приложений);
- Интернет-технологии (шкала от электронной почты и браузера к индивидуальному набору сервисов web 2.0)
- Интернет как глобальная медиатека (шкала от бытовых к профессиональным умениям);
- Цикличность работы с информацией (от серфинга в Интернет и целенаправленного поиска к формированию баз данных, их анализу и "публикации" результатов);
- Формирование личного тезауруса (от ключевых слов в отдельных записях и проектах к связным кластерам и общей системе);
- Личная медиатека (от домашней библиотеки к личному вебпортфолио)
- Социальные сети в Интернет (от бытовых к профессиональным кругам общения и сообществам, от клубов к сетевым проектам сотрудничества)
- Какие ещё?
Градуировка шкал вышеназванных составляющих ИКЛ - особая проблема, которую надо обсуждать. В этой записи лишь обозначили проблему.
Другой вариант структуризации векторов ИКЛ (в скобках - возможные шкалы):
- познавательный (ознакомление с информацией и её запоминание - понимание информации и применение к новым ситуациям - интеграция и удержание общей картины в своём мировоззрении - открытия...)
- коммуникативный (чтение - письмо - связные тексты - мультимедийное общение...)
- инженерно-экологический, т.е. формирование среды саморазвития (ПК - Интернет - владение сервисами web 2.0 - накопление источников - веб-портфолио своих открытий - 5С...)
- педагогический (ученик - учащийся - учитель - коуч...)
В заключение вопросы:
1. Нужны ли подобные диаграммы для многомерной диагностики исходного и результирующего состояний личной культуры?
2. Какие измеряемые векторы считаете полезным добавить в диагностику (или удалить из неё)?
3. Есть ли ссылки на опыт шкалирования указанных (и других) векторов личной культуры?
|
На: Самодиагностика в автодидактике
Владимир Владимирович, спасибо за материал. Считаю, что подобные диаграммы очень удобный инструмент именно для самоодиагностики. На мой взгляд, возможно добавление вектора "Методы работы с источником информации (текстом)" - владение различными методами работы с текстом (активного чтения), его структурирования,графической организации текста. Вполне возможно, что некоторые составляющие этого вектора заложены в векторе "Формирование личного тезауруса (от ключевых слов в отдельных записях и проектах к связным кластерам и общей системе);"