Самоконтроль, самооценка, рефлексия являются важнейшими этапами учебной деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития.
Выберите наболее эффективные методы организации рефлексивной деятельности (1 прием - для использования на уроке, 1 - во внеурочной или внеклассной работе). Поясните свой выбор.
Я работаю методистом в учреждении дополнительного образования детей. На семинарах с педагогами и старшими вожатыми школ, я применяю метод организации рефлексивной деятельности, как обратную связь, что помогает моим коллегам в полной мере поделиться тем, что они умеют и научиться на примере опыта других.
А на занятиях в объединениях "дерево творчества", что помогает судить на сколько плодотворно прошло занятие, кто что успел и не успел и над чем еще стоит поработать.
Для проведения рефлексии в учебной деятельности, я выбираю интеллектуальный вил рефлексии. И на своих уроках я с удовольствием применяю данный вид работы. Учащиеся в конце урока составляют денотатный граф, кластер. Среди учащихся 5-6 классов особую «популярность» приобрели сорбонки (шпаргалки). А также прием «Ладошка». Метод очень нравиться учащимся. У каждого из них есть на картонке своя ладошка. На каждом пальчике , начиная с большого, надпись:
Было важно…
Я узнал…
Было трудно…
Комфортно ли я чувствовал себя на уроке?
Было недостаточно…
На этапе рефлексии уместно использовать знаковую систему Ю. М. Лотмана. ( две карточки-одна с вопросительным, другая с восклицательным знаком).
А также ответы на вопросы:
1. Какую цель я ставил перед собой?
2. Что я сегодня делал на уроке?
3. Каких я достиг результатов?
Во внеурочной деятельности мне нравиться использовать Синквейн, образную рефлексию.
Я считаю, что данный вид рефлексии помогает осмыслить затруднения, а также выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления.
В своей работе я использую интеллектуальный вид рефлексии. Данный вид работы нравится не только мне, но и ученикам. Учащиеся в течение урока составляют буриме, синквейны.
На этапе рефлексии использую рефлексивные сочинения и очень часто также ответы на вопросы:
1.Что мы хотели выяснить на уроке?
2.Что нам удалось узнать?
3.Мы ответили на поставленный вопрос?
4.Что было самым важным на уроке?Кто хочет кого-нибудь похвалить?
Во внеурочной деятельности я использую Синквейн, образную рефлексию.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. На уроках я использую технологию интеллектуальной рефлексии:
1)пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал) , «?» - хочу узнать.
Этот вид рефлексии заставляет учащегося постоянно контролировать себя, держать в памяти проблемные вопросы, на которые он должен получить ответ от учителя, а в свою очередь учитель, таким образом определяет уровень развития каждого ученика в отдельности.
Интересен приём рефлексии в форме:
2) синквейна.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Во внеклассной работе с учениками обычно использую рефлексию деятельности:
Огонёк общения. Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
- Сегодня меня порадовало…
- Сегодня меня огорчило…
На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
- Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?
Благодаря такому виду рефлексии происходит не только плодотворная творческая работа
Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты, наметить цели будущей работы, откорректировать свою образовательную траекторию, соединить результаты с целями. "Если физические органы чувств человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия — источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение" (А. В. Хуторской).
Рефлексия относится к двум областям: онтологической (содержание предметных знаний) и психологической. Уже начиная с младшего школьного возраста необходимо учить детей осознавать то, что они делают и что с ними происходит. Для младших и средних школьников более эффективной оказывается психологическая рефлексия, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации. Существует множество приёмов рефлексии.
Для использования на уроке:
Моё настроение. Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение.
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
ØМне было интересно…
ØМы сегодня разобрались…
ØЯ сегодня понял, что…
ØМне было трудно…
ØЗавтра я хочу на уроке…
Для использованияво внеурочной или внеклассной работе:
Синквейн– составление четверостишия по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным,
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,
четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
Комментарий был изменен с момента создания (korolewa-wenera, Tue, 26/02/2013 - 23:04).
Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты, наметить цели будущей работы, откорректировать свою образовательную траекторию, соединить результаты с целями. "Если физические органы чувств человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия — источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение" (А. В. Хуторской).
Рефлексия относится к двум областям: онтологической (содержание предметных знаний) и психологической. Уже начиная с младшего школьного возраста необходимо учить детей осознавать то, что они делают и что с ними происходит. Для младших и средних школьников более эффективной оказывается психологическая рефлексия, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации. Существует множество приёмов рефлексии.
Для использования на уроке:
Моё настроение. Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение.
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
ØМне было интересно…
ØМы сегодня разобрались…
ØЯ сегодня понял, что…
ØМне было трудно…
ØЗавтра я хочу на уроке…
Для использованияво внеурочной или внеклассной работе:
Синквейн– составление четверостишия по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным,
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,
четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
Комментарий был изменен с момента создания (korolewa-wenera, Tue, 26/02/2013 - 23:05).
Самоконтроль, самооценка, рефлексия являются важнейшими этапами учебной деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития.
Выберите наболее эффективные методы организации рефлексивной деятельности (1 прием - для использования на уроке, 1 - во внеурочной или внеклассной работе). Поясните свой выбор.